Галерея Люмьер отмечает 115-летие со дня рождения Наума Грановского

В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения советского фотографа Наума Грановского (1910–1984), чье имя неразрывно связано с историей Москвы и архитектурным наследием СССР. Его фотографии не только документировали развитие столицы, но и формировали образ современного города, что оказало значительное влияние на архитектурное восприятие эпохи.

Более 20 лет Галерея Люмьер работает с архивами Фонда Наума Грановского, включающими свыше 350 отпечатков и 35 000 негативов. В 2021 году галерея открыла широкий доступ к части архивов: сейчас на сайте фонда можно увидеть более 500 признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров Грановского, найденных во время исследовательской работы.

Книги, рассказывающие историю эпохи Работа с наследием Грановского воплотилась в серии авторских альбомов. В 2009 году был издан первый альбом «Москва Наума Грановского», а в 2020 году, к 110-летию фотографа, вышла монография «Наум Грановский. 1920–1980», созданная совместно с фондом Still Art Foundation. К 115-летию фотографа в конце 2024 года была выпущена новая книга «Страна Наума Грановского», разработанная Галереей Люмьер совместно с девелоперской компанией VOS’HOD. Это издание представляет взгляд на малоизвестные стороны творчества мастера, включая не только черно-белые, но и редкие цветные фотографии, многие из которых опубликованы впервые.

«Наум Грановский – это больше, чем фотограф. Он был архитектором визуального языка, который формировал образ не только Москвы, но и всей страны. Его работы – это мост между прошлым и будущим, художественный и документальный взгляд на эпоху, который остается актуальным и сегодня», – рассказывает основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Наум Грановский был не просто хроникером московской архитектуры – он создавал образы города, передавая его масштаб, ритм и эстетику. Через его объектив модернистские постройки Москвы становились не просто зданиями, а символами эпохи. Свет, ракурс, перспектива – все в его кадрах работало на выразительность архитектурной формы.

Показываем десять ярких  примеров советского модернизма на снимках Наума Грановского из коллекции Галереи Люмьер. 
Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
zooming
Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Калининский проспект (ныне Новый Арбат) был построен в 1960-е годы как советский аналог знаменитых магистралей Парижа и Нью-Йорка. Его характерные «дома-книжки» стали символом эпохи позднего модернизма, а сам проспект – манифестом массового градостроительства.

Кадр был сделан в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции, и Грановский выбирает вечернее время, чтобы запечатлеть великолепную иллюминацию, которая загоралась по праздникам, когда огни в окнах «домов-книжек» создавали особую атмосферу. Он снимает с одной из сторон проспекта, показывая перспективу, открывающуюся перед горожанином. Мокрые дорога и небольшие лужи, отражающие свет, добавляют динамики кадру, а оживленное автомобильное движение подчеркивает эстетику прогресса, свойственную этому времени.
НИИ «Гидропроект». 1968
Наум Грановский. НИИ «Гидропроект». 1968
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект здания разработан архитектором Борисом Тхором в 1970-е годы. Инженерное бюро, расположенное внутри, занималось крупнейшими гидротехническими проектами СССР, включая плотины и электростанции.

Фотография Грановского выполнена с Ленинградского шоссе, что позволяет акцентировать внимание на архитектурной величине и строгой геометрии здания. Съемка с этого ракурса подчеркивает выразительность и футуристичность конструкции, где игра света и тени создает контраст и усиливает драматичность композиции. Стеклянный фасад и массивные опоры здания создают впечатление его «парения» в пространстве, отражая стремление к прогрессивным инженерным решениям и модернистской эстетике.
Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1968 году, этот дом стал знаковым примером архитектурного эксперимента с «разгруженным» первым этажом, что должно было улучшить пешеходное восприятие городской среды. Проект был реализован архитекторами Виктором Андреевым и Трифоном Заикиным.

Наум Грановский запечатлел невесомость конструкции, подчеркивая «парящий» первый этаж на стройных «ножках»-колоннах. Низкий ракурс дает ощущение простора, открывающегося под зданием. В кадре – минимум деталей, что позволяет сосредоточиться на главной идее композиции. Автор также выделяет архитектурный ритм фасада с выступающими балконами, которые создают динамичный рисунок, словно устремляющийся в небо.
9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
zooming
Наум Грановский. 9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Новые Черемушки стали первым в СССР микрорайоном массовой застройки, возведенным в 1956 году. Именно здесь появились первые «хрущевки» – дома, которые ознаменовали переход от коммунального расселения к отдельным квартирам для каждой семьи. В то время это воспринималось как настоящий прорыв: тысячи людей впервые получили собственное жилье, пускай и скромное, но свое.

Фотография, воплощающая эпоху массового индустриального строительства. Грановский запечатлел один из уютных дворов Новых Черемушек, передавая атмосферу этого нового типа городской среды, где особое внимание уделялось удобству жителей – от просторных дворов до доступной социальной инфраструктуры. В кадре – плескательный бассейн для детей, как символ благоустройства.
Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
zooming
Наум Грановский. Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект гостиницы «Салют» был разработан архитекторами Владимиром Кричевским и Яковом Белопольским в 1970-х годах. Здание спроектировано с учетом современных стандартов комфорта и передовых технологических решений.

