Автор текста:
Н.А. Мерзлютина

Архитектура церкви Покрова в Филях на современном этапе исследования

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 Церковь Покрова в Филях, хрестоматийный памятник нарышкинского стиля, привлекала внимание многих исследователей, начиная с самого зарождения отечественного искусствознания. Сам стиль архитектуры Москвы конца XVII - начала XVIII века сталь именоваться нарышкинским именно благодаря обращению всех без исключения писавших о нём авторов к анализу художественных достоинств филевского храма, возведенного в своей загородной вотчине дядей и ближайшим сподвижником царя Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным в 1690-1694 годах. Село Фили было отказано Л.К. Нарышкину в июне 1689 года. Собственно основные строительные работы начались, по всей видимости, на следующий год и были проведены за два строительных сезона в 1690-1691 годах.

Два основных вопроса, связанных с изучением памятника – это происхождение архитектурных форм (объемно-пространственных и декоративного убранства) и его идейное содержание.

Исследователями, занимавшимися изучением московской архитектуры этого периода в целом и филевского храма в частности, рождено несколько осевых идей относительно происхождения форм: влияние украинского зодчества (использование чертежей и планов украинских храмов, непосредственная работа украинских мастеров – об этом писали Ф.Ф. Горностаев, М.А. Ильин, В.П. Выголов, И.Л. Бусева-Давыдова и др.); влияние польской и голландской архитектуры (опосредованно, через книги, увражи, мебель, предметы быта – С.С.Попадюк, М.Н. Микишатьев, Вл.В. Седов и др.); заимствование форм из собственной архитектурной традиции (влияние церквей «иже под колоколы»; итальянизирующих лепестковых и шатровых храмов XVI века; архитектуры Воскресенского собора в Новом-Иерусалиме – А.И. Некрасов, А.Л. Баталов, Т.Н. Вятчанина и т.д.).

Все точки зрения на сегодняшний момент кажутся верными и, на наш взгляд, все вышеперечисленные источники сыграли важную роль в формировании нового стиля. За последние годы пересмотрена лишь роль деревянной храмовой архитектуры в его формировании. До сих пор бытует также утверждение, что наиболее ярко нарышкинский стиль проявился именно в вотчинных храмах, к которым относится филевский памятник, хотя традиционные пятиглавые бесстолпные храмы, крестово-купольные соборы и монастырские постройки не уступают вотчинным по выразительности и активно участвуют в формировании нового стиля.

Нарышкинский стиль характеризуют новые объемно-пространственные композиции и новая система декоративного убранства, причем их формирование на ранней стадии происходит параллельно. Ранний период формирования нового стиля выпадает на последние годы правления царя Федора Алексеевича и регентство царевны Софьи. Все новые архитектурные идеи генерируются в кругу царской семьи и ближайшего знатного окружения. В 1681-1687 годах в Москве и окрестностях возводится несколько вотчинных церквей нового типа с использованием композиции «восьмерик на четверике» и явным влиянием украинских форм. Это храмы Знамения в Курове (1681-1687, заказчик боярин А.С. Шеин); Знамения в Знаменском-Губайлове (1683, заказчик боярин И.Ф. Волынский); Рождества Богородицы в Рождественском Погосте (1685-1686, заказчик князь А.П. Прозоровский). Важно отметить, что все они лишены того пышного белокаменного декора, который так важен в идентификации нового стиля. К 1684 году относится закладка Нового собора Донского монастыря на средства царевны Екатерины Алексеевны, имеющего четырехлепестковый план и явную проукраинскую объемно-пространственную композицию. Возможно, строители использовали план и чертежи, предназначавшиеся для церкви Воскресения на Пресне, заложенной по указу царя Федора Алексеевича еще в мае 1681 года. Известно, что Федор Алексеевич посылал на Украину мастера-живописца Карпа Золотарева, позднее работавшего над украшением иконостаса филевского храма.

 В 1686 году князь В.В. Голицын строит в своей городской усадьбе церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду с крестообразным завершением, явно ориентирующуюся на формы Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Под его же руководством строится двухэтажная церковь Царевича Иоасафа в Измайлове (1687), относящаяся к типу «восьмерик на четверике», и сооружения Новодевичьего монастыря: два разных по типологии надвратных храма: новаторский Покровский (середина 1680-х) и традиционный пятиглавый Преображенский (1688); двухэтажная трапезная Успенская церковь (1686-1687) и ярусная колокольня (1690. Памятники Измайлова и Новодевичьего монастыря, отличающиеся по типологии, украшены пышным белокаменным декором и свидетельствуют, что стиль вступил в фазу расцвета до победы Петра I над царевной Софьей, то есть ещё при Милославских и Голицыне. Вечный мир с Польшей, заключенный В.В. Голицыным в 1686 году, как будто дал карт-бланш новым формам, близким польскому Ренессансу.

Следует особо остановится на Успенской церкви в Петрово-Дальнем (1684-1688) – важнейшем памятнике периода правления царевны Софьи, в архитектуре которого (кроме двухэтажной композиции и пышного белокаменного декора, которого, судя по проведенным археологическим раскопкам, не было) имеются все основные компоненты, в дальнейшем развитые в филевском храме: лепестковый план, восьмерик на четверике, общая композиция «иже под колоколы», наличие внутристенной лестницы, ведущей к звону и на владельческие хоры. Это первый проект, возведенный в вотчине П.И. Прозоровского, возможно, при участии молодого зятя И.А. Голицына, был прекрасно знаком всему царскому дому и его окружению. Именно этот храм стал родоначальником всех вотчинных церквей-колоколен, возведенных в 1690-е годы: Покрова в Филях, Знамения на Шереметевом дворе (начало 1690-х, заказчик Л.К. Нарышкин), Троицы в Троицком-Лыкове (1690-1695, заказчик М.К. Нарышкин), Петра и Павла в Петровском-Разумовском (1691, заказчик А.Л. Нарышкина), Смоленской Богоматери в Сафарине (1691, заказчик Ф.П. Салтыков); Бориса и Глеба в Зюзине (заложена в 1688 году, заказчик Б.И. Прозоровский), Спаса Нерукотворного в Уборах (1694-1697, заказчик П.В Шереметев). Прямой ориентацией на филевскую церковь в начале следующего столетия стали нарышкинские храмы-колокольни в Жолчине и Тешилове.

