Лёд и лето: проекты интерьеров Якутской филармонии

Два проекта конкурса на интерьерные решения, проведенного в Якутске, и один «предварительный», от авторов проекта здания.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Евгений Леонов
Мастерская:
URA.GROUP https://www.ura.group/
Проект:
Храм музыки. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
Евгений Леонов, Татьяна Корниенко, Ваге Казарян, Анастасия Хоперскова, Дарья Биндусова, Акулина Федорова

7.2020 — 8.2020

Глава консорциума ООО «Архитектор Евгений Леонов», ИП Корниенко Татьяна Сергеевна, ИП Казарян Ваге Вачаганович, ИП Федорова Акулина Ревориевна
Заказчик: управление архитектуры и градостроительства при главе республики Саха (Якутия)
Дизайн–студия «Уран»
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Россия, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

2020
0 Конкурс на концепцию интерьеров Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств, который строится в Якутске по проекту ТПО «Резерв», был объявлен в начале июля 2020 года. Его итоги подвели в конце августа: две команды, одна – московская URA, другая «Уран» из Якутска, победили в разных номинациях. Предполагается, что их идеи будут реализованы в разных частях здания. Публикуем проекты победителей конкурса, также как и предварительное решение интерьеров, разработанное ранее авторами проекта здания, ТПО «Резерв». 


Храм музыки

URA.GROUP 
Евгений Леонов, Татьяна Корниенко, Ваге Казарян, Анастасия Хоперскова, Дарья Биндусова, Акулина Федорова

Архбюро URA.GROUP, которое раньше было известно как United Riga architects, а теперь, по словам авторов, работает в Москве, известное проектом интерьера московской станции метро Новопеределкино, победившего в конкурсе и реализованного, победили с проектом «Храм музыки» или «Духи музыки».
Вестибюль. Главный атриум. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)
Вестибюль. Главный атриум. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)

Ключевая позиция авторов проекта, высказанная в автоописании работы, – «музыкальная сила эпоса Олонхо может и должна быть трактована в современной стилистике, а этнографические элементы переосмыслены и обобщены». Утверждая это, URA переосмысляют и обобщают, глубоко погружаясь – не в букву, но в дух – якутского эпоса Олонхо, который архитекторы называют «апогеем и эталоном» среди других эпосов, «универсальным и всемирным», «событием мирового масштаба».

Основная тема проекта – «переосмысленное противостояние Арктики и Вечного лета – аллегории бесконечной борьбы добра и зла». Напоминает «лед и пламя» – понятийную пару, так хорошо проявленную в книгах Джорджа Мартина и отлично подходящую к континентальному якутскому климату. Впрочем, в данном случае это допущение – авторы вовсе не упоминают Мартина, изъясняясь исключительно образами эпоса Олонхо. Арктика и Вечное лето получают воплощение в виде стеклянистого льда с белым градиентом – заметим, это известный, если не сказать популярный прием современной архитектуры модернизма – и дерева, подсвеченного теплым светом. В градиентном стекле Евгений Леонов и Александр Дембо решают ограждения лестниц, им же облицовывают круглые колонны, которые становятся похожими на тонкие блестящие трубки, вырезанные чем-то горячим изо льда глубокого озера: с одной стороны снежно-белые, с другой черные и немного ртутные, как глубокий чистый лед.
Вестибюль. Главный атриум. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)
Стойка рецепции. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)

Весь многоярусный интерьер ассоциируется с присущим мифу делением на нижний, срединный и верхний миры. «В Верхнем мире нам открывается картина Арктики, где все белое – хрупкое», – говорят авторы, помещая в фойе филармонии акустические кресла Sonic-Chair, чтобы дать посетителям возможность услышать «пение духов» в моменты между концертами.
Фойе зала филармонии с акустическими креслами. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)

Зал эпоса Олонхо согласно проекту предполагает до 9 трансформаций.

Округлые акустические панели, призванные улучшить звук внутри зала конической формы, авторы понимают как облака. Сверху, из острия конусов, исходит рассеянный «божественный» свет. Круги неровных очертаний на полу – «то ли годовые кольца вековых деревьев, то ли очертания могучих гор».
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер зала театра Олонхо. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер зала театра Олонхо. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер зала театра Олонхо. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер зала театра Олонхо. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)

Зал театра Саха, согласно проекту здания, может как соединяться с залом Олонхо, так и функционировать отдельно: «зал выполнен в современной стилистике без использования традиционных этнографических элементов», что позволило избежать «чрезмерной красочности» и акцентировать необычную форму зала. Предусмотрено много сценариев подсветки.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер зала театра Саха. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер зала театра Саха. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер зала театра Саха. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер зала театра Саха. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)

Обрядово-выставочный зал максимально насыщен символикой и сопоставлениями, а множество сценариев подсветки должны служить инструментом для создания пространств, по-разному окрашенных эмоционально. Здесь предусмотрен переносной очаг, обозначающий «огонь вечного лета», и алюмо-композитные панели, символизирующие льды Арктики. Предусмотрены проекции 360 градусов на все стены.
Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© United Riga architects (URA)

Светящийся кольцеобразный контур технической конструкции на потолке символизирует церемониальное очищение, а рисунок волнистых колец на полу напоминает о «вековых кольцах» мирового древа. Для выставок авторы предлагают выдвигать в пространство зала сегменты стен – панели размером 3 х 4 м; когда они выдвигаются, за ними видн деревянная фактура стен зала-«урасы».
  • zooming
    1 / 3
    Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 3
    Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 3
    Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)

Проект интересен попыткой соединить эпические темы с лаконизмом современных форм, использовав специфику современных материалов, акустических панелей и многообразной подсветки ради создания эмоционально заряженных театральных эффектов, способных сопроводить театрально-музыкальные представления и усилить впечатление от них, помочь зрителю погрузиться в атмосферу сценически-магического действа, и, в конечном счете, ощутить значимость древнего эпоса с позиции современного человека.
  • zooming
    1 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    4 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    5 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    6 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    7 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    8 / 8
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © United Riga architects (URA)


Сияние Срединного мира

Дизайн–студия «Уран»
Второй победивший проект планируется, как сообщалось в новостях, использовать в оформлении вестиюля и VIP-зала (тогда как проект URA – в фойе филармонии и оформлении залов Олонхо, Саха и обрядово-выставочного).
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
© Дизайн–студия «Уран»

Он отсылает к старинному эпосу скорее буквально, чем метафорически и выглядит менее контрастным, скорее «теплым» из-за преобладания натурального дерева и красноватых тонов. В вестибюле авторы размещают округлые скамейки в виде крупных «галек», расписанных орнаментом, выстраивают перед стенами дугообразные ребра из светлого дерева, устанавливают в центре стелу-парус, с одной стороны деревянную, с другой – зеркальную и снабженную медиа-экраном.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    2 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    3 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    4 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    5 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    6 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    7 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    8 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    9 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    10 / 10
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»

Интерьер ритуального зала в проекте воспроизводит в дереве коническую конструкцию традиционного жилища и храма; по центру установлено подобие алтаря с балдахином.
  • zooming
    1 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    2 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    3 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    4 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    5 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    6 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    7 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    8 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    9 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    10 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    11 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»
  • zooming
    12 / 12
    Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
    © Дизайн–студия «Уран»


Предварительный проект / не участвовал в конкурсе

ТПО «Резерв»
Авторы проекта здания филармонии и Арктического центра разработали проект интерьеров несколько ранее, и он был предоставлен участникам соревнования как «предварительный». Интерьер «Резерва» – скорее белый и очень лаконичный, оживлен ажурным рисунком вертикальных линий-«бус», составленных из круглых раппортов, частью орнаментальных, частью геометических, которые перекликаются с решением фасада. Внешние стены залов, театральных и филармонического, деревянные и также покрыты полосами орнамент; на полу вестибюля – спираль древнего календаря. Приводим несколько иллюстраций, познакомиться с проектом в большем объеме можно здесь.
  • zooming
    1 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 1 этаж. Вид 1
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 3 этаж. Вид 1
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 1 этаж. Вид 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 3 этаж. Вид 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 3 этаж. Вид 3
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 5 этаж
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе филармонии. 3 этаж. Вид 3
  • zooming
    8 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе зрительных залов «Олонхо» и «Саха». 3 этаж. Вид 1
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе 4 этажа. Балкон зрительного зала «Саха»
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе филармонии. 3 этаж. Вид 2
  • zooming
    11 / 11
    Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе филармонии. 3 этаж. Вид 1
Архитектор:
Евгений Леонов
Мастерская:
URA.GROUP https://www.ura.group/
Проект:
Храм музыки. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
Евгений Леонов, Татьяна Корниенко, Ваге Казарян, Анастасия Хоперскова, Дарья Биндусова, Акулина Федорова

7.2020 — 8.2020

Глава консорциума ООО «Архитектор Евгений Леонов», ИП Корниенко Татьяна Сергеевна, ИП Казарян Ваге Вачаганович, ИП Федорова Акулина Ревориевна
Заказчик: управление архитектуры и градостроительства при главе республики Саха (Якутия)
Дизайн–студия «Уран»
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Россия, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

2020

26 Октября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера и фрагменты классического города, нарисованные Михаилом Филипповым и его учениками.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.