29.12.2010

Они создавали столицу

В Музее архитектуры 28 декабря открылась выставка «Мы превратили Москву в столицу». Экспозиция приурочена к 80-летию «Моспроекта-1», в мастерских которого были созданы все самые известные сооружения Москвы 1930-1940-х годов. Собственно, именно первому десятилетию работы этого знаменитого проектного института и посвящена предновогодняя выставка.

информация:

открыть большое изображение
Изначально перед музеем и куратором выставки Анастасией Фирсовой стояла задача организовать юбилейную экспозицию. Однако отчетное мероприятие «к дате» показалось МуАру жанром слишком сухим и формальным, особенно в преддверии Нового года, поэтому ставка была сделана на самые яркие и масштабные работы института. И хотя «Моспроект-1» на протяжении всех 80 лет был и остается ведущей проектной организацией страны («Моспроект» всегда один», как пошутил на открытии президента СМА Виктор Логвинов), бесспорно, именно в 1930-е с их монументализмом и пафосом идеалов социализма в нем были разработаны проекты, наиболее кардинально изменившие облик Москвы.

Собственно, именно они – широкие проспекты, большие площади, станции метро, больше похожие на дворцы, и красивые жилые дома – и придали городу столичный блеск. Много на выставке и конкурсных проектов, демонстрирующих размах архитектурной мысли молодого социалистического государства. Среди них – театр МОСПС Ильи Голосова, театр Мейерхольда Алексея Щусева и, конечно, варианты комплекса зданий Наркомтяжпрома. Работы Фомина и Фридмана, возможно, не столь известны, как, скажем, проекты Ивана Леонидова и братьев Весниных, участвовавшие в том же конкурсе, но не меньше впечатляют своим сложносочиненным монументализмом.

Едва ли не треть экспозиции посвящена станциям московского метро – как решениям самих платформ, так и проектам входных вестибюлей. Роскошные многоцветные отмывки демонстрируют архитектурные достоинства «дворцов для народа» во всей их красе. Колонны и своды, прорисовка карнизов и тяг,  обращение к скульптуре и живописи – выставка показывает, насколько разнообразное воплощение в архитектуре первых станций столичного метрополитена нашли разные варианты классической архитектуры.

Выставка расположилась в Анфиладе главного здания, а ее композиционное решение призвано восстановить ощущение публичного просмотра архитектурных проектов, практиковавшегося в 1930-е годы. Тогда в окнах первых этажей зданий на Тверской улице выставляли огромные перспективы и чертежи проектируемых зданий или магистралей для всеобщего, народного рассмотрения и вынесения замечаний и пожеланий. 80 лет спустя академик Юрий Платонов пытается восстановить эту традицию, экспонируя произведения современной архитектуры на пешеходных мостах, а в МуАре ее воссоздают образно – в каждом зале Анфилады размещены напечатанные на полупрозрачной ткани черно-белые фотографии тех самых домов на Тверской. Нет, их фасады уже не используются как витрины, но привносят в атмосферу выставки романтический флер воспоминаний… Этому щемяще нежному настроению противопоставлена архитектура высоких достижений, запечатленная на больших листах с красочными перспективами и сочным гуашевым небом, – и подобный контраст, пожалуй, лучше всего иллюстрирует надежды и устремления зодчества 1930-х годов, ставшего первой страницей истории империи под названием «Моспроект».

Юбилейная экспозиция «Мы создали из Москвы столицу» хронологически продолжает цикл по истории советской архитектуры, начатый демонстрацией творческих поисков архитекторов 1920-х годов на выставке «ВХУТЕМАС. Мысль материальна», которая также основывается на богатой коллекции архитектурной графики Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Иван Кожин
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Сергей Переслегин
  • Всеволод Медведев
  • Магда Кмита
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Тотан Кузембаев
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Олег Шапиро
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Герасимов
  • Лукаш Качмарчик
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Иванов
  • Сергей  Орешкин
  • Петр Фонфара
  • Полина Воеводина
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Шимон Матковски
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Токарев
  • Магда Чихонь
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи