В Норвегии, в городе Вардё, завершается строительство памятника жертвам «охоты на ведьм». Его авторы — архитектор Петер Цумтор и художник Луиза Буржуа. Буржуа не увидит мемориал в Вардё, свою последнюю работу, реализованным: она скончалась в мае этого года.
Вардё находится на севере Норвегии, вблизи российской границы, и занимает половину маленького острова, отделённого от материка узким проливом. Эта область называется Финнмарк, её коренное население — родственные финнам лопари. Другое название местности — Варангер — очевидно, появилось благодаря русским мореходам, которые называли норвежцев на средневековый лад «варягами». Вардё — самый северный город Норвегии, от него стартовали полярные экспедиции Амундсена. С конца 1990-х годов остров увенчивает монументальная сфера американского военного радара, предназначенного якобы для наблюдений за космосом; у ее подножия — остатки старой крепости, деревянный городок из нескольких улиц и высокая, тоже деревянная, церковь.
Вардё известен как один из крупнейших центров «охоты на ведьм» в Европе. В Норвегии в XVII веке центральная власть слабо контролировала провинции, где самовластно распоряжались чиновники, часто иностранцы. Многие лопари в то время были язычниками, практиковали колдовство. Кроме того, в рыбацких деревнях мужчины надолго уходили в море. Чиновники сомневались в воздержности их жён и подозревали, что, за недостатком мужчин, те вступали в связь с нечистой силой. Как сообщает в своих публикациях историк Руне Бликс Хаген (Rune Blix Hagen) из Университета Тромсё, за одно столетие — с 1593 по 1692 годы — в Вардё прошло около 140 процессов над ведьмами, и около 100 человек приговорили к смерти и сожгли. Суды были не церковными, а гражданскими. Вопреки стереотипам, суды часто выносили оправдательные приговоры, среди подсудимых было много мужчин, большинство осуждённых — норвежцы, а не лопари (в частности, все казненные женщины были норвежками).
Спустя века, перед наступлением третьего тысячелетия власти норвежских провинций занялись изобретением мемориальных проектов, связанных с наиболее значительными моментами их истории. Правительство Финнмарка решило построить в Вардё Поморский музей (город долго и активно торговал с поморами) и памятник жертвам ведовских процессов. Осуществить их нужно было в пятилетний срок, до 2005 года. Музей — филиал местного Варяжского музея (Varanger Museum) — построили, а мемориал — не получилось.
Затем проектом заинтересовалась организация «Национальные туристические маршруты» (Nasjonale turistveger). Начав функционировать в 2005, она занялась созданием новой системы туристических путей, и в качестве объектов инфраструктуры (смотровых площадок, мостов, стоянок) построила много прекрасных архитектурных сооружений, которые сами стали новыми достопримечательностями Норвегии. «Национальные туристические маршруты» стала заказчиком и памятника в Вардё. Вместе с тем, как сообщает Рейдун Лёура Андрессон (Reidun Laura Andresson), специальный советник Народной коммуны Финнмарка, Варяжский музей будет организовывать выставки, связанные с мемориалом, и экскурсии к нему.
Была создана новая рабочая группа под руководством живописца Свейна Рённинга (Svein Rønning), куда вошел, в частности, скульптор Кнут Вольд (Knut Wold). Группа критически оценила замысел мемориала, который собирались осуществить власти города и администрация музея. Как рассказывает Рённинг, «план мемориала был в то время более религиозным, [представляя из себя] памятник всех религий. Мы решили, что должны изменить его, сделать художественной инсталляцией и частью проекта Национальных туристических маршрутов». Первая их мысль была о знаменитом художнике Луизе Буржуа, вторая — об архитекторе Петере Цумторе. «Мы послали Луизе Буржуа письмо с информацией о месте и о местных ведовских процессах. Мы не знали, как эти сильные личности отнесутся к идее совместной работы. Однако, оба они согласились».
Луиза Буржуа писала заказчикам письма, в которых интересовалась в первую очередь судьбой осуждённых ведьм: были ли они сильными, были ли сексуально активны и т. д. Затем состоялся продолжительный обмен имэйлами между художницей и архитектором («ты начинай первым» — «нет, ты»), затем, наконец, осенью 2006 года они сделали первые наброски. Цумтор начал проектировать мемориал после того, как посетил Вардё. Участок для мемориала был уже определен — то самое место, где происходили казни. Однако, конкретные точки, в которых разместятся два его здания, Цумтор сам выбрал на указанной территории.
Монумент состоит из длинной деревянной галереи с окнами, число которых соответствует числу казнённых на этом месте, и отдельно стоящего кубического павильона из чёрного стекла. В павильоне расположена инсталляция Луизы Буржуа — стул с вырывающимися из него языками пламени и семь овальных зеркал над ним. Как поясняет Пер Рицлер (Per Ritzler) из «Национальных туристических маршрутов», «Буржуа имела в виду женщин и их социальное окружение. Они были матерями, женами, и стул с пятью языками пламени должен символизировать членов их семей. Зеркала символизируют свидетелей их жестокого убийства».
Луиза Буржуа успела не только разработать инсталляцию, которая была построена в точном соответствии с её детальным проектом, но и увидеть и одобрить проект архитектурной оболочки своего сооружения.
Мемориал планировали построить в 2009 году. Однако, летом того года его строительство было заморожено из-за недостатка финансирования. Осенью средства были найдены, стройка возобновилась, и в июле 2011 года планируется её полностью закончить.
Как сообщает госпожа Андрессен, у местных жителей неоднозначное отношение к монументу. Многие (действительно, многие) рады ему, другие видят в нём необоснованную трату денег. Один из сторонников проекта, главный редактор местной независимой газеты Osthavet Ховард Мекеле (Håvard S. Mækelæ), замечает по этому поводу, что почти все деньги, которые тратятся на постройку мемориала, пришли в город извне. Кроме того, по его словам, «в Вардё много маленьких памятников, так что поступали комментарии об острове, превращающемся в музей». Впрочем, это голоса скептиков, а не принципиальных противников мемориала. Многих сомневающихся соблазнило то, что в городе будет находиться дорогостоящий объект знаменитых авторов. Все надеются, что памятник привлечёт в город туристов, которые, по словам Мекеле, «становятся все более важными в экономике Вардё».