29.12.2010

Они создавали столицу

В Музее архитектуры 28 декабря открылась выставка «Мы превратили Москву в столицу». Экспозиция приурочена к 80-летию «Моспроекта-1», в мастерских которого были созданы все самые известные сооружения Москвы 1930-1940-х годов. Собственно, именно первому десятилетию работы этого знаменитого проектного института и посвящена предновогодняя выставка.

информация:

открыть большое изображение
Изначально перед музеем и куратором выставки Анастасией Фирсовой стояла задача организовать юбилейную экспозицию. Однако отчетное мероприятие «к дате» показалось МуАру жанром слишком сухим и формальным, особенно в преддверии Нового года, поэтому ставка была сделана на самые яркие и масштабные работы института. И хотя «Моспроект-1» на протяжении всех 80 лет был и остается ведущей проектной организацией страны («Моспроект» всегда один», как пошутил на открытии президента СМА Виктор Логвинов), бесспорно, именно в 1930-е с их монументализмом и пафосом идеалов социализма в нем были разработаны проекты, наиболее кардинально изменившие облик Москвы.

Собственно, именно они – широкие проспекты, большие площади, станции метро, больше похожие на дворцы, и красивые жилые дома – и придали городу столичный блеск. Много на выставке и конкурсных проектов, демонстрирующих размах архитектурной мысли молодого социалистического государства. Среди них – театр МОСПС Ильи Голосова, театр Мейерхольда Алексея Щусева и, конечно, варианты комплекса зданий Наркомтяжпрома. Работы Фомина и Фридмана, возможно, не столь известны, как, скажем, проекты Ивана Леонидова и братьев Весниных, участвовавшие в том же конкурсе, но не меньше впечатляют своим сложносочиненным монументализмом.

Едва ли не треть экспозиции посвящена станциям московского метро – как решениям самих платформ, так и проектам входных вестибюлей. Роскошные многоцветные отмывки демонстрируют архитектурные достоинства «дворцов для народа» во всей их красе. Колонны и своды, прорисовка карнизов и тяг,  обращение к скульптуре и живописи – выставка показывает, насколько разнообразное воплощение в архитектуре первых станций столичного метрополитена нашли разные варианты классической архитектуры.

Выставка расположилась в Анфиладе главного здания, а ее композиционное решение призвано восстановить ощущение публичного просмотра архитектурных проектов, практиковавшегося в 1930-е годы. Тогда в окнах первых этажей зданий на Тверской улице выставляли огромные перспективы и чертежи проектируемых зданий или магистралей для всеобщего, народного рассмотрения и вынесения замечаний и пожеланий. 80 лет спустя академик Юрий Платонов пытается восстановить эту традицию, экспонируя произведения современной архитектуры на пешеходных мостах, а в МуАре ее воссоздают образно – в каждом зале Анфилады размещены напечатанные на полупрозрачной ткани черно-белые фотографии тех самых домов на Тверской. Нет, их фасады уже не используются как витрины, но привносят в атмосферу выставки романтический флер воспоминаний… Этому щемяще нежному настроению противопоставлена архитектура высоких достижений, запечатленная на больших листах с красочными перспективами и сочным гуашевым небом, – и подобный контраст, пожалуй, лучше всего иллюстрирует надежды и устремления зодчества 1930-х годов, ставшего первой страницей истории империи под названием «Моспроект».

Юбилейная экспозиция «Мы создали из Москвы столицу» хронологически продолжает цикл по истории советской архитектуры, начатый демонстрацией творческих поисков архитекторов 1920-х годов на выставке «ВХУТЕМАС. Мысль материальна», которая также основывается на богатой коллекции архитектурной графики Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Роман Леонидов
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Курков
  • Илья Машков
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Токарев
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Биндеман
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Бондаренко
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Александра Кузьмина
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Валерий Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Скуратов
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Плоткин
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Сенкевич
  • Юлий Борисов
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи