Галерея Люмьер отмечает 115-летие со дня рождения Наума Грановского

В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения советского фотографа Наума Грановского (1910–1984), чье имя неразрывно связано с историей Москвы и архитектурным наследием СССР. Его фотографии не только документировали развитие столицы, но и формировали образ современного города, что оказало значительное влияние на архитектурное восприятие эпохи.

Более 20 лет Галерея Люмьер работает с архивами Фонда Наума Грановского, включающими свыше 350 отпечатков и 35 000 негативов. В 2021 году галерея открыла широкий доступ к части архивов: сейчас на сайте фонда можно увидеть более 500 признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров Грановского, найденных во время исследовательской работы.

Книги, рассказывающие историю эпохи Работа с наследием Грановского воплотилась в серии авторских альбомов. В 2009 году был издан первый альбом «Москва Наума Грановского», а в 2020 году, к 110-летию фотографа, вышла монография «Наум Грановский. 1920–1980», созданная совместно с фондом Still Art Foundation. К 115-летию фотографа в конце 2024 года была выпущена новая книга «Страна Наума Грановского», разработанная Галереей Люмьер совместно с девелоперской компанией VOS’HOD. Это издание представляет взгляд на малоизвестные стороны творчества мастера, включая не только черно-белые, но и редкие цветные фотографии, многие из которых опубликованы впервые.

«Наум Грановский – это больше, чем фотограф. Он был архитектором визуального языка, который формировал образ не только Москвы, но и всей страны. Его работы – это мост между прошлым и будущим, художественный и документальный взгляд на эпоху, который остается актуальным и сегодня», – рассказывает основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Наум Грановский был не просто хроникером московской архитектуры – он создавал образы города, передавая его масштаб, ритм и эстетику. Через его объектив модернистские постройки Москвы становились не просто зданиями, а символами эпохи. Свет, ракурс, перспектива – все в его кадрах работало на выразительность архитектурной формы.

Показываем десять ярких  примеров советского модернизма на снимках Наума Грановского из коллекции Галереи Люмьер. 
Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
zooming
Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Калининский проспект (ныне Новый Арбат) был построен в 1960-е годы как советский аналог знаменитых магистралей Парижа и Нью-Йорка. Его характерные «дома-книжки» стали символом эпохи позднего модернизма, а сам проспект – манифестом массового градостроительства.

Кадр был сделан в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции, и Грановский выбирает вечернее время, чтобы запечатлеть великолепную иллюминацию, которая загоралась по праздникам, когда огни в окнах «домов-книжек» создавали особую атмосферу. Он снимает с одной из сторон проспекта, показывая перспективу, открывающуюся перед горожанином. Мокрые дорога и небольшие лужи, отражающие свет, добавляют динамики кадру, а оживленное автомобильное движение подчеркивает эстетику прогресса, свойственную этому времени.
НИИ «Гидропроект». 1968
Наум Грановский. НИИ «Гидропроект». 1968
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект здания разработан архитектором Борисом Тхором в 1970-е годы. Инженерное бюро, расположенное внутри, занималось крупнейшими гидротехническими проектами СССР, включая плотины и электростанции.

Фотография Грановского выполнена с Ленинградского шоссе, что позволяет акцентировать внимание на архитектурной величине и строгой геометрии здания. Съемка с этого ракурса подчеркивает выразительность и футуристичность конструкции, где игра света и тени создает контраст и усиливает драматичность композиции. Стеклянный фасад и массивные опоры здания создают впечатление его «парения» в пространстве, отражая стремление к прогрессивным инженерным решениям и модернистской эстетике.
Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1968 году, этот дом стал знаковым примером архитектурного эксперимента с «разгруженным» первым этажом, что должно было улучшить пешеходное восприятие городской среды. Проект был реализован архитекторами Виктором Андреевым и Трифоном Заикиным.

Наум Грановский запечатлел невесомость конструкции, подчеркивая «парящий» первый этаж на стройных «ножках»-колоннах. Низкий ракурс дает ощущение простора, открывающегося под зданием. В кадре – минимум деталей, что позволяет сосредоточиться на главной идее композиции. Автор также выделяет архитектурный ритм фасада с выступающими балконами, которые создают динамичный рисунок, словно устремляющийся в небо.
9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
zooming
Наум Грановский. 9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Новые Черемушки стали первым в СССР микрорайоном массовой застройки, возведенным в 1956 году. Именно здесь появились первые «хрущевки» – дома, которые ознаменовали переход от коммунального расселения к отдельным квартирам для каждой семьи. В то время это воспринималось как настоящий прорыв: тысячи людей впервые получили собственное жилье, пускай и скромное, но свое.

Фотография, воплощающая эпоху массового индустриального строительства. Грановский запечатлел один из уютных дворов Новых Черемушек, передавая атмосферу этого нового типа городской среды, где особое внимание уделялось удобству жителей – от просторных дворов до доступной социальной инфраструктуры. В кадре – плескательный бассейн для детей, как символ благоустройства.
Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
zooming
Наум Грановский. Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект гостиницы «Салют» был разработан архитекторами Владимиром Кричевским и Яковом Белопольским в 1970-х годах. Здание спроектировано с учетом современных стандартов комфорта и передовых технологических решений.

