Галерея Люмьер отмечает 115-летие со дня рождения Наума Грановского

В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения советского фотографа Наума Грановского (1910–1984), чье имя неразрывно связано с историей Москвы и архитектурным наследием СССР. Его фотографии не только документировали развитие столицы, но и формировали образ современного города, что оказало значительное влияние на архитектурное восприятие эпохи.

Более 20 лет Галерея Люмьер работает с архивами Фонда Наума Грановского, включающими свыше 350 отпечатков и 35 000 негативов. В 2021 году галерея открыла широкий доступ к части архивов: сейчас на сайте фонда можно увидеть более 500 признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров Грановского, найденных во время исследовательской работы.

Книги, рассказывающие историю эпохи Работа с наследием Грановского воплотилась в серии авторских альбомов. В 2009 году был издан первый альбом «Москва Наума Грановского», а в 2020 году, к 110-летию фотографа, вышла монография «Наум Грановский. 1920–1980», созданная совместно с фондом Still Art Foundation. К 115-летию фотографа в конце 2024 года была выпущена новая книга «Страна Наума Грановского», разработанная Галереей Люмьер совместно с девелоперской компанией VOS’HOD. Это издание представляет взгляд на малоизвестные стороны творчества мастера, включая не только черно-белые, но и редкие цветные фотографии, многие из которых опубликованы впервые.

«Наум Грановский – это больше, чем фотограф. Он был архитектором визуального языка, который формировал образ не только Москвы, но и всей страны. Его работы – это мост между прошлым и будущим, художественный и документальный взгляд на эпоху, который остается актуальным и сегодня», – рассказывает основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Наум Грановский был не просто хроникером московской архитектуры – он создавал образы города, передавая его масштаб, ритм и эстетику. Через его объектив модернистские постройки Москвы становились не просто зданиями, а символами эпохи. Свет, ракурс, перспектива – все в его кадрах работало на выразительность архитектурной формы.

Показываем десять ярких  примеров советского модернизма на снимках Наума Грановского из коллекции Галереи Люмьер. 
Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
zooming
Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Калининский проспект (ныне Новый Арбат) был построен в 1960-е годы как советский аналог знаменитых магистралей Парижа и Нью-Йорка. Его характерные «дома-книжки» стали символом эпохи позднего модернизма, а сам проспект – манифестом массового градостроительства.

Кадр был сделан в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции, и Грановский выбирает вечернее время, чтобы запечатлеть великолепную иллюминацию, которая загоралась по праздникам, когда огни в окнах «домов-книжек» создавали особую атмосферу. Он снимает с одной из сторон проспекта, показывая перспективу, открывающуюся перед горожанином. Мокрые дорога и небольшие лужи, отражающие свет, добавляют динамики кадру, а оживленное автомобильное движение подчеркивает эстетику прогресса, свойственную этому времени.
НИИ «Гидропроект». 1968
Наум Грановский. НИИ «Гидропроект». 1968
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект здания разработан архитектором Борисом Тхором в 1970-е годы. Инженерное бюро, расположенное внутри, занималось крупнейшими гидротехническими проектами СССР, включая плотины и электростанции.

Фотография Грановского выполнена с Ленинградского шоссе, что позволяет акцентировать внимание на архитектурной величине и строгой геометрии здания. Съемка с этого ракурса подчеркивает выразительность и футуристичность конструкции, где игра света и тени создает контраст и усиливает драматичность композиции. Стеклянный фасад и массивные опоры здания создают впечатление его «парения» в пространстве, отражая стремление к прогрессивным инженерным решениям и модернистской эстетике.
Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1968 году, этот дом стал знаковым примером архитектурного эксперимента с «разгруженным» первым этажом, что должно было улучшить пешеходное восприятие городской среды. Проект был реализован архитекторами Виктором Андреевым и Трифоном Заикиным.

Наум Грановский запечатлел невесомость конструкции, подчеркивая «парящий» первый этаж на стройных «ножках»-колоннах. Низкий ракурс дает ощущение простора, открывающегося под зданием. В кадре – минимум деталей, что позволяет сосредоточиться на главной идее композиции. Автор также выделяет архитектурный ритм фасада с выступающими балконами, которые создают динамичный рисунок, словно устремляющийся в небо.
9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
zooming
Наум Грановский. 9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Новые Черемушки стали первым в СССР микрорайоном массовой застройки, возведенным в 1956 году. Именно здесь появились первые «хрущевки» – дома, которые ознаменовали переход от коммунального расселения к отдельным квартирам для каждой семьи. В то время это воспринималось как настоящий прорыв: тысячи людей впервые получили собственное жилье, пускай и скромное, но свое.

Фотография, воплощающая эпоху массового индустриального строительства. Грановский запечатлел один из уютных дворов Новых Черемушек, передавая атмосферу этого нового типа городской среды, где особое внимание уделялось удобству жителей – от просторных дворов до доступной социальной инфраструктуры. В кадре – плескательный бассейн для детей, как символ благоустройства.
Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
zooming
Наум Грановский. Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект гостиницы «Салют» был разработан архитекторами Владимиром Кричевским и Яковом Белопольским в 1970-х годах. Здание спроектировано с учетом современных стандартов комфорта и передовых технологических решений.

