English version

Сокольники: посольство природы в мегаполисе

Победителем конкурса на разработку концепции развития парка Сокольники стал консорциум из британской компании Groundlab, московского бюро Wowhaus и петербургского Института территориального планирования «Урбаника».

mainImg

Международный конкурс стартовал 19 мая и проходил в два этапа: желание поучаствовать в нем выразили 79 команд из разных уголков мира, но для участия во втором этапе жюри отобрало лишь десять консорциумов из шести стран. Затем в течение двух месяцев эти команды занимались разработкой своих предложений по реконструкции парка, а 16 сентября, за день до официального оглашения результатов, жюри под председательством руководителя столичного Департамента культуры Сергея Капкова определило победителя конкурса. Это оказалось делом нелегким: как подчеркивает заместитель председателя жюри Марина Люльчук, «каждый [из участников 2-го этапа – прим. ред.] был достоин занять первое место, а победитель был выявлен только по общей сумме баллов». Заседание длилось более шести часов: жюри никак не могло придти к единому мнению, и лишь голосование выявило лидера – концепцию Groundlab и Wowhaus, которая определит стратегию развития территории парка на ближайшие 15 лет.

Называя имя победителя конкурса, Сергей Капков отметил, что в этом проекте жюри понравилась не только архитектурная и идейная составляющая, но и проработанная, крепкая экономическая модель развития парка с привлечением внебюджетных средств. Так экономика проекта стала одним из важнейших критериев оценки. Помимо этого, изучались реализуемость и экологичность всех концепций, поскольку главным условием проектирования было сохранение природного баланса.

Парк Сокольники – один из крупнейших парков Москвы. Это более 500 га зеленых насаждений, из которых 200 га являются особо охраняемой природной территорией. При этом большая часть земель (порядка 300 га), отделенная от центральной зоны автодорогой, на сегодняшний день практически не используется горожанами. В связи с этим от конкурсантов требовалось найти решение, позволяющее объединить две части парка в единый природный комплекс. Андрей Лапшин, директор парка Сокольники, отметил, что во всех проектах, занявших по итогам голосования призовые места, данный вопрос так или иначе решается – и это также стало определяющим фактором при выборе победителя.

На второе место жюри поставило проект SokoLab франко-российского консорциума во главе с бюро Debarre Duplantiers Associes (Франция). Третье место разделили два проекта. Согласно рейтингу голосования, третье место занял проект «Время чая», подготовленный консорциумом во главе с архитекторами Turenscape из Китая. Однако также очень понравился руководству парка проект «Парк Cокольники: эволюция наследия», разработанный специалистами из Нидерландов LOLA landscape architects, а также профессионалами из Колумбии, России и Бельгии. Кроме того, была отмечена концепция еще одной голландской команды MLA+B.V., в которой история парка деликатно сплетена с современностью.

Представляем проекты, занявшие призовые места:

Первое место. Проект «Посольство природы»
Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Один из авторов проекта-победителя Олег Шапиро. Фотография Аллы Павликовой

Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Рассказывает Олег Шапиро, руководитель бюро Wowhaus:
«Сокольники – это одна из крупнейших парковых зон в Москве, которая к тому же территориально связана с Лосиным островом. Учитывая масштабы этой зеленой территории, мы предложили назвать проект «Посольством природы в Москве». Главной темой проекта стало общение человека с природой, осуществляемое на самых разных уровнях: от наблюдения за дикими животными до посадки и ухода за растениями.
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)

Природный коридор Лосиного острова, согласно нашей концепции, будет продолжен до центра Сокольников. Этот огромный участок парка станет заповедным местом вне урбанистического развития города. Структурно в теле парка можно выделить три типа использования территории. Первым как раз и является пояс, соединяющий Лосиный остров с парком. В виду своей первозданности этот пояс получил в проекте условное название «лес». Второй слой – это лесопарковое пространство, окружающее «лес» и значительно более доступное для горожан. Наконец, третья часть – это регулярный парк, расположенный при входе в Сокольники, где будут сосредоточены все развлекательные и спортивные функции.
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)

Историческую многолучевую структуру парка решено сохранить, при этом каждая просека получит свою функцию и будет оформлена с помощью специально подобранных зеленых насаждений. Транспортная схема также будет существенно изменена. Приоритет отдается пешеходам, однако вовсе убрать автомобильное движение с поперечной просеки не получится: автомобильные и пешеходные потоки предлагается развести, отдельно предусмотрев путепроводы для животных между Сокольниками и Лосиным островом.
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Преобразование экспоцентра. Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)

Особый акцент сделан на экономической концепции развития парка, согласно которой будет активно развиваться деятельность экспоцентра, а также спортивных объектов».
Первое место. Проект «Посольство природы». Преобразование экспоцентра. Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)
Первое место. Проект «Посольство природы». Авторы: бюро Groundlab (Нидерланды), АБ Wowhaus (Россия), Институт территориального планирования «Урбаника» (Россия)

Члены жюри отметили особую функциональность предложения при бережном отношении проекта к истории Сокольников и его соответствии духу парка.

