Стенописи Троицкой церкви в селе Красное-Сумароковых Нерехтского уезда 1768 года и храмовая живопись Поволжья третьей четверти XVIII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Росписи Троицкой церкви в селе Красное-Сумароковых – один из почти не изученных и, к сожалению, разрушающихся памятников русской монументальной живописи XVIII века. В то же время, это самый поздний из сохранившихся стенописных комплексов костромской художественной традиции, подводящий итоги ее полуторавековому существованию.

Публикации, посвященные этому памятнику, немногочисленны и достаточно скупы по информации [1]. Село Красное начинает упоминаться в письменных источниках с начала XVII века, когда в нем на «государевой земле» уже стояла деревянная церковь во имя Троицы с приделами Сергия Радонежского и Благовещения. Каменный храм был выстроен около 1766 года, а расписан в 1768 году, когда владелицей была Прасковья Ивановна Сумарокова, урожденная Шокурова. По-видимому, село отошло Сумароковым в качестве приданого за ней. Очевидно, что ко времени росписи храма её супруга Андрея Васильевича Сумарокова уже не было в живых, в связи с чем работы велись на средства ее отца Ивана Самсоновича Шокурова, что отражено в храмовой летописи, идущей по периметру стен под нижним ярусом изображений. Весьма вероятно, что и строительство Троицкой церкви велось по его же заказу, о чем говорит, тот факт, что в новом храме не были возобновлены старые приделы, а устроен новый во имя Иоанна Предтечи – по всей видимости, патронального святого Шокурова.

Очевидно, с пожеланиями заказчика связана и чрезвычайно оригинальная сюжетная программа росписей храма, не имеющая аналогий не только в современной им поволжской монументальной живописи, но и в более раннюю эпоху. Основным источником композиций здесь служила лицевая Библия Маттиаса Мериана. Ряд сцен не имеет точного протографа, но несет в себе признаки самостоятельного композиционного творчества, основанного на переработке известных мастерам образцов. Здесь встречаются уже наработанные схемы, известные по другим памятникам храмовой живописи XVIII века, связанных с костромичами, а так же совершенно оригинальные, когда мастера изображают сюжеты, ранее практически не востребованные, но присутствие которых продиктовано волей заказчика. 

Роспись Троицкого храма не являются одновременными, хотя в основном своем объеме принадлежат 1768 году. В начале XIX века при установке нового иконостаса, имевшего форму триумфальной арки, открылись части стен на восточной стене, где были изображены Дни творения, а в восточном лотке свода храма заново, с изменением первоначальной композиции написано Распятие с предстоящими. К этому времени относится повтор текста храмовой летописи на разгранке первого и второго ярусов росписи четверика.

В остальных частях храма живопись относится к 1768 году. В центре свода находится Троица Новозаветная в варианте Сопрестолия в окружении Сил небесных, размещенных отдельными чинами в трех лотках свода. Стены четверика разделены на пять ярусов, что довольно много для этого небольшого храма. Последовательность сюжетов в регистрах традиционная – она разворачивается по периметру храма от юго-восточного к  северо-восточному углу, за исключением некоторых отдельных случаев. Оконные откосы также заняты композициями. В ряде случаев сцены не умещаются в рамках одной стены и своим фрагментом, часто небольшим, выходят под углом на соседнюю.

Почти три верхних яруса росписей четверика отведены сюжетам ветхозаветного цикла. Они полностью занимают два верхних ряда, а также третий ряд на южной и северной стене. На западной стене в третьем ярусе представлены сцены евангельского цикла, который полностью занимает четвертый ярус. Сюжеты Ветхого завета  количественно заметно преобладают над новозаветными, что не встречается в других памятниках стенной живописи XVII-XVIII веков. 

