Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.09.2008

Капля дизайна

Мария Фадеева
Мастерская:
PANACOM

И у табурета и у дома одна и та же стоечно-балочная система, ванна и бассейн различаются лишь масштабом. На протяжении всего XX века архитекторы успешно работают в сфере промышленного дизайна, от Йозефа Хофмана до Захи Хадид, от Ле Корбюзье до Жана Нувеля. Из русских архитекторов прошлого вспоминаются Родченко и братья Веснины. Если же говорить о современных российских именах, то нельзя не упомянуть бюро «Панаком».

Арсений Леонович. Waterbook
Арсений Леонович. Waterbook

Из-за склонности к перфекционизму архитекторы нередко проектируют мебель для собственных построек. Кроме того, у россиян в 1990-е эта привычка выработалась по причине отсутствия налаженных поставок мебели из-за границы и убогости локального производства. Тем не менее, одно дело проектировать для собственных проектов, совсем другое – придумывать вещи для конкурсов массовых производителей, как это делает «Панаком».

И вот уже их дверная ручка Walkiria продается по всему миру. Не за горами время, когда аудиофилы станут покупать колонки с дизайном «Панакома». Увлечение архитекторов очевидно – нередко вместо одного предмета появляются целые серии. «Нам нужен повод, чтобы сесть и порисовать, - объясняют авторы. – А тут мы «убиваем сразу двух зайцев»: вроде бы отдых от архитектурного творчества, но одновременно и его осмысление через дизайн малой формы – от перфорированной стенки тумбочки к фасаду дома». Отрицая какое-либо превосходство  архитектурного мышления над дизайнерским, в своем положении они все же видят преимущество. «У нас сознание не ангажированное. Когда человек все время находится в этом поле, то он и витающие вокруг него идеи как бы одной температуры, – объясняет Арсений Леонович – приходя же из другой сферы, ты будто врезаешься холодным стеклом, на которое эти идеи падают каплями».  Среди их работ есть такие, которые разрабатывались несколько месяцев и сделанные вечером за чашкой чая. При этом ни одна не выглядит доморощенной, архитекторы четко попадают в современный мейнстрим. Одна проблема – судя по результатам конкурсов, иностранные производители от наших соотечественников ждут лишь вариаций на тему русского авангарда и конструктивизма. Но предмет промышленного дизайна тем и лучше дома, что его можно реализовать и в другом месте и в другое время.

Держи меня

Ручка Walkiria – пока единственный проект бюро, производящийся серийно. Вот уже год она продается по всему миру. Заказ же был получен в результате конкурса, организованного в России производителем дверной фурнитуры Valli&Valli с помощью дилерской компании «Триумфальная марка». Что интересно, «Панаком» не занял в нем никакого призового места, но именно их разработка более всего приглянулась итальянским производителям.

Спиральный изгиб панакомовской модели следует эргономике держащей кисти, изгибающейся из-за разницы в длине фаланг (Может быть, добавить картинок?). Подобный спиральный проект американского дизайнера Йошими Коно даже заслужил звание самой удобной ручки в мире. Но у Коно изгибающаяся часть крепится к двери обычным цилиндром, тогда как панакомовцы создали более органичную форму. Забавно, что в начале эта ручка была одной из трех пластилиновых «колбасок», слепленных архитекторами в процессе эскизирования, а теперь, говорят, что уже заключены контракты на установку ручек Valkiria в башне «Федерация». Кстати, за прошедший год стали выпускать и ее оконный вариант. Архитекторы же надеются на скорый выход уже нарисованной серии крючков и защелок в том же стиле.

Переодетый звук
Дизайн для контрапертурных колонок класса HI-end разработан по заказу итальянской компании Bolzano Villetri. Сейчас они производятся лишь в очень дорогой и несколько вычурной отделке из красного дерева, карельской березы и клена «птичий глаз». Предметы с таким ярким дизайном слишком сложно вписать в интерьер, в результате их приобретают во всем мире, но в небольших количествах. Так что перед «Панакомом» стояла бизнес-задача – рестайлинг должен был привлечь более широкий круг покупателей и увеличить оборот. Кроме того, было желание удешевить производство. А поскольку Арсений Леонович – аудиофил, то к задаче подошли со знанием дела. Архитекторы предложили новый подвес для твиттера (центральный элемент, работающий на высоких частотах), более жесткий и лаконичный по форме. Несколько изменили и конструкцию верхней и нижней части. И, главное, придумали новые варианты деревянной отделки. Так, например, вариант с белыми элементами может привлечь и слушателей iPod – по стилистике вполне подходит. Предполагается, что производство начнется, как только компания наладит завод в России.

Бар наслаждения
Компания Nespresso, позиционирующая себя как Bentley в мире кофе, объявила международный конкурс на разборную конструкцию лаунж-бара для установки его на разнообразных выставках. «Панаком», со своим стремлением к полноте высказывания, предложил комплексное решение как функциональной, так и художественной задачи. Основная часть – это «пляшущее» кольцо, напоминающее пар от горячего кофе. Сделанное из облегченного вспененного кориана с игривыми надписями об удовольствии и радости, меняясь в сечении оно становится то барной стойкой, то диваном. Кроме того, придумано еще два типа отдельных полиуретановых сидений: пуф «кофейное зерно», и высокий табурет «рафинад». Таким образом все ингредиенты для наслаждения кофе собраны вместе.

Одним жестом
Серия из 24-х столов придумана «Панакомом» также на конкурс. Тяни-толкай, кувшинка, полип – у каждого из них свой образ. Черта же, объединяющая все вариации – лаконичность приема. Вне зависимости от того, четыре ноги у стола или одна, эта конструктивная часть представляет собой одну цельную деталь, что одновременно и красиво и удобно в производстве. Взять, например, стол номер 7 – для его изготовления достаточно листа стали или шпона, из которого вырезается выкройка и сворачивается. Количество операций сведено к минимуму. С пластиковыми столами, конечно, будет посложнее, впрочем, технология 3D print уже достаточно распространена.



Звездный ансамбль
Коллекция этажерок была придумана для конкурса «Коллекция мебели. N1 «Этажерка», объявленного журналом Interni. Конкурс он был открытый, но организаторы также пригласили и 15 известных своими дизайнерскими проектами архитекторов из 11-ти команд. «Панаком» же, не попавший в эту «звездную» подборку, решил представить сразу 11 проектов. Зацепившись за идею звездности, архитекторы предложили вариации на тему стилей зарубежных архитектурных и дизайн-знаменитостей: Карим Рашид, Одиль Дек, Вернер Пантон и т.д. Та, что в стиле Цумтора и Колхаса, больше подойдет для книг и пластинок, а на этажерке в манере Ора Ито можно и посуду поставить.