Второе место. Проект SokoLab
Авторы: Debarre Duplantiers Associes (Франция), Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия).
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
В этом проекте членам жюри понравились детальная проработка и тщательное исследование особенностей парка.
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)
Второе место. Проект SokoLab. Авторы: Debarre Duplantiers Associes, Ingerop (Франция), «Простор» (Россия), Fetish Film (Россия), RDNK (Россия)

Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия»
Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester.
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Отмечены изящество и простота предложений и их реализации. Так, на одной из просек авторы предложили создать прогулочный променад в окружении пальм, а на месте теплиц разбить большую лужайку, засеянную газоном.
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester
Третье место. Проект «Парк Cокольники: эволюция наследия». Авторы: Lola Landscape architects (Нидерланды), Архитектурная группа aЗОН (Россия), Taller 301 (Колумбия), Land + Civilization Compositions (Нидерланды), Symboisis Grontmij Belgium NV (Бельгия), Studio Transformer (Россия), Polyester

Третье место. Проект «Время чая»
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Авторы придумали парку новое концептуальное название: «Парк-самовар». В проекте на первое место выходят традиции русского чаепития. Все парковое пространство наполнено разного рода тематическими площадками, где можно остановиться и выпить чаю.
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
Третье место. Проект «Время чая». Авторы: Turenscape (Китай), КБ Стрелка (Россия), MIX Design Studio, AECOM LLC (Россия)
***
По итогам конкурса на территории парка Сокольники в течение месяца будет работать выставка всех проектов финалистов. По словам Андрея Лапшина, самые интересные идеи призеров конкурса будут использованы в реализации проекта реконструкции парка, а их авторы будут привлечены к участию в проекте по отдельным направлениям. Сергей Капков заметил также, что решения, предложенные архитекторами в настоящем конкурсе, будут крайне востребованы городом, поскольку на ближайшее время запланирована реализация утвержденной мэром Москвы программы преобразования парковых территорий: на сегодняшний день более ста парковых пространств уже переданы Департаменту культуру, перед которым поставлена задача их реконструкции до 2017 г.

Список членов жюри:
Председатель жюри – Сергей Капков, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы;
Заместитель председателя жюри  – Марина Люльчук, директор ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк»;
Заместитель председателя жюри  – Ольга Грицан, начальник отдела развития парковых территорий, ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк»;
Юлия Кудряшова, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
Дигби Вайт, главный исполнительный директор Международной федерации дирекций парков и мест отдыха;
Евгений Асс, pектор архитектурной школы МАРШ;
Таисия Вольфтруб, президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России, главный ландшафтный архитектор архитектурного бюро «АМПИР»
Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор выставки «Архмосква»;
Елена Соловьева, руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия» ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»;
Габриэле Филиппини, архитектор, профессор, глава Studio Arch Gabriele Filippini;
Гильермо Пеньялоса, эксперт в области развития городских парков, развития мобильности и вовлечения жителей в преобразования городской среды, исполнительный директор канадской организации «8-80 Cities»;
Мюриэль Руссо-Овчинников, создатель и креативный директор агентства «Lieu Commun»;
Евгения Галетка, управляющий партнер и генеральный директор event-агентства Journey;
Юлия Шахновская, директор Политехнического музея;
Наталья Данилина, директор Эколого-просветительского центра «Заповедники».
Наталья Матвеева, заведующая сектором памятников садово-паркового искусства Управления сохранения специальных объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы.

18 Сентября 2014

Пресса: Будущее «Сокольников»: самая мощная реконструкция...
В сентябре объявили победителя конкурса на разработку концепции развития парка «Сокольники». Им стал проект «Посольство природы», разработанный британско-российской командой. «Город» выяснил, как изменятся «Сокольники» в ближайшие годы.
Пресса: Из «Сокольников» планируют сделать Гайд-парк
Объявлен победитель конкурса концепций развития парка. Победила совместная заявка британских и российских архитекторов. В ней масса оригинальных задумок, но найдут ли себе в обновленных «Сокольниках» его нынешние посетители, - вопрос.
Пресса: Будущее парка «Сокольники»: мнения экспертов
19 мая стало известно, что компания «Архполис» проведёт открытый международный конкурс проектов развития парка «Сокольники». Итоги конкурса будут подведены только в сентябре, а мы пока спросили знающих людей, что вообще надо делать с самым большим парком в Москве.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.