«Урам» стал частью масштабного проекта благоустройства набережной Казанки, которым занимается архитектурная студия Orchestra, благодаря инициативе казанских активистов, ратовавших за создание парка на пустыре рядом с мостом «Миллениум» больше десяти лет. Помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова, во многом ответственная за феноменальное преображение общественных пространств региона, пригласила работать над парком команду Legato Sports Architecture, которая реализовала в Татарстане несколько проектов, включая первый в России памп-трек, а также открыла здесь производство МАФов и заготовок спортивных объектов. Среди новых решений в «Ураме» – бетонная петля и украшение спортивных объектов мозаикой.
Архитектурное бюро КОСМОС – еще одни соавторы этого масштабного проекта, ответственные за облик павильона центра молодежной культуры, который наделяет парк характеристикой всесезонности. Внутри можно будет тренироваться в любое время года, проводить лекции, кинопоказы и выставки уличного искусства. «Урам», к слову, переводится с татарского языка именно как «улица».
Холмы из красного бетона, на которых покоится основной объем здания, превращают его в элемент парковой инфраструктуры и накрепко связывают с окружением, размывая границы между парком и крытыми площадками. Бетонные «наплывы» функциональны: на них так же можно въезжать на велосипеде или скейте, просто забегать или посидеть, наблюдая за жизнью внутри или снаружи – фасад на уровне глаз человека выполнен из стекла.
Верхняя часть здания отвечает иной, градостроительного масштаба, задаче. Лаконичный прямоугольный объем становится доминантной, перекликаясь с огромной «М» понтонного моста «Миллениум» и стелой Национального Культурного Центра на другом конце парка. Куб облицован профилированным листом, из которого обычно делают ангары и заборы, но отшлифованным до зеркального блеска. Внушительный размер – длина здания составит около 100 метров – и некоторую промышленную сухость «короба» балансируют все те же наползающие на стены бетонные холмы. Примерно так же уличные художники «присваивают» склады и заборы вдоль железных дорог, покрывая их рисунками и надписями.
В интерьерах павильона повторяется прием сочетания серых индустриальных материалов – шифера, рабицы, стеклоблоков, бетонных панелей и армированного стекла – с ярким акцентом, только на этот раз не красным, а ярко-желтым цветом с названием «вольт», знакомым по дорожной разметке и спецодежде рабочих. С помощью цвета архитекторы маркируют ключевые зоны и объекты и создают для каждого пространства свой паттерн. «Решение интерьера раскрывает красоту практичных, функциональных, радикальных и до боли знакомых «уличных» материалов и преподносит их в новом современном свете», – поясняют архитекторы.
Экстрим-парк – потенциальное место для социальных конфликтов, поэтому создателям необходимо было учесть интересы разных групп населения. Открытая часть четко делятся на детские, любительские и профессиональные зоны, что отвечает в том числе требованиям безопасности, а с прогулочной набережной открываются красивые панорамы: в «Урам» интересно прийти просто так, даже не занимаясь экстремальными видами спорта. Павильон же, по словам авторов, «зиждется на трех основополагающих функциях: спорт, культура и семья», что позволяет превратить место в центр уличной культуры, что шире и устойчивее спортивной площадки.