Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.11.2011

Достопримечательный выставочный центр

Анна Мартовицкая
Мастерская:
ABD architects

Сегодня, 18 ноября, руководство Всероссийского выставочного центра провело пресс-конференцию, посвященную новой концепции развития этого знаменитого комплекса. Правда, никаких конкретных мер по возрождению ВВЦ пока представлено не было, скорее, эту встречу можно назвать декларацией о намерениях.

Иллюстрации предоставлены ОАО «ГАО ВВЦ»
Иллюстрации предоставлены ОАО «ГАО ВВЦ»
Осенью этого года структура под названием ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный центр» в очередной раз сменила руководство – новым генеральным директором стал бывший глава гостиницы «Украина» Алексей Микушко, а в совет директоров, который покинул первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, вошли политик Георгий Боос и бизнесмен Год Нисанов. Окончательно новый состав совета директоров будет сформирован к середине декабря, но уже сейчас руководство ВВЦ вплотную занимается главной проблемой комплекса – поиском ответа на вопрос «Как жить дальше?»

Не секрет, что о необходимости реконструкции гигантского ансамбля, устаревшего морально и обветшавшего физически, разговоры ведутся уже лет десять, не раз разрабатывались и концепции его возрождения, однако еще ни одна из них не была доведена до реализации. Основной проблемой для потенциальных инвесторов были и остаются природоохранные зоны и зоны памятников архитектуры, которые составляют львиную долю территории ВВЦ и защищают ее от коммерческой застройки. Новое руководство приняло решение сделать ставку именно на историю выставочного центра, возродив ВВЦ не только как бренд, но и как уникальный градостроительный ансамбль, памятный не одному поколению москвичей. Подчеркнуть серьезность намерений и отдать дань уважения светлой ностальгии был призван снятый на ВДНХ фильм «Свинарка и пастух» – отрывки из него показали на пресс-конференции. В числе приглашенных спикеров даже значился актер Владимир Зельдин, правда, он так и не приехал.

В качестве консультанта по разработке концепции развития ВВЦ его новый гендиректор пригласил архитектурное бюро ABD Architects. Команда Бориса Левянта, в свою очередь, в этой работе намерена опираться на материалы зональной мастерской концептуального градостроительного проектирования № 10 НИиПИ Генплана г. Москвы, которая уже около 10 лет занимается территорией ВВЦ и едва ли не лучше всех представляет истинное положение вещей. Собственно, планшеты, подготовленные мастерской, и стали единственным иллюстративным и раздаточным материалом прошедшей пресс-конференции, и, если судить по ним, будущее у ВВЦ самое радужное: павильоны-памятники будут отреставрированы, все остальные – реконструированы, ландшафтно-парковая территория – рекультивирована, инженерные сети заменены, а парковки, наконец, построены в достаточном количестве. Правда, сроки реализации этой комплексной программы на планшетах были обозначены до 2024 года, тогда как Алексей Микушко пообещал собравшимся, что ВВЦ будет полностью возрожден за 5 лет.

В числе первоочередных задач гендиректор ВВЦ назвал восстановление самых известных павильонов ансамбля в их первоначальном виде, а также воссоздание утраченных «Охоты», «Мороженого», «Ветеринарии». Еще десять павильонов, ранее принадлежавших союзным республикам, будут восстановлены за счет стран СНГ и использоваться как экспозиции и торгпредства. Договоренности о такого рода долгосрочных обязательствах уже достигнуты с Кыргызстаном, Казахстаном и Арменией, на подходе также Молдова и Азербайджан. Участники пресс-конференции задали Алексею Микушко резонный вопрос: что будет с музеями, которые сегодня расположены в этих павильонах? По словам главы ВВЦ, с территории комплекса учреждения культуры выводиться не будут, но павильоны им придется сменить. Не исключено, что для некоторых из музеев даже будут построены новые здания – на пресс-конференции прозвучали обещания создать на территории ВВЦ музеи дизайна, книги, кино, музыки и бабочек. Кроме того, в павильон номер 26 на период реконструкции основного здания переедет экспозиция Политехнического музея. Также в числе новых объектов, которые могут появиться на ВВЦ, были названы отели (4 и 5 звезд), конгресс-центр и платные парковки, которые позволят посетителям подъезжать сразу к интересующей их части комплекса, а не проходить 2,5-километровую территорию комплекса насквозь. А для того, чтобы новое строительство здесь в принципе стало возможно, Всероссийский выставочный центр, по замыслу его руководства, должен получить статус достопримечательного места. Как объяснил главный архитектор ВВЦ Владимир Кабанов, это позволит, с одной стороны, усилить охрану исторической части ансамбля, а с другой создаст условия для развития отдельных территорий у Южного и Северного входов.

Однако если приблизительные объемы инвестиций руководство выставочного центра назвать уже может – в возрождение ВВЦ только частные инвесторы готовы вложить 1,5 миллиардов долларов, – то объемы нового строительства пока неизвестны. Единственное, что Алексей Микушко пообещал журналистам, так это не строить слишком много. За разумное сочетание старого и нового также выступает Борис Левянт. «Совсем без нового строительства обойтись невозможно – ВВЦ необходимы коммерческие функции и для того, чтобы окупать эксплуатационные расходы, и для полноценной работы именно в качестве международного выставочного комплекса, – считает глава ABD Architects. – Однако если раньше концепции развития ВВЦ носили сугубо коммерческий характер, то теперь основной упор мы планируем сделать на доступность территории. ВВЦ будет функционировать, в первую очередь, как парк, открытый и удобный для самых разных социальных групп, будь то дети, подростки, молодые родители и пенсионеры».

Естественно, был задан вопрос и о возможном привлечении к реконструкции ВВЦ иностранных специалистов – консультантов и архитекторов. «В приглашении западных звезд вроде Нормана Фостера лично я смысла не вижу, поскольку сносить мы ничего не собираемся, – ответил Борис Левянт. – А вот использование опыта признанных международных экспертов в области комплексной реновации масштабных территорий и ансамблей мне представляется нужным и важным». Сам архитектор в реалистичности заявленного Алексеем Микушко 5-летнего срока реконструкции ВВЦ сомневается, однако признается, что решительность нового руководство выставочного центра ему импонирует: «Уже на самой начальной стадии проект модернизации ВВЦ представляет собой редкий для Москвы пример бизнес-проекта, учитывающего интересы и потребности горожан. Со своей стороны мы сделаем все возможное для того, чтобы воплотить это в конкретных градостроительных и архитектурных решениях». Детально проработанная концепция развития ВВЦ должна быть готова к марту 2012 года.