Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Адрес:
Россия,Республика Саха,Якутск.участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева
Храм музыки. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств
Адрес:
Россия,Якутск.участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Адрес:
Россия,участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева
Предварительная концепция интерьеров Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств Якутии
Адрес:
Россия,Якутск.участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева
Архитектор:
Евгений Леонов
Мастерская:
URA.GROUP
Дизайн–студия «Уран»
Два проекта конкурса на интерьерные решения, проведенного в Якутске, и один «предварительный», от авторов проекта здания.
Конкурс на концепцию интерьеров Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств, который строится в Якутске по проекту ТПО «Резерв», был объявлен в начале июля 2020 года. Его итоги подвели в конце августа: две команды, одна – московская URA, другая «Уран» из Якутска, победили в разных номинациях. Предполагается, что их идеи будут реализованы в разных частях здания. Публикуем проекты победителей конкурса, также как и предварительное решение интерьеров, разработанное ранее авторами проекта здания, ТПО «Резерв».
Храм музыки
URA.GROUP
Евгений Леонов, Татьяна Корниенко, Ваге Казарян, Анастасия Хоперскова, Дарья Биндусова, Акулина Федорова
Архбюро URA.GROUP, которое раньше было известно как United Riga architects, а теперь, по словам авторов, работает в Москве, известное проектом интерьера московской станции метро Новопеределкино, победившего в конкурсе и реализованного, победили с проектом «Храм музыки» или «Духи музыки».
Вестибюль. Главный атриум. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Ключевая позиция авторов проекта, высказанная в автоописании работы, – «музыкальная сила эпоса Олонхо может и должна быть трактована в современной стилистике, а этнографические элементы переосмыслены и обобщены». Утверждая это, URA переосмысляют и обобщают, глубоко погружаясь – не в букву, но в дух – якутского эпоса Олонхо, который архитекторы называют «апогеем и эталоном» среди других эпосов, «универсальным и всемирным», «событием мирового масштаба».
Основная тема проекта – «переосмысленное противостояние Арктики и Вечного лета – аллегории бесконечной борьбы добра и зла». Напоминает «лед и пламя» – понятийную пару, так хорошо проявленную в книгах Джорджа Мартина и отлично подходящую к континентальному якутскому климату. Впрочем, в данном случае это допущение – авторы вовсе не упоминают Мартина, изъясняясь исключительно образами эпоса Олонхо. Арктика и Вечное лето получают воплощение в виде стеклянистого льда с белым градиентом – заметим, это известный, если не сказать популярный прием современной архитектуры модернизма – и дерева, подсвеченного теплым светом. В градиентном стекле Евгений Леонов и Александр Дембо решают ограждения лестниц, им же облицовывают круглые колонны, которые становятся похожими на тонкие блестящие трубки, вырезанные чем-то горячим изо льда глубокого озера: с одной стороны снежно-белые, с другой черные и немного ртутные, как глубокий чистый лед.
Вестибюль. Главный атриум. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Весь многоярусный интерьер ассоциируется с присущим мифу делением на нижний, срединный и верхний миры. «В Верхнем мире нам открывается картина Арктики, где все белое – хрупкое», – говорят авторы, помещая в фойе филармонии акустические кресла Sonic-Chair, чтобы дать посетителям возможность услышать «пение духов» в моменты между концертами.
Фойе зала филармонии с акустическими креслами. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Зал эпоса Олонхо согласно проекту предполагает до 9 трансформаций.
Округлые акустические панели, призванные улучшить звук внутри зала конической формы, авторы понимают как облака. Сверху, из острия конусов, исходит рассеянный «божественный» свет. Круги неровных очертаний на полу – «то ли годовые кольца вековых деревьев, то ли очертания могучих гор».
Интерьер зала театра Олонхо. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Зал театра Саха, согласно проекту здания, может как соединяться с залом Олонхо, так и функционировать отдельно: «зал выполнен в современной стилистике без использования традиционных этнографических элементов», что позволило избежать «чрезмерной красочности» и акцентировать необычную форму зала. Предусмотрено много сценариев подсветки.
Интерьер зала театра Саха. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Обрядово-выставочный зал максимально насыщен символикой и сопоставлениями, а множество сценариев подсветки должны служить инструментом для создания пространств, по-разному окрашенных эмоционально. Здесь предусмотрен переносной очаг, обозначающий «огонь вечного лета», и алюмо-композитные панели, символизирующие льды Арктики. Предусмотрены проекции 360 градусов на все стены.
Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Светящийся кольцеобразный контур технической конструкции на потолке символизирует церемониальное очищение, а рисунок волнистых колец на полу напоминает о «вековых кольцах» мирового древа. Для выставок авторы предлагают выдвигать в пространство зала сегменты стен – панели размером 3 х 4 м; когда они выдвигаются, за ними видн деревянная фактура стен зала-«урасы».
Обрядово-выставочный зал. Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Проект интересен попыткой соединить эпические темы с лаконизмом современных форм, использовав специфику современных материалов, акустических панелей и многообразной подсветки ради создания эмоционально заряженных театральных эффектов, способных сопроводить театрально-музыкальные представления и усилить впечатление от них, помочь зрителю погрузиться в атмосферу сценически-магического действа, и, в конечном счете, ощутить значимость древнего эпоса с позиции современного человека.
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Второй победивший проект планируется, как сообщалось в новостях, использовать в оформлении вестиюля и VIP-зала (тогда как проект URA – в фойе филармонии и оформлении залов Олонхо, Саха и обрядово-выставочного).
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Он отсылает к старинному эпосу скорее буквально, чем метафорически и выглядит менее контрастным, скорее «теплым» из-за преобладания натурального дерева и красноватых тонов. В вестибюле авторы размещают округлые скамейки в виде крупных «галек», расписанных орнаментом, выстраивают перед стенами дугообразные ребра из светлого дерева, устанавливают в центре стелу-парус, с одной стороны деревянную, с другой – зеркальную и снабженную медиа-экраном.
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Интерьер ритуального зала в проекте воспроизводит в дереве коническую конструкцию традиционного жилища и храма; по центру установлено подобие алтаря с балдахином.
Концепция интерьеров Государственной филармонии Якутии. Арктический центр эпоса и искусств. г. Якутск
Авторы проекта здания филармонии и Арктического центра разработали проект интерьеров несколько ранее, и он был предоставлен участникам соревнования как «предварительный». Интерьер «Резерва» – скорее белый и очень лаконичный, оживлен ажурным рисунком вертикальных линий-«бус», составленных из круглых раппортов, частью орнаментальных, частью геометических, которые перекликаются с решением фасада. Внешние стены залов, театральных и филармонического, деревянные и также покрыты полосами орнамент; на полу вестибюля – спираль древнего календаря. Приводим несколько иллюстраций, познакомиться с проектом в большем объеме можно здесь.
Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Вестибюль. 1 этаж. Вид 1
Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе филармонии. 3 этаж. Вид 3
Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе зрительных залов «Олонхо» и «Саха». 3 этаж. Вид 1
Предварительный дизайн-проект интерьера Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств. Фойе 4 этажа. Балкон зрительного зала «Саха»