Метры квадратные и погонные

16 мая издательским домом Building была проведена 2-я конференция из цикла «Уровни сложности: от здания к городу», посвященная новым деловым центрам и районам. На которой можно было узнать ряд любопытных вещей: например, что сейчас в Москве 5 миллионов кв. метров офисов, и скоро это число увеличится приблизительно в 4 раза. И что в Петербурге к 2010 г. планируют построить как минимум еще одну башню, по масштабу сравнимую с Газпром-сити – теперь уже на Васильевском острове

Автор текста:
Ирина Фильченкова

23 Мая 2007
mainImg
Выступая со вступительным словом, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин рассказал, что земельный резерв столицы составляет 2 миллиона кв.м., треть из которых планируется застроить офисами. При этом восточное направление будет нежелательным для офисного строительства в силу неразвитости инфраструктуры. Также он отметил, что при создании новых бизнес-центров следует учитывать уроки уже осуществленных проектов. Например, в случае с «Москва-Сити» «…строительство сделало мощный рывок вперед, в то время как транспорт задержался на старте». Поэтому приоритетным направлением в бизнес-районах был объявлен транспорт.

Первым докладчиком выступил архитектор Рэйнир де Грааф, партнер архитектурного бюро Рэма Кулхаса ОМА – известного не только своей проектировочной деятельностью, но множеством исследований и публикаций. Грааф рассказал, в частности, о том, какой он видит архитектуру в будущем и представил последние проекты мастерской. На показанных им схемах видно, что бурное строительство идет сейчас в т.н. развивающихся странах, и с этой позиции именно Запад, говорит архитектор, теперь можно считать «третьим миром». Например, Дубаи фактически из пустыни, которой он был в 1990-м превратился сейчас в город небоскребов. Вознаграждение за архитектуру в Китае, например, на несколько уровней ниже, чем в США или Великобритании, однако темп строительства там больше в разы. Что касается архитектурных форм, Грааф отметил, что небоскребы уже не являются инженерными новинками, через них идет лишь поиск новых амбициозных форм, а будущее за малоэтажными деловыми центрами, совмещающими в себе множество функций и работающими 24 часа в сутки. По мнению Рэйнира де Граафа, для России небоскребы это пока еще новинки и пока в каждом крупном городе не будет своего небоскреба, мы вряд ли сможем спокойно перейти к гуманному и средовому подходу.

«Как можно сегодня – в городе икон и архитектуре звезд – выделить себя?» Задается вопросом Рэйнир – только скупостью, логикой и уходом от экстравагантности. И в качестве примера приводит недавно созданный ОМА проект делового и гостиничного комплекса «Ренессанс» для Дубаи, обращенный к истокам конструктивизма. Лаконичное здание-плита, стоящее на искусственном островке, вращается вокруг своей оси вслед за движением солнца и останавливается только 5 раз в день «для того, чтобы люди смогли перевести дух».

Рассказ Сергея Чобана был посвящен идее полифункциональной среды, где есть все для жизни, работы и отдыха. В этом смысле главной задачей, которую ставит перед собой архитектор – это соединение разных функций и формирование лица здания. Архитектор отстаивал идею многофункциональности в башне «Федерации» и рад, что сейчас рядом с офисами будет более десятка этажей гостиницы, апартаменты и общественные зоны в нижних этажах. Для Санкт-Петербурга в исторической среде, возле строящегося Охта-центра (Газпром-Сити), Сергей Чобан сейчас делает мастер-план бизнес-квартала, где  сохраняются даже не охраняемые государством заводские здания, призванные воссоздать дух былого промышленного района.
 
Архитектурное бюро Genslers Masters Planning Group в лице Пола Файнберга и девелопер Лев Пушканский показали проект нового уже строящегося делового, жилого и общественного центра в Санкт-Петербурге «Морской фасад». Этот район будет размещаться на Васильевском острове, на берегу Финского залива, возвращая острову ту градостроительную роль, которую приписывал ему еще автор первого плана Петербурга Жан-Батист Леблон, задумывая сделать на этом месте центр города, с выходом к большой воде. С позиции современности, большой бизнес центр это долгожданный проект для города, охваченного «серым поясом» промышленности и страдающего неразвитостью бизнеса и сосредоточением его в исторической части города. Местоположение «Морского фасада» на карте города, по мнению авторов, достаточно удобное: в 6–7 км от исторического центра, скоро эта часть острова будет оснащена двумя станциями метро и сеткой трамвайных путей, центр напрямую будет соединен с 2 аэропортами радиальными трассами, соединяющими крайние точки проектируемой «кольцевой» дороги, а еще  новый район выходит к заливу, где будет построен порт с семью пассажирскими причалами (порт затем собирается выкупить город).