Грановский делает панорамный снимок гостиницы, показывая ее органичное встраивание в городскую ткань. Одно из первых зданий, которое привлекало внимание въезжающих в Москву по Ленинскому проспекту в 1970-х, гостиница «Салют» должна была произвести впечатление на иностранных гостей, прибывавших через аэропорт «Внуково». Размещение гостиницы на перекрестке двух проспектов – Вернадского и Ленинского – было стратегически важным для того, чтобы подчеркнуть облик города перед Олимпиадой 1980 года. Здание сочетает индивидуальность и сдержанность, не выбиваясь из общей застройки. Фасад, отделанный серым гранитом и известняком, напоминает типичную серию жилого дома П-3, но с уникальными элементами: лоджиями и яркой надписью «Салют», которая подчеркивает значимость этого объекта для города.
Круглый дом на Нежинской улице. 1975
zooming
Наум Грановский. Круглый дом на Нежинской улице. 1975
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Круглый дом на Нежинской улице, построенный в 1972 году, был первым подобным зданием в Москве. Проект был разработан архитекторами Евгением Стамо и Александром Маркеловым. Используя необычную технику размещения панельных конструкций с небольшим отклонением, они создали здание, которое стало символом инновационного подхода в градостроительстве. Внутри – 913 квартир и 26 подъездов, а размер двора дома сопоставим с футбольным полем. Легенда гласит, что форма здания была вдохновлена олимпийскими кольцами, что подчеркивает связь с Олимпиадой 1980 года.

Грановский снимает этот уникальный объект с высокой точки, создавая панораму района, в котором эффектно выделяется культовый дом. В кадре особенно подчеркнута геометрия форм, передано необычное восприятие пространства. Этот дом стал одним из символов экспериментального подхода в советской архитектуре. Светотеневой рисунок здесь играет важную роль и добавляет графичности форме, гармонично взаимодействующей с окружающим ландшафтом.
Останкинская телебашня, 1960-е
Наум Грановский. Останкинская телебашня. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенная в 1967 году, Останкинская башня на момент завершения была самой высокой в мире (540 м).

Грановский запечатлел Останкинскую телебашню в период ее строительства, когда работы уже близились к завершению. Башня возвышается над пейзажем, подчеркивая масштаб градостроительных перемен. Архитектором проекта выступил Леонид Баталов, а главным конструктором – Николай Никитин, который разработал уникальную систему натяжных тросов, обеспечивающих устойчивость сооружения. Грановский выбирает низкую точку съемки, акцентируя внимание на устремленности башни ввысь и ее новаторской для того времени конструкции.
Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
zooming
Наум Грановский. Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенное в 1977 году по проекту Леонида Павлова, это здание стало новым лицом советской архитектуры – строгим, технологичным и ориентированным на прогресс.

Используя излюбленный метод высотной съемки, Наум Грановский создает панорамный кадр с видом на площадь Никитских ворот, где здание ТАСС становится центральным элементом композиции. «Телеграфное агентство Советского Союза», основанное в 1902 году, нуждалось в новом здании, которое должно было стать не только офисом, но и символом модернизации страны и передовых идей в архитектуре. Длительные поиски нашли воплощение в строгих геометрических формах, железобетоне, стекле и металле, создающих современный и футуристичный фасад. Элементы, такие как окна-экраны и скульптурная арка с глобусом, отсылают к важным этапам истории ТАСС и советской архитектуры.
Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
  • zooming
    Наум Грановский. Панно на фасадах Дворца пионеров на Ленинских горах. 1963
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер
  • zooming
    Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Возведенный в 1962 году, Дворец пионеров стал важным объектом послевоенного модернизма и символом обновления советской молодежной политики.

Наум Грановский в разные годы стремился передать легкость и простор Дворца пионеров на Воробьевых горах. Здание, спроектированное виде серии павильонов, асимметрично отходящих от общей галереи, являло собой открытое и функциональное пространство для молодежи, отражало идею свободы и творчества. Монументальное оформление фасадов включало рельефы и панно, символизирующие покорение человеком стихий: «Вода», «Земля», «Небо». Архитектура дворца с его стеклянными фасадами противопоставлялась строгим и монументальным стилям прошлого.
Кинотеатр «Россия», 1960-е
Наум Грановский. Кинотеатр «Россия», 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1961 году, кинотеатр «Россия» (ныне «Пушкинский») долгое время был крупнейшим кинозалом страны, местом притяжения и синонимом культурной жизни столицы.

В 1960-е годы кинотеатры стали важными культурными центрами, отражавшими дух социальных и технологических изменений. Их архитектура сочетала функциональные решения с элементами символизма, направленными на визуализацию прогресса. На фотографии особое внимание уделено этим символичным чертам: козырек, устремленный вверх, ассоциируется с идеей стремительного развития, а прозрачные стены фойе олицетворяют открытость и перемены в обществе того времени.

Подробно ознакомиться с электронным архивом творчества Николая Грановского можно на сайте Фонда Наума Грановского.
 

28 Марта 2025

Похожие статьи
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне