В Борогонцах живет около 6000 человек. Место известно прежде всего красивыми видами, поскольку располагается на краю самого большого в мире аласа Мюрю. Алас – это вид рельефа, обмелевшее со временем озеро с многочисленными островами, в случае Мюрю берега обрамлены березово-лиственничными лесами, богатыми брусникой, разнотравьем и мхами. Сильны здесь и культурные традиции: в селе, например, работает известное творческое объединение «Мүрү оһуора» («Узоры Мюрю»), объединяющее мастеров лоскутного шитья, в селе говорят на якутском языке и чтят традиции.
В Борогонцах есть Парк культуры и отдыха, ипподром, а также полуразрушенный усадебный дом и церковь XIX века. В целости из довоенных построек сохранилось только здание больницы: остальное погибло в пожарах, что-то снесли ради строительства четырехэтажных домов.
В целом же Борогонцы, несмотря на свое расположение, мало чем отличаются от тысяч других сел и городов России. Перед тем как разработать дизайн-код, команда архитекторов прошлась по селу и задокументировала все, что встречалось на пути – от панорам до почтовых ящиков, урн и памятных табличек. Общая картина и детали дали список знакомых проблем: реклама на фасадах и заборах, безликая новая застройка, дешевые облицовочные материалы, хаотичные парковки и полная «солянка» в отношении малых архитектурных форм.
Цель дизайн-кода – убрать за предыдущими поколениями визуальный «мусор», найти под ним дух места и создать целостный образ. Буклет с решениями оттого несколько напоминает глянцевый журнал, где напечатаны рекомендации по поиску стиля: сайдинг и профлисты срочно в шкаф, этим летом актуален фиброцемент и дерево, а вот подборка актуальных дверей и фонарных столбов, на следующей странице – подходящая вашему цветотипу палитра. Плохого в этом ничего нет – всем хочется выглядеть прилично, однако на смену одним стандартизированным фонарям приходят другие и села от Якутии до Татарстана вновь становятся похожи, несмотря на присутствие в буклете раздела «идентичность».
Идентичность села Борогонцы архитекторы ищут в окружающей его природе, национальной культуре, особенностях быта и языковом наследии. Основным цветом выбрали «цвет природы и красок аласа» – охристо-зеленый. К аласу же отсылает буква «О» в логотипе, а в букве «Н» можно увидеть сэргэ. Образ уездного городка поможет вернуть малоэтажная застройка с наличниками и характерной раскладкой досок «елочкой» на фронтонах. Геометрические орнаменты и техника лоскутного шитья кыбытыы легли в основу паттернов, которые предлагается наносить на открытые цоколи, торцы, фронтоны и инженерные сооружения. Строгие шрифтовые решения дополняют выразительные пиктограммы: зданий и достопримечательностей, узоров, животных и природных объектов.
Дизайн-код Борогонцев – второй проект для сельских поселений Якутии. Первый был создан для села Бердигестях к ХХI Спартакиаде по национальным видам спорта «Игры Манчаары». Полностью буклеты доступны по ссылке.