Возвращаясь к строительству в Филях скажем, что государственный переворот 1689 года привел к победе сторонников молодого Петра (прежде всего Нарышкиных), которые очень быстро подхватили только что родившийся стиль и возвели несколько прекрасных памятников. Важно отметить, что в этот период был «замечен» ещё один храм, сыгравший важную роль в формировании нарышкинского стиля. Восьмилепестковый собор Высокопетровского монастыря (на территории которого находилась усыпальница Нарышкиных), возведенный ещё в начале XVI века Алевизом Новым, перестроен на средства царицы Наталии Кирилловны и торжественно освящен в присутствии всего клана Нарышкиных 5 мая 1690 года. Тогда же разворачиваются работы в Филях.

Вышеперечисленные источники свидетельствуют, что к моменту строительства церкви Покрова в Филях все формы, послужившие основой для нового стиля, уже существовали на русской почве, созданные в разное время: четырех, восьми и двенадцатилепестковые планы, восьмерик на четверике, композиция «иже под колоколы», двухэтажные храмы с расположением алтарей друг под другом, открытые обходные галереи-гульбища. Точный образец филевскому храму не найден и, по всей видимости, не будет найден не когда, поскольку этот памятник, как яркий представитель стиля, являет собой творческую интерпретацию форм, соединение разных источников, переосмысление старого на новом этапе с добавлением актуальных современных черт. Важно, что каждый памятник нарышкинского стиля индивидуален, при том, что мастера использовали древнерусский метод строительства по образцу. Яркой отличительной особенностей филевского храма является белокаменная декорация, в которой использованы лишь архитектурные мотивы, отличающиеся от иконостасной резьбы, что свойственно этому времени.
Обратимся к идейному значению церкви Покрова в Филях. Прежде всего, он прекрасно вписывается в ряд древнерусских храмов, возведенных в честь важного события. Среди храмов памятников боярско-княжеского жанра можно провести нить с первым престолом Покрова на Нерли. Эта традиция возводить храмы в честь важного события, прекрасно воплотившись в шатровых постройках, дожила до самого конца древнерусского периода. Филевский храм возведен на месте деревянного храма Покрова, поставленного в честь важнейшего события Смутного времени: на Покров 1618 года русские войска отбили от стен Белого города в Москве соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагайдачного, что положило конец «смуте и разорению московского государства». Верхний престол филевского храма освящен в честь образа Спаса Нерукотворного, по преданию, спасшего заказчика Л.К. Нарышкина от разъяренных стрельцов в 1682 году. Новый обетный храм, конечно же, поставлен в благодарность за спасение от гибели заказчика, но в нём отчетливо звучит победная тема молодого Петра, желавшего править самостоятельно и не нуждавшегося более в опекунстве единокровной сестры.

В этом вотчинном храме-капелле, призванном служить основной архитектурной доминантой частной усадьбы, неожиданно ярко и программно звучит тема победы и царского величия: не случайно на крестах помещены двуглавые орлы, в образе святого архидиакона Стефана специалисты усматривают черты молодого царя Петра, а т.н. «царская ложа» - небольшой балкончик, устроенный для владельца на западной стене (и, судя по всему, впервые в истории стиля), – так пышно украшен и увенчан короной, и, как будто, всегда ожидает к обедне государя.

Важно, что этот победный храм-монумент построен в хорошо знакомой Петру I усадьбе, в которой он бывал на праздник Покрова ещё отроком в 1683 году. Приезжал на обеды уже к дяде, новому владельцу в период начала строительства (20 февраля, 21 июля 1690 года по старому стилю; 1 октября был на храмовом празднике у дядюшки на Филях, который служили, по-видимому, еще в деревянной церкви). В следующем 1691 году на праздник Покрова Богородицы Гордон уже присутствовал на освящении новопостроенного филевского храма (по-видимому, к освящению был готов нижний тёплый храм). Не исключено, что молодой царь, постоянно общавшийся с дядей и часто посещавший Фили, принял участие в составлении подрядной грамоты на строительство нового храма.

Так или иначе, в церкви Покрова на Филях найден образ, отражающий ожидания и большие надежды на процветание страны, поднявшейся из руин после Смуты под руководством новой династии Романовых. Филевский храм всегда будет находиться в эпицентре изучения архитектуры этого периода, так как является эмблемой московского периода правления молодого царя Петра I, находившегося «в начале славных дел».

12 Февраля 2013

Автор текста:

Н.А. Мерзлютина
Похожие статьи
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На лучезарном острове
Wyndham Clubhouse, построенный по проекту вьетнамского бюро MIA Design Studio на курортном острове Фукуок, мыслился как гигантский уютный светильник с узорчатыми кирпичными стенами в качестве абажура.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.
День и ночь в лесу
Гастробар в Калининграде, в оформлении которого архитекторы Line Design использовали настоящие природые объекты: стволы и ветви сосен, залитые в эпоксидную смолу папоротники, песок Балтийского моря и ковер из мха.
Белое внутри
Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.