Автор текста:
Дмитрий Гончарук

Рациональный акцент на природе

Умер один из отцов современной итальянской архитектуры Витторио Греготти.

Итальянский архитектор и градостроитель Витторио Греготти скончался 15 марта на 93-м году жизни от вызванной коронавирусом COVID-19 пневмонии. Греготти и его супруга Мариана Мацца были госпитализированы в миланскую больницу Сан-Джузеппе в начале марта.
 
zooming
Витторио Греготти в 1975
Фотограф: Adriano Alecchi (Mondadori Publishers). Источник: Wikimedia Commons

«Италия потеряла не только архитектора, но и эссеиста, критика, учителя, редактора, полемиста, администратора, который создавал историю нашей культуры. Он воспринимал архитектуру как взгляд на весь мир и на всю жизнь», – отозвался о смерти Греготти президент миланской триеннале Стефано Боэри.

Витторио Греготти родился в Новаре на северо-западе Италии в 1927 году, окончил миланский Политехнический университет в 1952-м, хотя еще в 1947-м успел попрактиковаться в Париже у братьев Перре. Еще одним учителем Греготти называл Эрнесто Натана Роджерса – одного из основателей BBPR. С 1953-го по 1968 год работал в сотрудничестве с Людовико Менегетти и Джотто Стоппино, а в 1974-м основал студию Gregotti Associati International. Кроме того, Греготти преподавал архитектуру в университетах Венеции, Милана и Палермо.

Один из основателей движения неорационализма в архитектуре, Греготти внимательно изучил опыт не только западноевропейских, но и советских авангардистов. В 1966 году он сформулировал свои идеи в эссе-манифесте «Территория архитектуры».

«Сражаться с природой или ее постигать ее, извлекать диалектические аспекты из ее единства, геометрически организовывать или, разбивая сад, делать из нее природу идеальную, улучшенную, космологическую модель, земной рай, природу, благосклонную к человеческому бытию, противостоящему природе дикой, или зеркало правды и доброты, заложенных в человеке, – это трактовки, которые всегда находили свои точные и определенные ответы в архитектуре» (перевод Анны Вяземцевой).

По мысли Греготти, в проектировании необходимо делать акцент не на отдельном здании, а на улице, квартале и районе, при этом архитектурная форма может быть независимой от функции. Он отмечал, что архитектору надо проявлять максимальное внимание к исторической застройке. Книга выдержала пять изданий, самое свежее – в 2014-м.
 
  • zooming
    1 / 4
    Театр Арчимбольди, Милан. 2002
    Фото © Дмитрий Гончарук
  • zooming
    2 / 4
    Театр Арчимбольди, Милан. 2002
    Фото © Дмитрий Гончарук
  • zooming
    3 / 4
    Театр Арчимбольди, Милан. 2002
    Фото © Дмитрий Гончарук
  • zooming
    4 / 4
    Театр Арчимбольди, Милан. 2002
    Фото © Дмитрий Гончарук

Всего на счету у Греготти и его студии – более 1,5 тыс. архитектурных проектов. Среди самых значительных – Олимпийский стадион в Барселоне, стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, реновация промышленного района Бикокка на севере Милана со строительством театра Арчимбольди и комплекса университета, театр в Экс-ан-Прованс, культурный центр Белем в Лиссабоне, церковь Сан-Массимилиано-Колбе в Бергамо. Самый спорный из проектов – квартал социального жилья ZEN в Палермо, который не был завершён и вызвал многочисленные нарекания как от критиков, так и обитателей домов.

Студия Греготти бралась и за разнообразные интерьерные проекты, включая оформление круизных лайнеров, занималась графическим дизайном, например, международной версии журнала Lotus и книг издательства Electa.
 
  • zooming
    1 / 3
    Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
    Фото © Дмитрий Гончарук
  • zooming
    2 / 3
    Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
    Фото © Дмитрий Гончарук
  • zooming
    3 / 3
    Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
    Фото © Дмитрий Гончарук

В 2001 году Витторио Греготти приезжал в Москву, где выступил с открытой лекцией, а годом спустя участвовал в конкурсе на проект одного из небоскребов в Москва-Сити.

В 1975-м Григотти курировал проект Венецианской биеннале «Proposito del Mulino Stucky» в огромном заброшенном здании зернохранилища в Цаттере. Он согласился стать директором секции изобразительных искусств на биеннале 1976 года, но с условием, что на ней будет отдельная экспозиция, посвященная архитектуре. В 1978-м мастер опять был директором биеннале с девизом «Утопия и кризис антиприроды: архитектурные стремления в Италии». Все это вылилось в то, что архитектурная биеннале стала чередоваться в Венеции с биеннале современного искусства и с тех пор привлекает не меньшее внимание. Первая прошла в 1980-м году под кураторством Григотти, и он еще раз выступил в этой роли через четыре года.

С 1982-го по 1996-й Греготти руководил журналом для архитекторов и дизайнеров Casabella.

«Берлускони купил издательство Mondadori, а его менеджер Коста уволил меня, потому что я левый. С тех пор я начал писать книги», – рассказывал Греготти. В 2000-м вышел труд «По следам Палладио: причины и практика архитектуры», в 2004-м – «Архитектура критического реализма», в 2006-м «Автобиография XX века». Последняя книга Греготти, «Мастерство архитектора», вышла в свет в конце 2019 года.

Теоретические труды Греготти до сих пор не переведены на русский язык, за исключением второй части «Территории архитектуры» – «Форма территории». Перевод сделала для журнала «ПРОЕКТ international» в 2011 году историк архитектуры Анна Вяземцева. «Это была самая трудная работа по переводу, которую мне приходилось когда-либо делать, в результате которой я поняла, не только что думали итальянские архитекторы звездного поколения модернизма, но и как они думали», – говорит Вяземцева.

16 Марта 2020

Автор текста:

Дмитрий Гончарук
comments powered by HyperComments
Город на самообеспечении
Бюро Висенте Гуайарта выиграло конкурс на план застройки для Нового города Сюнъань с проектом «пост-ковидного» жилого массива, рассчитанного на самообеспечение в случае карантина.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.