Достопримечательный выставочный центр

Сегодня, 18 ноября, руководство Всероссийского выставочного центра провело пресс-конференцию, посвященную новой концепции развития этого знаменитого комплекса. Правда, никаких конкретных мер по возрождению ВВЦ пока представлено не было, скорее, эту встречу можно назвать декларацией о намерениях.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
0 Осенью этого года структура под названием ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» в очередной раз сменила руководство – новым генеральным директором стал бывший глава гостиницы «Украина» Алексей Микушко, а в совет директоров, который покинул первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, вошли политик Георгий Боос и бизнесмен Год Нисанов. Окончательно новый состав совета директоров будет сформирован к середине декабря, но уже сейчас руководство ВВЦ вплотную занимается главной проблемой комплекса – поиском ответа на вопрос «Как жить дальше?»

Не секрет, что о необходимости реконструкции гигантского ансамбля, устаревшего морально и обветшавшего физически, разговоры ведутся уже лет десять, не раз разрабатывались и концепции его возрождения, однако еще ни одна из них не была доведена до реализации. Основной проблемой для потенциальных инвесторов были и остаются природоохранные зоны и зоны памятников архитектуры, которые составляют львиную долю территории ВВЦ и защищают ее от коммерческой застройки. Новое руководство приняло решение сделать ставку именно на историю выставочного центра, возродив ВВЦ не только как бренд, но и как уникальный градостроительный ансамбль, памятный не одному поколению москвичей. Подчеркнуть серьезность намерений и отдать дань уважения светлой ностальгии был призван снятый на ВДНХ фильм «Свинарка и пастух» – отрывки из него показали на пресс-конференции. В числе приглашенных спикеров даже значился актер Владимир Зельдин, правда, он так и не приехал.

В качестве консультанта по разработке концепции развития ВВЦ его новый гендиректор пригласил архитектурное бюро ABD Architects. Команда Бориса Левянта, в свою очередь, в этой работе намерена опираться на материалы зональной мастерской концептуального градостроительного проектирования № 10 НИиПИ Генплана г. Москвы, которая уже около 10 лет занимается территорией ВВЦ и едва ли не лучше всех представляет истинное положение вещей. Собственно, планшеты, подготовленные мастерской, и стали единственным иллюстративным и раздаточным материалом прошедшей пресс-конференции, и, если судить по ним, будущее у ВВЦ самое радужное: павильоны-памятники будут отреставрированы, все остальные – реконструированы, ландшафтно-парковая территория – рекультивирована, инженерные сети заменены, а парковки, наконец, построены в достаточном количестве. Правда, сроки реализации этой комплексной программы на планшетах были обозначены до 2024 года, тогда как Алексей Микушко пообещал собравшимся, что ВВЦ будет полностью возрожден за 5 лет.

В числе первоочередных задач гендиректор ВВЦ назвал восстановление самых известных павильонов ансамбля в их первоначальном виде, а также воссоздание утраченных «Охоты», «Мороженого», «Ветеринарии». Еще десять павильонов, ранее принадлежавших союзным республикам, будут восстановлены за счет стран СНГ и использоваться как экспозиции и торгпредства. Договоренности о такого рода долгосрочных обязательствах уже достигнуты с Кыргызстаном, Казахстаном и Арменией, на подходе также Молдова и Азербайджан. Участники пресс-конференции задали Алексею Микушко резонный вопрос: что будет с музеями, которые сегодня расположены в этих павильонах? По словам главы ВВЦ, с территории комплекса учреждения культуры выводиться не будут, но павильоны им придется сменить. Не исключено, что для некоторых из музеев даже будут построены новые здания – на пресс-конференции прозвучали обещания создать на территории ВВЦ музеи дизайна, книги, кино, музыки и бабочек. Кроме того, в павильон номер 26 на период реконструкции основного здания переедет экспозиция Политехнического музея. Также в числе новых объектов, которые могут появиться на ВВЦ, были названы отели (4 и 5 звезд), конгресс-центр и платные парковки, которые позволят посетителям подъезжать сразу к интересующей их части комплекса, а не проходить 2,5-километровую территорию комплекса насквозь. А для того, чтобы новое строительство здесь в принципе стало возможно, Всероссийский выставочный центр, по замыслу его руководства, должен получить статус достопримечательного места. Как объяснил главный архитектор ВВЦ Владимир Кабанов, это позволит, с одной стороны, усилить охрану исторической части ансамбля, а с другой создаст условия для развития отдельных территорий у Южного и Северного входов.

Однако если приблизительные объемы инвестиций руководство выставочного центра назвать уже может – в возрождение ВВЦ только частные инвесторы готовы вложить 1,5 миллиардов долларов, – то объемы нового строительства пока неизвестны. Единственное, что Алексей Микушко пообещал журналистам, так это не строить слишком много. За разумное сочетание старого и нового также выступает Борис Левянт. «Совсем без нового строительства обойтись невозможно – ВВЦ необходимы коммерческие функции и для того, чтобы окупать эксплуатационные расходы, и для полноценной работы именно в качестве международного выставочного комплекса, – считает глава ABD Architects. – Однако если раньше концепции развития ВВЦ носили сугубо коммерческий характер, то теперь основной упор мы планируем сделать на доступность территории. ВВЦ будет функционировать, в первую очередь, как парк, открытый и удобный для самых разных социальных групп, будь то дети, подростки, молодые родители и пенсионеры».

Естественно, был задан вопрос и о возможном привлечении к реконструкции ВВЦ иностранных специалистов – консультантов и архитекторов. «В приглашении западных звезд вроде Нормана Фостера лично я смысла не вижу, поскольку сносить мы ничего не собираемся, – ответил Борис Левянт. – А вот использование опыта признанных международных экспертов в области комплексной реновации масштабных территорий и ансамблей мне представляется нужным и важным». Сам архитектор в реалистичности заявленного Алексеем Микушко 5-летнего срока реконструкции ВВЦ сомневается, однако признается, что решительность нового руководство выставочного центра ему импонирует: «Уже на самой начальной стадии проект модернизации ВВЦ представляет собой редкий для Москвы пример бизнес-проекта, учитывающего интересы и потребности горожан. Со своей стороны мы сделаем все возможное для того, чтобы воплотить это в конкретных градостроительных и архитектурных решениях». Детально проработанная концепция развития ВВЦ должна быть готова к марту 2012 года.
Иллюстрации предоставлены ОАО «ГАО ВВЦ»

18 Ноября 2011

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Технологии и материалы
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Сейчас на главной
Классика для современников
Архитекторы бюро Megabudka выполнили проект комплекса гостиницы и апартаментов класса deluxe в центре новой федеральной территории «Сириус». Сдержанно-классичное решение фасадов заставило нас задуматься о цикличности столетий.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.