Маршрут Аурландсфьелле представляет собой дорогу протяженностью 47 км между деревушками Аурландсванген возле Аурландс-фьорда и Лэрдалсойри на берегу Согне-фьорда. Тропа, которую в Норвегии также нередко называют «снежной дорогой», всегда была популярна у туристов – очень уж красивые виды открываются отсюда, – так что создание современной инфраструктуры для многочисленных паломников здесь было делом времени. А для того, чтобы не препятствовать туризму, реализация проекта велась в несколько этапов.
Сначала по проекту архитектора Тодда Сондерса была построена смотровая площадка Стегастейн. Расположенная ближе всего к Аурланду, она, в отличие от большей части маршрута, открыта для посещений круглый год и представляет собой эффектную консоль над крутым каменным склоном. Сондерс стремился «поднять» посетителей над пейзажем для того, чтобы с высоты 650 метров они могли насладиться всей панорамой Аурландсфьорда, и придумал для этого широкий деревянный мост. Когда стоишь на нем, кажется, что он обрывается прямо над пропастью – от захватывающих дух просторов посетителей отделяет лишь прозрачная стена, – но при взгляде на сооружение со стороны становится очевидно, что архитектор загнул второй конец «трапа» таким образом, чтобы тот тоже упирался в склон, но десятком метров ниже.
Следующими на маршрутке появились туалетные кабинки, спроектированные архитектором Ларсом Берге. Само сооружение архитектор трактовал как бетонный куб, которым одним своим ребром частично вкопан в землю. Грань, обращенная к вершине горы, остеклена, благодаря чему со стороны этот объем больше всего напоминает гигантский телевизор или монитор. Об истинном функциональном назначении «кабинок» сообщают разве что указатели да многочисленные бетонные лавки, на которых туристы могут отдохнуть.
Помимо эпических горных пейзажей «снежная дорога» Аурландсфьелле славится своими пещерами, и благоустройство туристического маршрута включало в себя организацию подхода к некоторым из них. Архитекторы соорудили комфортные и безопасные мостки, ведущие к пещерам, и специальные видовые балкончики, позволяющие наблюдать за их «внутренней жизнью». Последним штрихом стала инсталляция американского художника Марка Диона (Mark Dion), изобразившего гигантского медведя, мирно спящего на горе мусора. Тем самым автор задает вопрос, кто же все-таки является царем природы и главным потребителем благ цивилизации, предполагая, что у каждого приходящего сюда туриста найдется на него свой ответ.
А.М.