Грановский делает панорамный снимок гостиницы, показывая ее органичное встраивание в городскую ткань. Одно из первых зданий, которое привлекало внимание въезжающих в Москву по Ленинскому проспекту в 1970-х, гостиница «Салют» должна была произвести впечатление на иностранных гостей, прибывавших через аэропорт «Внуково». Размещение гостиницы на перекрестке двух проспектов – Вернадского и Ленинского – было стратегически важным для того, чтобы подчеркнуть облик города перед Олимпиадой 1980 года. Здание сочетает индивидуальность и сдержанность, не выбиваясь из общей застройки. Фасад, отделанный серым гранитом и известняком, напоминает типичную серию жилого дома П-3, но с уникальными элементами: лоджиями и яркой надписью «Салют», которая подчеркивает значимость этого объекта для города.
Круглый дом на Нежинской улице. 1975
zooming
Наум Грановский. Круглый дом на Нежинской улице. 1975
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Круглый дом на Нежинской улице, построенный в 1972 году, был первым подобным зданием в Москве. Проект был разработан архитекторами Евгением Стамо и Александром Маркеловым. Используя необычную технику размещения панельных конструкций с небольшим отклонением, они создали здание, которое стало символом инновационного подхода в градостроительстве. Внутри – 913 квартир и 26 подъездов, а размер двора дома сопоставим с футбольным полем. Легенда гласит, что форма здания была вдохновлена олимпийскими кольцами, что подчеркивает связь с Олимпиадой 1980 года.

Грановский снимает этот уникальный объект с высокой точки, создавая панораму района, в котором эффектно выделяется культовый дом. В кадре особенно подчеркнута геометрия форм, передано необычное восприятие пространства. Этот дом стал одним из символов экспериментального подхода в советской архитектуре. Светотеневой рисунок здесь играет важную роль и добавляет графичности форме, гармонично взаимодействующей с окружающим ландшафтом.
Останкинская телебашня, 1960-е
Наум Грановский. Останкинская телебашня. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенная в 1967 году, Останкинская башня на момент завершения была самой высокой в мире (540 м).

Грановский запечатлел Останкинскую телебашню в период ее строительства, когда работы уже близились к завершению. Башня возвышается над пейзажем, подчеркивая масштаб градостроительных перемен. Архитектором проекта выступил Леонид Баталов, а главным конструктором – Николай Никитин, который разработал уникальную систему натяжных тросов, обеспечивающих устойчивость сооружения. Грановский выбирает низкую точку съемки, акцентируя внимание на устремленности башни ввысь и ее новаторской для того времени конструкции.
Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
zooming
Наум Грановский. Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенное в 1977 году по проекту Леонида Павлова, это здание стало новым лицом советской архитектуры – строгим, технологичным и ориентированным на прогресс.

Используя излюбленный метод высотной съемки, Наум Грановский создает панорамный кадр с видом на площадь Никитских ворот, где здание ТАСС становится центральным элементом композиции. «Телеграфное агентство Советского Союза», основанное в 1902 году, нуждалось в новом здании, которое должно было стать не только офисом, но и символом модернизации страны и передовых идей в архитектуре. Длительные поиски нашли воплощение в строгих геометрических формах, железобетоне, стекле и металле, создающих современный и футуристичный фасад. Элементы, такие как окна-экраны и скульптурная арка с глобусом, отсылают к важным этапам истории ТАСС и советской архитектуры.
Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
  • zooming
    Наум Грановский. Панно на фасадах Дворца пионеров на Ленинских горах. 1963
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер
  • zooming
    Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Возведенный в 1962 году, Дворец пионеров стал важным объектом послевоенного модернизма и символом обновления советской молодежной политики.

Наум Грановский в разные годы стремился передать легкость и простор Дворца пионеров на Воробьевых горах. Здание, спроектированное виде серии павильонов, асимметрично отходящих от общей галереи, являло собой открытое и функциональное пространство для молодежи, отражало идею свободы и творчества. Монументальное оформление фасадов включало рельефы и панно, символизирующие покорение человеком стихий: «Вода», «Земля», «Небо». Архитектура дворца с его стеклянными фасадами противопоставлялась строгим и монументальным стилям прошлого.
Кинотеатр «Россия», 1960-е
Наум Грановский. Кинотеатр «Россия», 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1961 году, кинотеатр «Россия» (ныне «Пушкинский») долгое время был крупнейшим кинозалом страны, местом притяжения и синонимом культурной жизни столицы.

В 1960-е годы кинотеатры стали важными культурными центрами, отражавшими дух социальных и технологических изменений. Их архитектура сочетала функциональные решения с элементами символизма, направленными на визуализацию прогресса. На фотографии особое внимание уделено этим символичным чертам: козырек, устремленный вверх, ассоциируется с идеей стремительного развития, а прозрачные стены фойе олицетворяют открытость и перемены в обществе того времени.

Подробно ознакомиться с электронным архивом творчества Николая Грановского можно на сайте Фонда Наума Грановского.
 

28 Марта 2025

Похожие статьи
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.