Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.03.2020

Рациональный акцент на природе

Дмитрий Гончарук

Умер один из отцов современной итальянской архитектуры Витторио Греготти.

Итальянский архитектор и градостроитель Витторио Греготти скончался 15 марта на 93-м году жизни от вызванной коронавирусом COVID-19 пневмонии. Греготти и его супруга Мариана Мацца были госпитализированы в миланскую больницу Сан-Джузеппе в начале марта.
 

Витторио Греготти в 1975
Витторио Греготти в 1975
Фотограф: Adriano Alecchi (Mondadori Publishers). Источник: Wikimedia Commons

«Италия потеряла не только архитектора, но и эссеиста, критика, учителя, редактора, полемиста, администратора, который создавал историю нашей культуры. Он воспринимал архитектуру как взгляд на весь мир и на всю жизнь», – отозвался о смерти Греготти президент миланской триеннале Стефано Боэри.

Витторио Греготти родился в Новаре на северо-западе Италии в 1927 году, окончил миланский Политехнический университет в 1952-м, хотя еще в 1947-м успел попрактиковаться в Париже у братьев Перре. Еще одним учителем Греготти называл Эрнесто Натана Роджерса – одного из основателей BBPR. С 1953-го по 1968 год работал в сотрудничестве с Людовико Менегетти и Джотто Стоппино, а в 1974-м основал студию Gregotti Associati International. Кроме того, Греготти преподавал архитектуру в университетах Венеции, Милана и Палермо.

Один из основателей движения неорационализма в архитектуре, Греготти внимательно изучил опыт не только западноевропейских, но и советских авангардистов. В 1966 году он сформулировал свои идеи в эссе-манифесте «Территория архитектуры».

«Сражаться с природой или ее постигать ее, извлекать диалектические аспекты из ее единства, геометрически организовывать или, разбивая сад, делать из нее природу идеальную, улучшенную, космологическую модель, земной рай, природу, благосклонную к человеческому бытию, противостоящему природе дикой, или зеркало правды и доброты, заложенных в человеке, – это трактовки, которые всегда находили свои точные и определенные ответы в архитектуре» (перевод Анны Вяземцевой).

По мысли Греготти, в проектировании необходимо делать акцент не на отдельном здании, а на улице, квартале и районе, при этом архитектурная форма может быть независимой от функции. Он отмечал, что архитектору надо проявлять максимальное внимание к исторической застройке. Книга выдержала пять изданий, самое свежее – в 2014-м.
 
Театр Арчимбольди, Милан. 2002 Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002
Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002 Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002
Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002 Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002
Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002 Фото © Дмитрий Гончарук
Театр Арчимбольди, Милан. 2002
Фото © Дмитрий Гончарук

Всего на счету у Греготти и его студии – более 1,5 тыс. архитектурных проектов. Среди самых значительных – Олимпийский стадион в Барселоне, стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе, реновация промышленного района Бикокка на севере Милана со строительством театра Арчимбольди и комплекса университета, театр в Экс-ан-Прованс, культурный центр Белем в Лиссабоне, церковь Сан-Массимилиано-Колбе в Бергамо. Самый спорный из проектов – квартал социального жилья ZEN в Палермо, который не был завершён и вызвал многочисленные нарекания как от критиков, так и обитателей домов.

Студия Греготти бралась и за разнообразные интерьерные проекты, включая оформление круизных лайнеров, занималась графическим дизайном, например, международной версии журнала Lotus и книг издательства Electa.
 
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001 Фото © Дмитрий Гончарук
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
Фото © Дмитрий Гончарук
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001 Фото © Дмитрий Гончарук
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
Фото © Дмитрий Гончарук
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001 Фото © Дмитрий Гончарук
Социальное жилье в Каннареджо в Венеции. 1981-2001
Фото © Дмитрий Гончарук

В 2001 году Витторио Греготти приезжал в Москву, где выступил с открытой лекцией, а годом спустя участвовал в конкурсе на проект одного из небоскребов в Москва-Сити.

В 1975-м Григотти курировал проект Венецианской биеннале «Proposito del Mulino Stucky» в огромном заброшенном здании зернохранилища в Цаттере. Он согласился стать директором секции изобразительных искусств на биеннале 1976 года, но с условием, что на ней будет отдельная экспозиция, посвященная архитектуре. В 1978-м мастер опять был директором биеннале с девизом «Утопия и кризис антиприроды: архитектурные стремления в Италии». Все это вылилось в то, что архитектурная биеннале стала чередоваться в Венеции с биеннале современного искусства и с тех пор привлекает не меньшее внимание. Первая прошла в 1980-м году под кураторством Григотти, и он еще раз выступил в этой роли через четыре года.

С 1982-го по 1996-й Греготти руководил журналом для архитекторов и дизайнеров Casabella.

«Берлускони купил издательство Mondadori, а его менеджер Коста уволил меня, потому что я левый. С тех пор я начал писать книги», – рассказывал Греготти. В 2000-м вышел труд «По следам Палладио: причины и практика архитектуры», в 2004-м – «Архитектура критического реализма», в 2006-м «Автобиография XX века». Последняя книга Греготти, «Мастерство архитектора», вышла в свет в конце 2019 года.

Теоретические труды Греготти до сих пор не переведены на русский язык, за исключением второй части «Территории архитектуры» – «Форма территории». Перевод сделала для журнала «ПРОЕКТ international» в 2011 году историк архитектуры Анна Вяземцева. «Это была самая трудная работа по переводу, которую мне приходилось когда-либо делать, в результате которой я поняла, не только что думали итальянские архитекторы звездного поколения модернизма, но и как они думали», – говорит Вяземцева.