Грановский делает панорамный снимок гостиницы, показывая ее органичное встраивание в городскую ткань. Одно из первых зданий, которое привлекало внимание въезжающих в Москву по Ленинскому проспекту в 1970-х, гостиница «Салют» должна была произвести впечатление на иностранных гостей, прибывавших через аэропорт «Внуково». Размещение гостиницы на перекрестке двух проспектов – Вернадского и Ленинского – было стратегически важным для того, чтобы подчеркнуть облик города перед Олимпиадой 1980 года. Здание сочетает индивидуальность и сдержанность, не выбиваясь из общей застройки. Фасад, отделанный серым гранитом и известняком, напоминает типичную серию жилого дома П-3, но с уникальными элементами: лоджиями и яркой надписью «Салют», которая подчеркивает значимость этого объекта для города.
Круглый дом на Нежинской улице. 1975
zooming
Наум Грановский. Круглый дом на Нежинской улице. 1975
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Круглый дом на Нежинской улице, построенный в 1972 году, был первым подобным зданием в Москве. Проект был разработан архитекторами Евгением Стамо и Александром Маркеловым. Используя необычную технику размещения панельных конструкций с небольшим отклонением, они создали здание, которое стало символом инновационного подхода в градостроительстве. Внутри – 913 квартир и 26 подъездов, а размер двора дома сопоставим с футбольным полем. Легенда гласит, что форма здания была вдохновлена олимпийскими кольцами, что подчеркивает связь с Олимпиадой 1980 года.

Грановский снимает этот уникальный объект с высокой точки, создавая панораму района, в котором эффектно выделяется культовый дом. В кадре особенно подчеркнута геометрия форм, передано необычное восприятие пространства. Этот дом стал одним из символов экспериментального подхода в советской архитектуре. Светотеневой рисунок здесь играет важную роль и добавляет графичности форме, гармонично взаимодействующей с окружающим ландшафтом.
Останкинская телебашня, 1960-е
Наум Грановский. Останкинская телебашня. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенная в 1967 году, Останкинская башня на момент завершения была самой высокой в мире (540 м).

Грановский запечатлел Останкинскую телебашню в период ее строительства, когда работы уже близились к завершению. Башня возвышается над пейзажем, подчеркивая масштаб градостроительных перемен. Архитектором проекта выступил Леонид Баталов, а главным конструктором – Николай Никитин, который разработал уникальную систему натяжных тросов, обеспечивающих устойчивость сооружения. Грановский выбирает низкую точку съемки, акцентируя внимание на устремленности башни ввысь и ее новаторской для того времени конструкции.
Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
zooming
Наум Грановский. Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенное в 1977 году по проекту Леонида Павлова, это здание стало новым лицом советской архитектуры – строгим, технологичным и ориентированным на прогресс.

Используя излюбленный метод высотной съемки, Наум Грановский создает панорамный кадр с видом на площадь Никитских ворот, где здание ТАСС становится центральным элементом композиции. «Телеграфное агентство Советского Союза», основанное в 1902 году, нуждалось в новом здании, которое должно было стать не только офисом, но и символом модернизации страны и передовых идей в архитектуре. Длительные поиски нашли воплощение в строгих геометрических формах, железобетоне, стекле и металле, создающих современный и футуристичный фасад. Элементы, такие как окна-экраны и скульптурная арка с глобусом, отсылают к важным этапам истории ТАСС и советской архитектуры.
Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
  • zooming
    Наум Грановский. Панно на фасадах Дворца пионеров на Ленинских горах. 1963
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер
  • zooming
    Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Возведенный в 1962 году, Дворец пионеров стал важным объектом послевоенного модернизма и символом обновления советской молодежной политики.

Наум Грановский в разные годы стремился передать легкость и простор Дворца пионеров на Воробьевых горах. Здание, спроектированное виде серии павильонов, асимметрично отходящих от общей галереи, являло собой открытое и функциональное пространство для молодежи, отражало идею свободы и творчества. Монументальное оформление фасадов включало рельефы и панно, символизирующие покорение человеком стихий: «Вода», «Земля», «Небо». Архитектура дворца с его стеклянными фасадами противопоставлялась строгим и монументальным стилям прошлого.
Кинотеатр «Россия», 1960-е
Наум Грановский. Кинотеатр «Россия», 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1961 году, кинотеатр «Россия» (ныне «Пушкинский») долгое время был крупнейшим кинозалом страны, местом притяжения и синонимом культурной жизни столицы.

В 1960-е годы кинотеатры стали важными культурными центрами, отражавшими дух социальных и технологических изменений. Их архитектура сочетала функциональные решения с элементами символизма, направленными на визуализацию прогресса. На фотографии особое внимание уделено этим символичным чертам: козырек, устремленный вверх, ассоциируется с идеей стремительного развития, а прозрачные стены фойе олицетворяют открытость и перемены в обществе того времени.

Подробно ознакомиться с электронным архивом творчества Николая Грановского можно на сайте Фонда Наума Грановского.
 

28 Марта 2025

Похожие статьи
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.