Собор в честь Вознесения Господня в Новочеркасске: концепция росписи соборного храма Войска Донского

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Вознесенский собор в Новочеркасске является одним из самых выдающихся памятников русского зодчества и изобразительного искусства, связанных с развитием на рубеже XIX-XX столетий так называемого неовизантийского стиля. Собор поражает величием архитектуры, а также грандиозными размерами: на одну службу вмещает до 5.000 человек. По величине Вознесенский собор в Новочеркасске уступает только Храму Христа Спасителя в Москве (10 тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.).

Символическая закладка Вознесенского собора произошла еще в 1805 году при закладке самого города Новочеркасска. С этого момента, дважды предпринимались попытки воздвигнуть собор – в 1811-1846 (по проекту Алоизия Руско) и в 1850-1863 годах (по проекту Константина Тона). Однако оба раза строительство завершилось обрушением здания. Наконец, в 1891 голу, был высочайше утвержден проект третьего варианта Вознесенского собора, выполненный архитектором, действительным членом Императорской Академии художеств Александром Александровичем Ященко. Строительство началось в 1893 году, и 6 мая 1905 года состоялось освящение Вознесенского собора. А.А. Ященко скоропостижно скончался в 1893 году. Руководство работами осуществлял архитектор И.П.Злобин.

Архитектурная композиция и декоративное оформление фасадов Вознесенского собора решены в неовизантийском стиле. Грандиозный центральный купол обрамлен четырьмя малыми. Наружное скульптурное оформление по эскизам художника Грязнова выполнено скульптором Возницким. Кроме главного престола в соборе освящены еще два придела: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. Собор имеет два подвала – нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре – под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов.

Вознесенский собор был теплым, имел специальное оборудование для отопления в зимнее время. Внутренняя отделка собора отличается утонченной роскошью и монументальным величием. Белый мрамор из Италии для полов и иконостаса поставила ростовская фирма итальянца Сильвестра Тонитто, а розовый (для колонн), привозили из Франции.

Эскизы икон подготовили члены Общества русских художников Стаборовский и Гружевский. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В. Пряхову.

Выдающимся художественным качеством отмечена роспись Вознесенского собора, созданная под несомненным влиянием стенописей Храма Христа Спасителя, а также живописи В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

После конкурса заказ на роспись Вознесенского собора был отдан Обществу русских художников, чей проект произвел на комиссию наиболее благоприятное впечатление. Роспись выполняла большая группа живописцев из Санкт-Петербурга, Москвы и Новочеркасска. Среди них следует выделить Григория Григорьевича Мясоедова, Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г.В. Белащенко, А.П. Хотулева, В.А. Иващенко, А.С. Петухова, В.А. Плотникова, Т.К. Петрусевича, Т.П. Шинкаренко, М.Е. Ватутина, Ф.С. Казачинского, С.Е. Девяткина.

Программа росписи Вознесенского собора тесно связана с традицией системы росписи византийских и русских больших соборов, отмечена глубоким пониманием смысла и назначения храмовой росписи. Роспись выполнена в масляной технике живописи на известково-гипсово-песчаном основании.
В куполе традиционно представлен Христос Вседержитель в окружении херувимов, написанный И.Ф. Порфировым в духе Владимирского собора в Киеве. В барабане – пророки, которые выделяются своей экспрессией, энергией рисунка и строгими, по-васнецовски аскетичными, ликами; принадлежат они кисти художника Г.В. Белащенко.

Что касается сюжетов, то в соборе наблюдается тенденция минимизации сюжетов центрального пространства, тем самым огромное количество площадей покрываются роскошными вызолочеными орнаментами, отчего храм приобретает удивительно нарядное звучание. В соборе присутствует только праздничный цикл, а так же отдельные композиции в алтаре и на западной стене. Большое количество изображений святых – в медальонах арок, на столпах и стенах, в простенках окон. Над главными арками художником А.П. Хотулевым написано одиннадцать изображений чудотворных икон Божией Матери, особенно чтимых в Донской области.

Сцены христологического цикла помещены в притворе. Угловые композици принадлежат кисти И.Ф. Попова: «Притча о Блудном Сыне», «Исцеление дочери Хананеянки», «Отрок Иисус во храме», «Благословение детей». Их задача – запечатлеть в памяти христианина примеры милосердия. Над входом, на западной стене притвора, художником В.А. Плотниковым изображенл евангельское повествование «Подаяние на храм Христом сатира», как пример пожертвования на храм, которому должен следовать по мере своего достатка каждый прихожанин.

Притвор отделяется от самого собора преддверием с двумя дубовыми перегородками с зеркальными стеклами. На северной стене преддверия написанная художником А.В.Троицким композиция «Чудесное видение Креста на небе Императором Константином». На противоположной стене – «Искание князем Владимиром истинной веры».

Алтарь оформлен в соответствии со вкусами начала XX века. Следует отметить композицию «Троица Новозаветная» над алтарем кисти художника М.Е. Ватутина по эскизу И.Ф. Попова. Наличие неканонических композиций в живописи XIX – начала XX века встречается довольно часто, однако, изображение Троицы в центральной алтарной конхе – редкое явление, традиционно это место занимают образы Христа или Богоматери. Ниже под окнами в алтаре помещается одно из самых интересных изображений во всем храме – «Тайная вечеря», Это огромная 13-ти метровая композиция, принадлежащая кисти художника В.Н. Попова.

Самая крупная композиция в Новочеркасском соборе – «Страшный суд», площадью около 75 кв. м.
На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, размещены исторические сюжеты, отразившие основные вехи становления и развития Донского казачества, выполненные в передвижническом стиле Ф.С. Казачинским, Д.Н. Кардовским, И.Ф. Поповым и др. Включение композиций, связанных с историей казачества, отвечает назначению собора как усыпальницы великих людей Дона и как войскового храма Донских казаков.

В 1934 году собор был закрыт, его убранство и листы позолоченной меди с крыши были изъяты. Однако в 1942 году, в период немецкой оккупации, храм был вновь открыт. Службы в нем не прекратились и после освобождения Новочеркасска. Подвал собора использовался как склад, но наверху шли церковные службы. Все это время храм практически не реставрировался.

В 1991 году здание собора передано Русской Православной Церкви. 15 мая 1993 года в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора.

К настоящему моменту проведена реставрация фасадов, восстановлено покрытие и позолота куполов, установлены кресты со вставками из горного хрусталя. Однако внутреннее убранство, в первую очередь росписи, нуждается в срочной реставрации.

13 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.