Площадь «Морского фасада» составляет 1,5 га, из них 30% будут занимать открытые пространства, 20% – дороги, 2 мил. кв.м – жилье и 1,5 кв.м. – офисы, а также культурные и общественные зоны. Сам бизнес-центр будет расположен на севере участка в высотных башнях, самая высокая из которых – 275 метров. Проект планируется завершить к 2010 году.

После презентации питерского проекта обратились к более амбициозной и поэтому более проблемной стройке ММДЦ «Москва-Сити», которой в этом году уже 15 лет. Как рассказал один из ее авторов Геннадий Сирота, руководитель мастерской №6, Моспроект-2, с момента зарождения проекта многое изменилось, первоначально не было СНИПов на высотные здания – сейчас они разработаны именно по этому, пока что единственному в стране высотному проекту. Изначально практически не было частных инвесторов, а сейчас сильные девелоперы вытесняют первопроходцев. Это же повлияло и на количество площадей, которые с запланированных 2,500 мил. кв.м. увеличились по разным данным от 4 до 4,5 мил. А также в начале 90-х не могли предсказать транспортный коллапс, который грозит тем, что люди не смогут ни приехать, ни уехать на свои «поднебесные» рабочие места одновременно.

Главной  заслугой ММДЦ г-н Сирота считает то, что этот комплекс-первопроходец дал старт другим российским небоскребам, показав своим примером, что в России это возможно – строить небоскребы, и теперь направление активно развивается. Второе достоинство ММДЦ – это его расположение: всего 4 км до Кремля и, кроме того, комплекс находится в точке схода всех видов транспорта – речного, ж/д, общественного, личного (кольцевая автодорога) и уже есть проект связи с аэропортами через железную дорогу. В противовес  этой логике Александр Ортенберг, генеральный директор ЗАО «Штрабаг» вспомнил венский Донау-Центр, построенный в неблагополучном районе, за чертой города, где теперь развитый многофункциональный центр и куда ездят люди.

Третьим плюсом проекта «Москва-Сити» был назван факт вывода офисов из центра города. Насчет чего ведущий конференции вскоре задал весьма справедливый вопрос – не будет ли это повторением ошибки, когда деловой центр перенесется в другое место со всеми своими проблемами и может лучше сразу разложить его по нескольким локальным центрам?

Перспективными районами для развития бизнес-центров главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы, Владимир Коротаев назвал территории «Нагатино-Зил» и Павелецкой промзоны, откуда открываются прекрасные виды на пойму Москва-реки и которые полны потенциала для более эффективного использования территории. «Я не против планов Правительства Москвы, налогообложение очень важно для города, но тенденция такова, что промышленность уходит за черту города и уже сейчас надо решать, что будет на ее месте».

Эксперт из Knight Frank отметил, что сейчас идет тенденция ухода офисов из центра, потому что, чем дальше от центра, тем больше свободных площадей, которые сейчас в большом дефиците. Для сравнения офисный сегмент в Москве сейчас составляет 5 мил. кв.м., а в Большом Сити планируется сразу 20.мил. и даже это не вполне насытит рынок.  Перспективными направлениями эксперт назвал западное, юго-западное и южное направление Москвы, где наиболее развита инфраструктура и куда девелоперы придут в первую очередь. Восточное направление пока менее выгодно, однако уже сейчас обговаривается проект трассы Москва-Нижний Новгород, которая пройдет по восточному округу и спровоцирует строительство бизнес-центров и там.
Выступившая последней Регина Лочмене из DTZ предложила провести комплексное исследование Москвы с тем, чтобы выработать концепцию развития рынка коммерческой недвижимости, которой, честно говоря, пока нет.
А. Кузьмин и П. Кудрявцев. Фотографии Ирины Фильченковой
Проект делового и гостиничного комплекса «Ренессанс» для Дубай бюро ОМА
Дубаи в 1990г.
Дубаи в 2003г
Выступление С. Чобана
Интерьер башни «Федерация»
Проект бизнес-центра для Санкт-Петербурга С. Чобана
Проект делового, жилого и общественного центра в Санкт-Петербурге «Морской фасад»
Проект делового, жилого и общественного центра в Санкт-Петербурге «Морской фасад»
Проект делового, жилого и общественного центра в Санкт-Петербурге «Морской фасад»
Большой Сити
Сценарии развития рынка: комплексное развитие
Схема развития зон ЮАО
Проект развития Павелецкой промзоны
Проект развития территории завода ЗИЛ


23 Мая 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.