Галерея Люмьер отмечает 115-летие со дня рождения Наума Грановского

В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения советского фотографа Наума Грановского (1910–1984), чье имя неразрывно связано с историей Москвы и архитектурным наследием СССР. Его фотографии не только документировали развитие столицы, но и формировали образ современного города, что оказало значительное влияние на архитектурное восприятие эпохи.

Более 20 лет Галерея Люмьер работает с архивами Фонда Наума Грановского, включающими свыше 350 отпечатков и 35 000 негативов. В 2021 году галерея открыла широкий доступ к части архивов: сейчас на сайте фонда можно увидеть более 500 признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет и опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров Грановского, найденных во время исследовательской работы.

Книги, рассказывающие историю эпохи Работа с наследием Грановского воплотилась в серии авторских альбомов. В 2009 году был издан первый альбом «Москва Наума Грановского», а в 2020 году, к 110-летию фотографа, вышла монография «Наум Грановский. 1920–1980», созданная совместно с фондом Still Art Foundation. К 115-летию фотографа в конце 2024 года была выпущена новая книга «Страна Наума Грановского», разработанная Галереей Люмьер совместно с девелоперской компанией VOS’HOD. Это издание представляет взгляд на малоизвестные стороны творчества мастера, включая не только черно-белые, но и редкие цветные фотографии, многие из которых опубликованы впервые.

«Наум Грановский – это больше, чем фотограф. Он был архитектором визуального языка, который формировал образ не только Москвы, но и всей страны. Его работы – это мост между прошлым и будущим, художественный и документальный взгляд на эпоху, который остается актуальным и сегодня», – рассказывает основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Наум Грановский был не просто хроникером московской архитектуры – он создавал образы города, передавая его масштаб, ритм и эстетику. Через его объектив модернистские постройки Москвы становились не просто зданиями, а символами эпохи. Свет, ракурс, перспектива – все в его кадрах работало на выразительность архитектурной формы.

Показываем десять ярких  примеров советского модернизма на снимках Наума Грановского из коллекции Галереи Люмьер. 
Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
zooming
Наум Грановский. Калининский проспект. Иллюминация к 60-летию Октября. 1977
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Калининский проспект (ныне Новый Арбат) был построен в 1960-е годы как советский аналог знаменитых магистралей Парижа и Нью-Йорка. Его характерные «дома-книжки» стали символом эпохи позднего модернизма, а сам проспект – манифестом массового градостроительства.

Кадр был сделан в 1977 году в честь 60-летия Октябрьской революции, и Грановский выбирает вечернее время, чтобы запечатлеть великолепную иллюминацию, которая загоралась по праздникам, когда огни в окнах «домов-книжек» создавали особую атмосферу. Он снимает с одной из сторон проспекта, показывая перспективу, открывающуюся перед горожанином. Мокрые дорога и небольшие лужи, отражающие свет, добавляют динамики кадру, а оживленное автомобильное движение подчеркивает эстетику прогресса, свойственную этому времени.
НИИ «Гидропроект». 1968
Наум Грановский. НИИ «Гидропроект». 1968
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект здания разработан архитектором Борисом Тхором в 1970-е годы. Инженерное бюро, расположенное внутри, занималось крупнейшими гидротехническими проектами СССР, включая плотины и электростанции.

Фотография Грановского выполнена с Ленинградского шоссе, что позволяет акцентировать внимание на архитектурной величине и строгой геометрии здания. Съемка с этого ракурса подчеркивает выразительность и футуристичность конструкции, где игра света и тени создает контраст и усиливает драматичность композиции. Стеклянный фасад и массивные опоры здания создают впечатление его «парения» в пространстве, отражая стремление к прогрессивным инженерным решениям и модернистской эстетике.
Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
Наум Грановский. Фрагмент фасада дома на «ножках» на проспекте Мира. 1970-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1968 году, этот дом стал знаковым примером архитектурного эксперимента с «разгруженным» первым этажом, что должно было улучшить пешеходное восприятие городской среды. Проект был реализован архитекторами Виктором Андреевым и Трифоном Заикиным.

Наум Грановский запечатлел невесомость конструкции, подчеркивая «парящий» первый этаж на стройных «ножках»-колоннах. Низкий ракурс дает ощущение простора, открывающегося под зданием. В кадре – минимум деталей, что позволяет сосредоточиться на главной идее композиции. Автор также выделяет архитектурный ритм фасада с выступающими балконами, которые создают динамичный рисунок, словно устремляющийся в небо.
9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
zooming
Наум Грановский. 9-й квартал Новых Черемушек. Плескательный бассейн для детей. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Новые Черемушки стали первым в СССР микрорайоном массовой застройки, возведенным в 1956 году. Именно здесь появились первые «хрущевки» – дома, которые ознаменовали переход от коммунального расселения к отдельным квартирам для каждой семьи. В то время это воспринималось как настоящий прорыв: тысячи людей впервые получили собственное жилье, пускай и скромное, но свое.

Фотография, воплощающая эпоху массового индустриального строительства. Грановский запечатлел один из уютных дворов Новых Черемушек, передавая атмосферу этого нового типа городской среды, где особое внимание уделялось удобству жителей – от просторных дворов до доступной социальной инфраструктуры. В кадре – плескательный бассейн для детей, как символ благоустройства.
Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
zooming
Наум Грановский. Гостиница «Салют». Тропарево. 1979
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Проект гостиницы «Салют» был разработан архитекторами Владимиром Кричевским и Яковом Белопольским в 1970-х годах. Здание спроектировано с учетом современных стандартов комфорта и передовых технологических решений.

