Архитектура церкви Покрова в Филях на современном этапе исследования

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Церковь Покрова в Филях, хрестоматийный памятник нарышкинского стиля, привлекала внимание многих исследователей, начиная с самого зарождения отечественного искусствознания. Сам стиль архитектуры Москвы конца XVII - начала XVIII века сталь именоваться нарышкинским именно благодаря обращению всех без исключения писавших о нём авторов к анализу художественных достоинств филевского храма, возведенного в своей загородной вотчине дядей и ближайшим сподвижником царя Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным в 1690-1694 годах. Село Фили было отказано Л.К. Нарышкину в июне 1689 года. Собственно основные строительные работы начались, по всей видимости, на следующий год и были проведены за два строительных сезона в 1690-1691 годах.

Два основных вопроса, связанных с изучением памятника – это происхождение архитектурных форм (объемно-пространственных и декоративного убранства) и его идейное содержание.

Исследователями, занимавшимися изучением московской архитектуры этого периода в целом и филевского храма в частности, рождено несколько осевых идей относительно происхождения форм: влияние украинского зодчества (использование чертежей и планов украинских храмов, непосредственная работа украинских мастеров – об этом писали Ф.Ф. Горностаев, М.А. Ильин, В.П. Выголов, И.Л. Бусева-Давыдова и др.); влияние польской и голландской архитектуры (опосредованно, через книги, увражи, мебель, предметы быта – С.С.Попадюк, М.Н. Микишатьев, Вл.В. Седов и др.); заимствование форм из собственной архитектурной традиции (влияние церквей «иже под колоколы»; итальянизирующих лепестковых и шатровых храмов XVI века; архитектуры Воскресенского собора в Новом-Иерусалиме – А.И. Некрасов, А.Л. Баталов, Т.Н. Вятчанина и т.д.).

Все точки зрения на сегодняшний момент кажутся верными и, на наш взгляд, все вышеперечисленные источники сыграли важную роль в формировании нового стиля. За последние годы пересмотрена лишь роль деревянной храмовой архитектуры в его формировании. До сих пор бытует также утверждение, что наиболее ярко нарышкинский стиль проявился именно в вотчинных храмах, к которым относится филевский памятник, хотя традиционные пятиглавые бесстолпные храмы, крестово-купольные соборы и монастырские постройки не уступают вотчинным по выразительности и активно участвуют в формировании нового стиля.

Нарышкинский стиль характеризуют новые объемно-пространственные композиции и новая система декоративного убранства, причем их формирование на ранней стадии происходит параллельно. Ранний период формирования нового стиля выпадает на последние годы правления царя Федора Алексеевича и регентство царевны Софьи. Все новые архитектурные идеи генерируются в кругу царской семьи и ближайшего знатного окружения. В 1681-1687 годах в Москве и окрестностях возводится несколько вотчинных церквей нового типа с использованием композиции «восьмерик на четверике» и явным влиянием украинских форм. Это храмы Знамения в Курове (1681-1687, заказчик боярин А.С. Шеин); Знамения в Знаменском-Губайлове (1683, заказчик боярин И.Ф. Волынский); Рождества Богородицы в Рождественском Погосте (1685-1686, заказчик князь А.П. Прозоровский). Важно отметить, что все они лишены того пышного белокаменного декора, который так важен в идентификации нового стиля. К 1684 году относится закладка Нового собора Донского монастыря на средства царевны Екатерины Алексеевны, имеющего четырехлепестковый план и явную проукраинскую объемно-пространственную композицию. Возможно, строители использовали план и чертежи, предназначавшиеся для церкви Воскресения на Пресне, заложенной по указу царя Федора Алексеевича еще в мае 1681 года. Известно, что Федор Алексеевич посылал на Украину мастера-живописца Карпа Золотарева, позднее работавшего над украшением иконостаса филевского храма.

 В 1686 году князь В.В. Голицын строит в своей городской усадьбе церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду с крестообразным завершением, явно ориентирующуюся на формы Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Под его же руководством строится двухэтажная церковь Царевича Иоасафа в Измайлове (1687), относящаяся к типу «восьмерик на четверике», и сооружения Новодевичьего монастыря: два разных по типологии надвратных храма: новаторский Покровский (середина 1680-х) и традиционный пятиглавый Преображенский (1688); двухэтажная трапезная Успенская церковь (1686-1687) и ярусная колокольня (1690. Памятники Измайлова и Новодевичьего монастыря, отличающиеся по типологии, украшены пышным белокаменным декором и свидетельствуют, что стиль вступил в фазу расцвета до победы Петра I над царевной Софьей, то есть ещё при Милославских и Голицыне. Вечный мир с Польшей, заключенный В.В. Голицыным в 1686 году, как будто дал карт-бланш новым формам, близким польскому Ренессансу.

