Плоские потолки в армянской архитектуре как форма интерьера мемориального сооружения

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00354, в НИУ МГСУ
 
Плоские потолки, в разных видах применявшиеся в античной греко-римской и раннехристианской архитектуре, к VII в. утратили свою популярность, о чем свидетельствуют, в первую очередь, средневековые церкви, перекрытые сводами и куполами.

В докладе впервые обращено внимание на уникальное явление в армянской архитектуре начала XI — первой половины XIV в. — применение плоских потолков. Две постройки эпохи Багратидов, церковь монастыря Иаковов в Иерусалиме середины XII в. и ряд построек более позднего времени, составляют совокупность таких памятников. Есть основания полагать, что эти постройки создавались с учетом столичных архитектурных идей: некоторые расположены на городище Ани, другие — в связанных с этим городом монастырях. Замечено, что такие потолки во всех отмеченных примерах присутствуют в зданиях мемориального назначения: в церквях-мартириях или тех частях/ярусах храмов, которые служили усыпальницами.
Очевидно, плоским каменным потолкам и близким по формам перекрытиям, некоторые из которых несут на себе солярные символы, придавалось особое значение, связанное со специфическим пониманием образа небес (небосвода), который контрастировал с тем распространенным олицетворением небосвода в формах куполов и сводов, которое воплощалось в интерьерах христианских церквей.

05 Октября 2023

Похожие статьи
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.