Ветхозаветный цикл в Красном-Сумароковых, состоящий из 39 композиций, уникален своим замыслом и сюжетным составом. Каждая сцена, иногда, включающая в   несколько эпизодов, соответствует одной из многочисленных книг Ветхого завета. Несколько книг остались не отраженными в росписи, а в проиллюстрированных выбраны не всегда самые легко узнаваемые и часто иллюстрируемые сюжеты. Интересно, что в ветхозаветном цикле Троицкой церкви нет ни одного эпизода, связанного с деяниями Троицы и праотцем Авраамом. Последовательность сцен в целом соответствует последовательности книг Ветхого завета. Исключение сделано для Третьей Книги Царств, проиллюстрированной дважды: история пророка Илии дополнительно представлена в центре третьего яруса на южной стене, где она была лучше видна. Не все сцены поддаются расшифровке в силу плохой сохранности надписей. По-видимому, некоторые композиции здесь были придуманы самими художниками, при этом им не удалось избежать ошибок.

Евангельский цикл включает в себя 27 сцен. Большинство из них часто встречается в росписях поволжских храмов XVIII века. Как правило, в основе композиций этого цикла лежат гравюры Библии Мериана, но есть также и ранее самостоятельно разработанные поволжскими художниками. Логики в последовательности сюжетов новозаветного цикла нет, сцены иногда идут блоками (притчи, исцеления), иногда перемешиваются. На западной стене в центре четвертого ряда последовательность нарушается композицией, прославляющей Богоматерь: она с Младенцем на руках восседает вверху на облаке, внизу ей предстоят апостолы. Завершает цикл сцена Воскрешение Лазаря.

Пятый нижний ярус посвящен Акафисту Богоматери и включает 24 композиции. В целом, он традиционен по иконографии, но местами нарушается последовательность сцен.

 Во входной арке на западной стене слева изображен Архангел Михаил, справа – Ангел, пишущий имена входящих. В своде арки – Спас Нерукотворный. В арке портала северной стены представлен Спас Эммануил.

 Алтаре размещен страстной цикл, что совершенно не типично для храмовых росписей Поволжья, поскольку Страсти всегда помещали в основном объеме храма. В своде алтаря представлена большая композиция Распятия. На его оси над центральным окном находится сцена Воскресения Христова. Вокруг Распятия слева и справа помещено 12 сцен цикла, среди которых уникальные «Христос и Пилат («Что есть истина»)» и «Пилат вопрошает у толпы имя осужденного».

В простенках между тремя алтарными окнами размещены две большие композиции – «Сошествие Святого Духа» и «Служба святителя Иакова Иерусалимского, Брата Господня». Помимо этих композиций в нижнем регистре алтарной стены, включая оконные откосы, изображены вселенские и российские святители и архидиаконы, а также святые Константин и Елена.

Росписи храма отличает стилистический архаизм и ориентация на образцы конца XVII – начала XVIII века. Элементы барокко присутствуют здесь на уровне немногих деталей архитектуры. Обращает на себя внимание и индивидуальная деталь костромской артели стенописцев – обвитая виноградной лозой колонка. Такие колонки присутствуют в росписях Никольской церкви в недалеко расположенном селе Сидоровском, выполненных во второй четверти XVIII века.

В тексте храмовой летописи Троицкой церкви сохранился сильно поврежденный фрагмент, где были указаны имена авторов росписи. Из него следует, что здесь работало не менее шести мастеров, причем три имени поддаются прочтению. Это костромичи братья Иван, Лука и Василий Носковы. О них известно, что они были дворовыми людьми костромских дворян Куломзиных и вместе с мастером Сергеем Окатовым расписали в 1775 году несохранившуюся церковь Архангела Михаила в Костроме.
Несмотря на консерватизм и архаичность стиля живописи, росписи Троицкой церкви в Красном-Сумароковых отличаются неординарной иконографической программой. К сожалению, этот памятник, столь важный для истории иконописного искусства Костромы, быстро разрушается и без срочного вмешательства скоро полностью исчезнет.


[1] -   Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 92-96.; Памятники архитектуры Костромской области. Вып.XI. Нерехта. Нерехтский район: Каталог / Авторы: Н.Н.Исаева, В.М.Рудченко, Г.К.Смирнов, Е.Г.Щеболева. Кострома, 2009. С. 225-229.

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».