13.02.2013

Блоги: 7–13 февраля

На этой неделе в сетевых дискуссиях рассуждали о социальной ответственности архитекторов и девальвации проектов в ходе реализации, советских стандартах типового жилья и методе «соцреализма».

информация:

В подмосковном Домодедово, где еще в прошлом году намеревались строить первый в России аэротрополис, теперь решили создавать аналог Кембриджа и перевезти сюда главные технические ВУЗы столицы. Архитекторы уже саркастически улыбаются – очередное «государево решение» нагрянуло как всегда неожиданно и вопреки всякой градостроительной логике. «Только что расширили Москву в два с половиной раза. Только что провели мега конкурс мастер-развития Новой Москвы, – недоумевает Михаил Белов. – Ау! Домодедово находится за пределами этой территории!» – «В Нью Кембридж-Васюки из большого мира не поедет никто, – предупреждает в комментариях пользователь Maxim Kantor, – потому что репутации у этого места не будет никогда». Впрочем, архитекторы вынуждены признать собственное бессилие перед проектом: в существующей сегодня бизнес-цепочке, пишет Белов, они занимают предпоследнее место, тогда как ключевой фигурой остается заказчик. Можно ругать и бойкотировать проекты, но, уверен архитектор, они построятся и без вас, только очень плохо: «Это главная проблема – перетащить архитектора из поля бизнеса в поле культуры. Это можно только под давлением общества. А общество сейчас ненавидит архитекторов /…/. Сделаем архитекторов культурными деятелями с ответственностью, и начнется улучшение», – заключает автор блога.

О социальной ответственности архитекторов на днях высказывался и философ Александр Раппапорт. Несколько последних статей в его блоге посвящены архитектурному образованию и в одной из них, под названием «Профессия как орден», Раппапорт пишет, что только сами архитекторы могут добиться признания своей социальной роли, для чего должны «в первую очередь осознать ее и придать архитектурному образованию не столько научный, сколько моральный статус, наподобие средневекового ордена». Против «приплюсовывания профессии ещё и магического, мифопоэтического и даже романтического» Раппапорту возражает Петр Капустин: «Эти вещи сегодня, – пишет он в комментариях к статье, – появляются в зазорах, в щелях, в интермундиях – тем и ценны. А профессия сегодня, если и Орден, то в духе СС. То есть в духе пресловутой «корпоративной культуры»».

В ходе дискуссии в блоге Михаила Белова, тем временем, приводится любопытная статистика: публикуется и обсуждается только три процента всех строящихся зданий. Добавим, что даже от этих трех горожанам почти всегда страшно – пугает неизвестность конечного результата. Вот, к примеру, читатели портала onliner.by на днях обсуждали почти комический пример девальвации громкого проекта «Маяк Минска». В 2008 году, как пишет блоггер darriuss, на международном архитектурном конкурсе на проект у пересечения проспекта Независимости и улицы Калиновского победила интересная концепция с высотной доминантой почти в 300 м. С течением времени высота сложного инженерного сооружения потихоньку снизилась до 25 этажей, да и самого его вскоре не стало, а вместо появились скромные панельные многоэтажки, аккуратно расставленные в рядок. Застройщик оправдывается давлением города и требованиями понизить доминанту ради соседнего с ним здания Национальной библиотеки; блоггеры жалеют тех, кто уже купил квартиры в «квартале мечты» и предполагают дальнейшее упрощение.

Проект «Маяка Минска». Вариант 2009 г. Изображение: realt.onliner.by
Проект «Маяка Минска». Вариант 2009 г. Изображение: realt.onliner.by
Проект «Маяка Минска». Вариант 2013 г. Изображение: realt.onliner.by
Проект «Маяка Минска». Вариант 2013 г. Изображение: realt.onliner.by

От грандиозного замысла худрука Мариинского театра Валерия Гергиева тоже как будто бы не ожидали ничего подобного, и теперь многочисленные интернет пользователи вторую неделю испытывают культурный шок. Одни уже собирают подписи за снос здания, другие ищут виновного. В блоге Фонтанка.ру, к примеру, вину возложили на городские власти: «Сама идея впихнуть театральное здание, большее по размеру, чем старая Мариинка, и была изначальной градостроительной ошибкой, – пишут блоггеры, – хотя для театра это выглядело очень хорошим вариантом /…/. Достаточно было просто отступить за Обводный канал». Были, правда, и мнения, что вторую сцену загубили российские СНиПы и даже питерская интеллигенция, похоронившая своей критикой  «гениальный проект Доменика Перро».

В то же время в сети все чаще появляются слова в защиту здания, причем, главным образом, со стороны архитекторов. Кирилл Асс написал об этом материал на colta.ru, а уже упоминавшийся Михаил Белов предложил коллегам сравнить Мариинку-2 и новую оперу в Осло: «Недавно восхищались оперой в Осло. Сегодня возмущены оперой в Питере. Не поймешь: то, что хорошо вчера, плохо сегодня». Архитекторы, правда, иронии не разделили: норвежскую оперу, в отличие от нашей, признали сложной деконструктивной композицией, прекрасно вписанной в панораму города, несмотря даже на то, что до исторического парламента там оказалось всего 800 метров.

Большие проекты для Владивостока на днях обсудили в блоге dkphoto.livejournal.com. Автор популярного журнала обнаружил их на прошлогодней выставке «Архитектура и строительство». Среди прочего – 550-тиметровые высотки в панораме бухты «Золотой рог» и гигантская крытая галерея, соединяющая крыши многоэтажных башен. Блоггеры впечатлились размахом, а также заметили, что кое-что из «проектов за гранью» уже реализуется, как например, громадный Спасо-Преображенский собор на центральной площади Владивостока.

В минувшие выходные известный краевед Денис Ромодин водил экскурсию по району Щукино – а в блоге f-greg.livejournal.com следом появился первый отчет, посвященный деградации стандартов типового жилья в Москве. Щукино, оказывается, изобилует на этот счет довольно экзотическими примерами – от послевоенной «немецкой слободы» в духе ленинградской неоклассики до экспериментальных панельных домов Посохина старшего, где швы между плитами еще пытались маскировать заглушками-«тягами».

Между прочим, f-greg замечает, что к моменту принятия широко известного постановления «Об архитектурных излишествах» 1955 года декора, судя по построенным в Щукино домам, «итак было уже не очень много». Продолжая разговор об этом, безусловно знаменательном моменте в истории советской архитектуры следует упомянуть дискуссию, развернувшуюся на Архи.ру между двумя крупными исследователями – Феликсом Новиковым и Дмитрием Хмельницким. Камнем преткновения в споре стало понятие «соцреализма» и его бытование после известного постановления 1955 года «об излишествах».

Тем временем, Юрий Аввакумов в своем блоге на Сноб.ру вспоминает архитекторов-«бумажников» 1980-х, и в частности, творчество одного из любимых мастеров – Вячеслава Петренко, чья выставка недавно открылась в Музее Архитектуры. По словам Аввакумова, Вячеслав Петренко оказался первым «бумажником» не только по формальным признакам – использованию, например, офортной техники или соединению слова и изображения. «Он как-то умудрился показать всем нам, что мышление – не вода для переливания из пустого в порожнее, а тягучая смола, в которой сиюминутное современное обретает способность застывать, как в янтаре, вне всякого времени», – пишет автор блога.

А архитектор Сергей Эстрин пополнил свой блог заметкой об одном из самых ярких постмодернистских чудес нашего времени – Лас-Вегасе, где в числе прочего и архитектура «играет» с европейской традицией. «Хочешь покататься на гондоле по каналу или на вертолете над горами; хочешь увидеть Нью-Йорк, Париж или Луксор? Пожалуйста, все в одном месте. – пишет Эстрин. – Мы слишком много думаем об устройстве жизни, чтобы опять думать ещё и во время развлечений. Вот твоя концепция, Вегас! И она работает».

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Владимир Биндеман
  • Арсений Леонович
  • Магда Кмита
  • Юлия Тряскина
  • Лукаш Качмарчик
  • Петр Фонфара
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Екатерина Грень
  • Шимон Матковски
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Даниил Лоренц
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Полина Воеводина
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Никита Бирюков
  • Евгений Герасимов
  • Георгий Трофимов
  • Юлий Борисов
  • Павел Андреев
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Магда Чихонь
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Алексей Иванов
  • Роман Леонидов
  • Станислав Белых
  • Сергей  Орешкин
  • Константин Ходнев
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Зураб Басария
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Наталья Сидорова
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»
  • Детский хоспис «Дом с маяком»
  • Жилой комплекс «Александровский»
  • Проект реконструкции Тульской набережной
  • Дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi на территории ЗИЛ

Технологии:

18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
другие статьи