Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.12.2010

Они создавали столицу

Анна Мартовицкая

В Музее архитектуры 28 декабря открылась выставка «Мы превратили Москву в столицу». Экспозиция приурочена к 80-летию «Моспроекта-1», в мастерских которого были созданы все самые известные сооружения Москвы 1930-1940-х годов. Собственно, именно первому десятилетию работы этого знаменитого проектного института и посвящена предновогодняя выставка.

Изначально перед музеем и куратором выставки Анастасией Фирсовой стояла задача организовать юбилейную экспозицию. Однако отчетное мероприятие «к дате» показалось МуАру жанром слишком сухим и формальным, особенно в преддверии Нового года, поэтому ставка была сделана на самые яркие и масштабные работы института. И хотя «Моспроект-1» на протяжении всех 80 лет был и остается ведущей проектной организацией страны («Моспроект» всегда один», как пошутил на открытии президента СМА Виктор Логвинов), бесспорно, именно в 1930-е с их монументализмом и пафосом идеалов социализма в нем были разработаны проекты, наиболее кардинально изменившие облик Москвы.

Собственно, именно они – широкие проспекты, большие площади, станции метро, больше похожие на дворцы, и красивые жилые дома – и придали городу столичный блеск. Много на выставке и конкурсных проектов, демонстрирующих размах архитектурной мысли молодого социалистического государства. Среди них – театр МОСПС Ильи Голосова, театр Мейерхольда Алексея Щусева и, конечно, варианты комплекса зданий Наркомтяжпрома. Работы Фомина и Фридмана, возможно, не столь известны, как, скажем, проекты Ивана Леонидова и братьев Весниных, участвовавшие в том же конкурсе, но не меньше впечатляют своим сложносочиненным монументализмом.

Едва ли не треть экспозиции посвящена станциям московского метро – как решениям самих платформ, так и проектам входных вестибюлей. Роскошные многоцветные отмывки демонстрируют архитектурные достоинства «дворцов для народа» во всей их красе. Колонны и своды, прорисовка карнизов и тяг,  обращение к скульптуре и живописи – выставка показывает, насколько разнообразное воплощение в архитектуре первых станций столичного метрополитена нашли разные варианты классической архитектуры.

Выставка расположилась в Анфиладе главного здания, а ее композиционное решение призвано восстановить ощущение публичного просмотра архитектурных проектов, практиковавшегося в 1930-е годы. Тогда в окнах первых этажей зданий на Тверской улице выставляли огромные перспективы и чертежи проектируемых зданий или магистралей для всеобщего, народного рассмотрения и вынесения замечаний и пожеланий. 80 лет спустя академик Юрий Платонов пытается восстановить эту традицию, экспонируя произведения современной архитектуры на пешеходных мостах, а в МуАре ее воссоздают образно – в каждом зале Анфилады размещены напечатанные на полупрозрачной ткани черно-белые фотографии тех самых домов на Тверской. Нет, их фасады уже не используются как витрины, но привносят в атмосферу выставки романтический флер воспоминаний… Этому щемяще нежному настроению противопоставлена архитектура высоких достижений, запечатленная на больших листах с красочными перспективами и сочным гуашевым небом, – и подобный контраст, пожалуй, лучше всего иллюстрирует надежды и устремления зодчества 1930-х годов, ставшего первой страницей истории империи под названием «Моспроект».

Юбилейная экспозиция «Мы создали из Москвы столицу» хронологически продолжает цикл по истории советской архитектуры, начатый демонстрацией творческих поисков архитекторов 1920-х годов на выставке «ВХУТЕМАС. Мысль материальна», которая также основывается на богатой коллекции архитектурной графики Музея архитектуры им. А.В.Щусева.