Крупногабаритные тяжелые конструкции поднимаются и перемещаются с помощью кранов и других подъемных механизмов. Для крепления груза на крюке подъемника используется специальная обвязка, текстильные, цепные и тросовые стропы.
Именно стропы в первую очередь принимают весовую нагрузку от поднимаемой конструкции. Поэтому все строповочные элементы рассчитаны на определенную весовую нагрузку, которая должна быть указана в маркировке тросов и ленточной обвязки. Так как это сделано в каталоге компании Р-Системс, поставляющей грузоподъемное оборудование на российский рынок уже более 10 лет.
Но как мы видим, кроме грузоподъемности в описании элементов указаны тип подвески, запас прочности и длина стропа. Что такое тип подвески?
Это способ крепления строп к грузу, обеспечивающий надежную фиксацию груза. На некоторых грузах, например на ж/б плитах есть специальные петли, через которые протягивается трос. Связку труб можно поднять только обвязав их стропами по центру тяжести груза.
Для чего нужно рассчитывать длину строп
Для чего нужен расчет строп? От надежной фиксации груза зависит безопасность людей, работающих в зоне подъема. При разработке схем строповки грузов, учитывается весовая нагрузка, расположение центра тяжести и некоторые другие факторы. Это нужно для того, чтобы равномерно распределить весовую нагрузку на все стропы, не допустив его опрокидывания во время подъема.
Для того, чтобы определить какой строповочный элемент выдержит весовую нагрузку, нужен расчет натяжения строп и расчет разрывного усилия в ветви стропа. Величина конечных результатов зависит от количества тросов и их длины.
Как подбирается длина ветвей стропа
Минимальная длина стропа зависит от расстояния точки крепления до центра тяжести груза и угла наклона между отдельными ветвями. Безопасным считается угол от 60° до 90°.
Пример простейшей формулы расчета длины стропа
Lмин=1,2* Lц, где 1,2 коэффициент для безопасных углов при фиксации в 2-х точках, Lц расстояние до центра тяжести.
Почему рекомендуется именно этот диапазон углов наклона тросов? Первое, при меньших углах теряется высота подъема. И второе, при длинных стропах может проявиться момент кручения груза. Увеличение угла наклона тросов увеличивается нагрузка на каждую из ветвей.
После определения длины и количества ветвей стропов, определяют нагрузку на каждый из тросов.
S = Q/(n*cos a), где Q вес поднимаемого груза, n число ветвей, cos a косинус угла между ветвями.
И уже с учетом полученных результатов расчета каната на прочность выбираем строповочные элементы. На самом деле такой расчет перед каждым подъемом груза делать не нужно. Все схемы крепления грузов, рекомендуемые углы наклона строповочных элементов, их длина и запас прочности уже рассчитаны и собраны в специальных таблицах. Выполняют расчеты специалисты, а не рабочий, выполняющий строповку.