Проект экспериментальной спортшколы «Москвич» на Волгоградском проспекте был вынесен на рассмотрение архитектурного совета после корректировки по замечаниям прошлогоднего Общественного совета при мэре Москвы. Напомним, что реконструкции подлежит территория, ограниченная Волгоградским проспектом, Люблинской улицей и проектируемым участком Четвертого кольца. Сейчас здесь доживают свой век сооружения спортшколы с тем же названием, выстроенные еще в 1970-е – все они подлежат разборке. На их месте будут построены три крупных объекта – универсальный легкоатлетический стадион, спорткомплекс и гостиница.
Новый стадион планируется построить ко времени вероятного проведения в Москве чемпионата мира по легкой атлетике. Он, как впрочем и многие другие спортивные сооружения Андрея Бокова и Дмитрия Буша, обладает конструктивными новшествами – самое заметное из них это навес-линза над трибунами. Стадион рассчитан на 20 тысяч зрителей плюс разборные трибуны еще на 5 тысяч мест. В соответствии с рекомендациями общественного совета, нижний ярус стадиона в новом варианте охватывает все легкоатлетическое «ядро». Изменилась и геометрия оболочки-козырька: в первом варианте она оставляла нижний ярус открытым, в новом его передняя сторона наклонена к полю, накрывая трибуны полностью.
Вдоль Волгоградского проспекта к стадиону примыкает универсальный спорткомплекс, распределение функций в котором напоминает, образно говоря, «слоеный пирог». Два подземных уровня занимает автостоянка на 1450 мест. Следующий «слой» – поле для керлинга и тиры. Над ними – крытый легкоатлетический манеж, теннисные корты, две ледовые арены. В самом верхнем ярусе расположено открытое футбольное поле с тренировочными секторами и легкоатлетическим «ядром». В южной части участка к стадиону примыкает природный комплекс вокруг пруда «Садки». Для того, чтобы парк не страдал от нашествия болельщиков в дни соревнований, его планируется временно «отсекать» на уровне платформы стадиона.
Окна всех номеров 11-этажной гостиницы обращены в сторону пруда. Проект предусматривает также сооружение крытого пешеходного перехода на высоте 6 метров над землей; переход соединит станцию метро «Текстильщики» и жилые районы, повторяя существующий здесь стихийный маршрут.
Проект был принят коллегами доброжелательно, хотя не обошлось и без критики. Алексей Воронцов выразил сомнение в том, что этот дорогостоящий стадион будет эффективно использоваться впоследствии, после участия в предполагаемом чемпионате. Он также обратил внимание на мега-масштаб здания и нашел не вполне убедительным градостроительное решение его окружения – «пластики дорожных развязок», по образному выражению архитектора. Референт проекта Николай Лютомский обратил внимание на «зажатость» объемов, вызванную увеличением общей площади с 27 тыс. 192 тыс. кв.метров. Юрий Григорьев указал на излишнюю жесткость «клина» здания спорткомплекса, который как бы вторгается в прилегающую жилую застройку.
В итоге обсуждения проект был принят советом с рекомендациями поработать над фасадами спорткомплекса, скорректировав их в сторону «чистого стиля»; над обликом гостиницы, в том числе, уточнить геометрию козырька над трибуной и дизайн вышек прожекторов, которые Юрию Григорьеву напомнили «двуногих роботов», не перегружать пешеходный мост торговыми точками (хотя последнее в большей степени относится к ведению префектуры ЮВАО).
Затем совет рассмотрел проект жилого дома в Зеленограде. Это здание должно завершить композицию экспериментального микрорайона из красного кирпича, в 1980-е годы спроектированного на въезде в город И. Покровским и В. Кувырдиным. Микрорайон строили долго и постепенно, в общей сложности примерно двадцать лет. В начале 1990-х выросли первые несколько башен, затем к ним прибавилось «крыло» из ступенчато понижающихся объемов в виде латинской V, краснокирпичных с зелеными крышами. Сейчас предстоит построить полукруглый жилой дом из нескольких секций, который предполагался в проекте И. Покровского.
В проекте, представленном совету архитекторами НП МЖК «Зеленоград», этот дом изогнут дугой в направлении север-юг, замыкая композицию, развивающуюся вдоль Ленинградского шоссе. Он состоит из семи секций переменной этажности, от 10 до 17 этажей с развитым цоколем для размещения стоянки, магазина и пр. Внутренний двор спроектирован в виде зеленого амфитеатра, раскрытого к югу.
Критические замечания членов совета сосредоточились, в основном, на планировках квартир. Планировки свободные; но выполнены с рядом нормативных нарушений: в частности, вход в санузел осуществляется непосредственно из спален и гостиных, имеются примыкания санузлов к стенам комнат смежных квартир, часть спален и кухонь не обеспечены нормативной освещенностью, проходы в комнаты запроектированы через кухни и санузлы, что, по мнению членов совета, недопустимо.
Главное, однако, стало очевидно к концу заседания – дом оказался построенным уже на 10 этажей без заключения экспертизы, которой соинвесторы и будущие жильцы так и не дождались. Архитектурный совет решил, что в таком случае это дело не принадлежит его компетенции, и проект, по-видимому, будет отправлен на «комиссию по самострою» при Владимире Ресине.