Между небом и землей

Комплекс Volkswagen Austostadt в Вольфсбурге обзавелся архитектурной новинкой – навесом над автопарковкой, спроектированном бюро GRAFT.

Автор текста:
Анна Сансиева

05 Октября 2013
mainImg
Volkswagen Austostadt расположен рядом с заводом VW и объединяет в себе музей, посетительский центр и шоу-румы марок автомобилей, входящих в этот автоконцерн (в том числе, Lamborghini и SEAT). К имеющимся там разнообразным «аттракционам» архитекторы GRAFT всего за 9 месяцев строительства добавили огромный навес над парковкой, снабженный сервисным павильоном.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein

Изогнутая крыша, похожая то ли на ломтик чипсов, то ли на упавший с дерева листок, создана для защиты автомобилей от прямых солнечных лучей и дождя. Однако не менее важными задачами для архитекторов были естественное освещение парковки – чтобы минимизировать затраты электричества – и органичное соединение сооружения и ландшафта.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein

GRAFT придали крыше природную форму – древесного листка: ведь пластичные, мягкие объемы в сочетании с использованием современных материалов – визитная карточка этой архитектурной мастерской. Напомним, что им принадлежит нереализованный проект московского Еврейского музея и Центра толерантности, где в интерьере не должно было быть ни острых углов, ни прямых линий.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein

Крыша в Вольфсбурге имеет одновременно продольный и поперечный изгиб, а две высшие ее точки подняты на 6 и 9 метров над землей, соответственно. Общая площадь навеса – 1600 м2, примерно такой же участок он перекрывает. Но самая интересная особенность проекта – то, что 38-метровая в ширину и 55-метровая в длину крыша опирается всего на две бетонные сваи, уходящие под землю на 20 м: это замечательный замысел инженеров Schlaich Bergermann & Partner. В результате, крыша кажется легкой, как кружащийся в воздухе лист, хотя на самом деле один ее стальной каркас весит 130 тонн. Надежность конструкции позволило выбрать такую форму перекрытия, чтобы под него попадало достаточно света, и днем искусственное освещение не было бы нужно: поэтому сходство с листом – не только привлекательно, но и функционально. Schlaich Bergermann & Partner – специалисты по всевозможным крышам, сводам, аркам и мостам: они оригинально перекрывают объекты любых масштабов – от автобусных остановок до стадионов. Организацией пространства вокруг вольфсбургской постройки занималось бюро WES LandschaftsArchitektur.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein

Комментируя свой проект, GRAFT особенно выделяют конструкцию крыши. Навес сделан из переплетенных стальных канатов, соединенных между собой особыми узлами. Получившаяся сетка окружена по периметру сплошным широким «ободом», который передает нагрузку на сваи. Сверху канаты закрывает уникальная мембрана, представляющая собой стеклоткань с тефлоновым покрытием. Эта тонкая «кожа» на 12% пропускает солнечный свет и обладает эффектом самоочистки, что позволяет мыть ее поверхность всего лишь раз в год. Дождевая вода с навеса утекает по специальным воронкам и трубам, проложенных вдоль бетонных свай.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein

Навес, по словам авторов проекта, соединяет «верх и низ, ландшафт и небо» – но кроме эффектной формы, это еще и удобное пространство для клиентов автоконцерна Volkswagen: в Austostadt они могут получить свою заранее оплаченную в любом автосалоне Германии машину и познакомиться с ней поближе в «интимной» обстановке под навесом GRAFT. Если же у них возникнут вопросы или понадобиться купить какой-нибудь аксессуар, это можно сделать в спрятанном под землю сервисном павильоне.
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Tobias Hein
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Graft Architects
Перекрытие парковки и павильон в VW Autostadt © Graft Architects


05 Октября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.