Грановский делает панорамный снимок гостиницы, показывая ее органичное встраивание в городскую ткань. Одно из первых зданий, которое привлекало внимание въезжающих в Москву по Ленинскому проспекту в 1970-х, гостиница «Салют» должна была произвести впечатление на иностранных гостей, прибывавших через аэропорт «Внуково». Размещение гостиницы на перекрестке двух проспектов – Вернадского и Ленинского – было стратегически важным для того, чтобы подчеркнуть облик города перед Олимпиадой 1980 года. Здание сочетает индивидуальность и сдержанность, не выбиваясь из общей застройки. Фасад, отделанный серым гранитом и известняком, напоминает типичную серию жилого дома П-3, но с уникальными элементами: лоджиями и яркой надписью «Салют», которая подчеркивает значимость этого объекта для города.
Круглый дом на Нежинской улице. 1975
zooming
Наум Грановский. Круглый дом на Нежинской улице. 1975
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Круглый дом на Нежинской улице, построенный в 1972 году, был первым подобным зданием в Москве. Проект был разработан архитекторами Евгением Стамо и Александром Маркеловым. Используя необычную технику размещения панельных конструкций с небольшим отклонением, они создали здание, которое стало символом инновационного подхода в градостроительстве. Внутри – 913 квартир и 26 подъездов, а размер двора дома сопоставим с футбольным полем. Легенда гласит, что форма здания была вдохновлена олимпийскими кольцами, что подчеркивает связь с Олимпиадой 1980 года.

Грановский снимает этот уникальный объект с высокой точки, создавая панораму района, в котором эффектно выделяется культовый дом. В кадре особенно подчеркнута геометрия форм, передано необычное восприятие пространства. Этот дом стал одним из символов экспериментального подхода в советской архитектуре. Светотеневой рисунок здесь играет важную роль и добавляет графичности форме, гармонично взаимодействующей с окружающим ландшафтом.
Останкинская телебашня, 1960-е
Наум Грановский. Останкинская телебашня. 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенная в 1967 году, Останкинская башня на момент завершения была самой высокой в мире (540 м).

Грановский запечатлел Останкинскую телебашню в период ее строительства, когда работы уже близились к завершению. Башня возвышается над пейзажем, подчеркивая масштаб градостроительных перемен. Архитектором проекта выступил Леонид Баталов, а главным конструктором – Николай Никитин, который разработал уникальную систему натяжных тросов, обеспечивающих устойчивость сооружения. Грановский выбирает низкую точку съемки, акцентируя внимание на устремленности башни ввысь и ее новаторской для того времени конструкции.
Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
zooming
Наум Грановский. Никитские ворота. Здание ТАСС, конец 1970-х
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенное в 1977 году по проекту Леонида Павлова, это здание стало новым лицом советской архитектуры – строгим, технологичным и ориентированным на прогресс.

Используя излюбленный метод высотной съемки, Наум Грановский создает панорамный кадр с видом на площадь Никитских ворот, где здание ТАСС становится центральным элементом композиции. «Телеграфное агентство Советского Союза», основанное в 1902 году, нуждалось в новом здании, которое должно было стать не только офисом, но и символом модернизации страны и передовых идей в архитектуре. Длительные поиски нашли воплощение в строгих геометрических формах, железобетоне, стекле и металле, создающих современный и футуристичный фасад. Элементы, такие как окна-экраны и скульптурная арка с глобусом, отсылают к важным этапам истории ТАСС и советской архитектуры.
Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
  • zooming
    Наум Грановский. Панно на фасадах Дворца пионеров на Ленинских горах. 1963
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер
  • zooming
    Наум Грановский. Дворец пионеров на Ленинских горах. 1965
    © Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Возведенный в 1962 году, Дворец пионеров стал важным объектом послевоенного модернизма и символом обновления советской молодежной политики.

Наум Грановский в разные годы стремился передать легкость и простор Дворца пионеров на Воробьевых горах. Здание, спроектированное виде серии павильонов, асимметрично отходящих от общей галереи, являло собой открытое и функциональное пространство для молодежи, отражало идею свободы и творчества. Монументальное оформление фасадов включало рельефы и панно, символизирующие покорение человеком стихий: «Вода», «Земля», «Небо». Архитектура дворца с его стеклянными фасадами противопоставлялась строгим и монументальным стилям прошлого.
Кинотеатр «Россия», 1960-е
Наум Грановский. Кинотеатр «Россия», 1960-е
© Изображение предоставлено Галереей Люмьер

Построенный в 1961 году, кинотеатр «Россия» (ныне «Пушкинский») долгое время был крупнейшим кинозалом страны, местом притяжения и синонимом культурной жизни столицы.

В 1960-е годы кинотеатры стали важными культурными центрами, отражавшими дух социальных и технологических изменений. Их архитектура сочетала функциональные решения с элементами символизма, направленными на визуализацию прогресса. На фотографии особое внимание уделено этим символичным чертам: козырек, устремленный вверх, ассоциируется с идеей стремительного развития, а прозрачные стены фойе олицетворяют открытость и перемены в обществе того времени.

Подробно ознакомиться с электронным архивом творчества Николая Грановского можно на сайте Фонда Наума Грановского.
 

28 Марта 2025

Похожие статьи
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.