Следует особо остановится на Успенской церкви в Петрово-Дальнем (1684-1688) – важнейшем памятнике периода правления царевны Софьи, в архитектуре которого (кроме двухэтажной композиции и пышного белокаменного декора, которого, судя по проведенным археологическим раскопкам, не было) имеются все основные компоненты, в дальнейшем развитые в филевском храме: лепестковый план, восьмерик на четверике, общая композиция «иже под колоколы», наличие внутристенной лестницы, ведущей к звону и на владельческие хоры. Это первый проект, возведенный в вотчине П.И. Прозоровского, возможно, при участии молодого зятя И.А. Голицына, был прекрасно знаком всему царскому дому и его окружению. Именно этот храм стал родоначальником всех вотчинных церквей-колоколен, возведенных в 1690-е годы: Покрова в Филях, Знамения на Шереметевом дворе (начало 1690-х, заказчик Л.К. Нарышкин), Троицы в Троицком-Лыкове (1690-1695, заказчик М.К. Нарышкин), Петра и Павла в Петровском-Разумовском (1691, заказчик А.Л. Нарышкина), Смоленской Богоматери в Сафарине (1691, заказчик Ф.П. Салтыков); Бориса и Глеба в Зюзине (заложена в 1688 году, заказчик Б.И. Прозоровский), Спаса Нерукотворного в Уборах (1694-1697, заказчик П.В Шереметев). Прямой ориентацией на филевскую церковь в начале следующего столетия стали нарышкинские храмы-колокольни в Жолчине и Тешилове.

Возвращаясь к строительству в Филях скажем, что государственный переворот 1689 года привел к победе сторонников молодого Петра (прежде всего Нарышкиных), которые очень быстро подхватили только что родившийся стиль и возвели несколько прекрасных памятников. Важно отметить, что в этот период был «замечен» ещё один храм, сыгравший важную роль в формировании нарышкинского стиля. Восьмилепестковый собор Высокопетровского монастыря (на территории которого находилась усыпальница Нарышкиных), возведенный ещё в начале XVI века Алевизом Новым, перестроен на средства царицы Наталии Кирилловны и торжественно освящен в присутствии всего клана Нарышкиных 5 мая 1690 года. Тогда же разворачиваются работы в Филях.

Вышеперечисленные источники свидетельствуют, что к моменту строительства церкви Покрова в Филях все формы, послужившие основой для нового стиля, уже существовали на русской почве, созданные в разное время: четырех, восьми и двенадцатилепестковые планы, восьмерик на четверике, композиция «иже под колоколы», двухэтажные храмы с расположением алтарей друг под другом, открытые обходные галереи-гульбища. Точный образец филевскому храму не найден и, по всей видимости, не будет найден не когда, поскольку этот памятник, как яркий представитель стиля, являет собой творческую интерпретацию форм, соединение разных источников, переосмысление старого на новом этапе с добавлением актуальных современных черт. Важно, что каждый памятник нарышкинского стиля индивидуален, при том, что мастера использовали древнерусский метод строительства по образцу. Яркой отличительной особенностей филевского храма является белокаменная декорация, в которой использованы лишь архитектурные мотивы, отличающиеся от иконостасной резьбы, что свойственно этому времени.
Обратимся к идейному значению церкви Покрова в Филях. Прежде всего, он прекрасно вписывается в ряд древнерусских храмов, возведенных в честь важного события. Среди храмов памятников боярско-княжеского жанра можно провести нить с первым престолом Покрова на Нерли. Эта традиция возводить храмы в честь важного события, прекрасно воплотившись в шатровых постройках, дожила до самого конца древнерусского периода. Филевский храм возведен на месте деревянного храма Покрова, поставленного в честь важнейшего события Смутного времени: на Покров 1618 года русские войска отбили от стен Белого города в Москве соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагайдачного, что положило конец «смуте и разорению московского государства». Верхний престол филевского храма освящен в честь образа Спаса Нерукотворного, по преданию, спасшего заказчика Л.К. Нарышкина от разъяренных стрельцов в 1682 году. Новый обетный храм, конечно же, поставлен в благодарность за спасение от гибели заказчика, но в нём отчетливо звучит победная тема молодого Петра, желавшего править самостоятельно и не нуждавшегося более в опекунстве единокровной сестры.

В этом вотчинном храме-капелле, призванном служить основной архитектурной доминантой частной усадьбы, неожиданно ярко и программно звучит тема победы и царского величия: не случайно на крестах помещены двуглавые орлы, в образе святого архидиакона Стефана специалисты усматривают черты молодого царя Петра, а т.н. «царская ложа» - небольшой балкончик, устроенный для владельца на западной стене (и, судя по всему, впервые в истории стиля), – так пышно украшен и увенчан короной, и, как будто, всегда ожидает к обедне государя.

Важно, что этот победный храм-монумент построен в хорошо знакомой Петру I усадьбе, в которой он бывал на праздник Покрова ещё отроком в 1683 году. Приезжал на обеды уже к дяде, новому владельцу в период начала строительства (20 февраля, 21 июля 1690 года по старому стилю; 1 октября был на храмовом празднике у дядюшки на Филях, который служили, по-видимому, еще в деревянной церкви). В следующем 1691 году на праздник Покрова Богородицы Гордон уже присутствовал на освящении новопостроенного филевского храма (по-видимому, к освящению был готов нижний тёплый храм). Не исключено, что молодой царь, постоянно общавшийся с дядей и часто посещавший Фили, принял участие в составлении подрядной грамоты на строительство нового храма.

Так или иначе, в церкви Покрова на Филях найден образ, отражающий ожидания и большие надежды на процветание страны, поднявшейся из руин после Смуты под руководством новой династии Романовых. Филевский храм всегда будет находиться в эпицентре изучения архитектуры этого периода, так как является эмблемой московского периода правления молодого царя Петра I, находившегося «в начале славных дел».

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.