English version

Что было в сентябре

Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Октября 2006
mainImg
10 сентября открылась Биеннале и вызвала паломничество архитекторов в Венецию. Только на этот раз создалось впечатление, что ехали посмотреть не столько на иностранцев, сколько на инсталляцию Александра Бродского. Заданная Ричардом Бердеттом тема Биеннале многим показалась суховатой, больше достойной научно-исследовательского института, чем венецианского шоу. А Бродский предложил, наоборот, нечто очень художественное, ностальгическое, красивое и умное – то ли пойдя наперекор строгой тематике, то ли найдя для нее совершено особенный стиль выражения. Нечто подобное уже было, четыре года назад, когда вопреки социально-ответственной теме М.Фуксаса «…меньше эстетики» один из призов взял Илья Уткин, тоже бывший «бумажник». В этом году интриги добавляет то, что руководство Биеннале наконец отказалось от прямолинейного принципа объявлять лауреатов перед открытием, и у всех появилась возможность до ноября гадать, что будет.

Одновременно c венецианской мега-выставкой в Москве в течение всего сентября существовала экспозиция еще одного «бывшего бумажного» архитектора – Михаила Белова, юбилейная, полная, красивая ретроспекция его работ, от концептуальной графики 80-х до поселка на «150 дворцов», точнее, хорошо сделанных палладианских вилл, через ранние, вдохновленные русским авангардом цветасто-жизнерадостные проекты. Выставка вызвала живейшее обсуждение, которое сконцентрировалось в основном вокруг того, как именно практикуют герои концептуальных проектов, а еще – каким образом уживаются модернизм и классика в пределах творчества одного мастера. Надо сказать, выставка Белова показывает, что уверенное владение архитектурной формой и смелое, свободное обращение к цвету с успехом мирят оба направления.

Попутно в сентябре произошло очередное обострение борьбы за московское наследие: на этом поле свершился целый ряд событий совершенно разного плана. Прежде всего, практически полностью сменилось руководство Москомнаследия, базирующегося в особняке на Пятницкой. Смена состава целой организации – дело не то чтобы немыслимое, но случающееся нечасто (иначе никто попросту не смог бы работать) – примечательно то, что радикальные кадровые пертурбации в московских органах охраны представляются (хотя об этом никто официально, разумеется, не заявлял) инспирированными активностью неофициальных московских «охранителей», каковые вскоре были созваны на совещание-встречу с новым руководством Москомнаследия. На совещании было заявлено, что теперь к мнению общественности будут прислушиваться и с памятниками все станет хорошо.

Всему этому предшествовало выступление молодежи у сносимых «Теплых рядов» (корпус торговых рядов рядом в ГУМом), когда многих забрали в милицию и даже собирались судить, но в конце концов сменили гнев на милость, обратив взоры в противоположную сторону. А также – издание проектом «Москва, которой нет» книги «От Пречистенских до Арбатских ворот», первой части задуманного путеводителя по утраченной и исчезающей Москве. Кажется, что ослабленное в девяностые годы движение в защиту старой Москвы не только возродилось в новых формах (его лидеры – упомянутый проект «Москва, которой нет» и «MAPS» оба базируются на Интернет-ресурсах), но и начало приносить плоды – разные, от душевной краеведческой публикации до смены руководства охранных органов. Было бы хорошо, если бы эта тенденция закрепилась и продолжилась, принося уже плоды сугубо практические – в виде тотального изменения московской, а потом и российской политики в отношении наследия. Пока же все не так однозначно. В частности, грозит опасность планам МАрхИ создать музей архитектурного образования в районе Маросейки в доме М.Ф. Казакова – мэрия неожиданно изменила свое решение и постановила отдать дом, почему-то, обществу «Динамо».

Возвращаясь в мир современной архитектуры: в сентябре стартовал проект «Свобода доступа», инициаторы которого Александр Змеул и Мария Фадеева организуют экскурсии на строительные площадки интересных объектов и фото-вылазки за современной архитектурой российских городов. Уже прошла экскурсия в «Москва-Сити» и семинар, посвященный новой Казани, названный модным и непонятным словом «трендовый базар».

Все так хорошо, что похоже на рапорты советских пятилеток: один из известных «бумажников», почти гуру, устраивает инсталляцию на Биеннале, другой – юбилейную выставку в Москве; в ответ на активность общественности меняется состав органов охраны, энтузиасты добиваются возможности устраивать экскурсии на стройплощадки и даже фотографировать там… Цыплят, как известно, считают по осени, а осень еще впереди. В октябре нас ждет обильный урожай научных конференций, несколько интерьерных выставок и «Зодчество».
zooming
Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
zooming
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
zooming
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»

08 Октября 2006

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Что было в сентябре
Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство
Пресса: Путеводитель по исчезающему городу
Редко какую краеведческую книгу можно рецензировать в рубрике "Осторожно, Москва!". Большая часть новинок либо обходит стороной современную архитектурную политику, либо поет ей дифирамбы. Но в наступающем сезоне ситуация, кажется, меняется. После "Хроники уничтожения старой Москвы: 1990- 2006" (см. "Известия" от 22.08.06) вышел путеводитель "От Пречистенских до Арбатских ворот"
Пресса: Успех архитектора. Выставка-саморевизия Михаила Белова
Музей архитектуры открыл персональную выставку одного из самых творчески сильных московских архитекторов — Михаила Белова. На выставке и в книге-каталоге, выпущенной к ней, Белов по случаю своего 50-летия пытается разобраться, кто он в профессии
Пресса: Михаил Белов и Давид Саркисян - гости программы "Культурный...
В Москве в Музее архитектуры открылась выставка известного архитектора Михаила Белова, кроме того, открывается Венецианская архитектурная биеннале. У нас в гостях архитектор Михаил Белов и директор Музея архитектуры Давид Саркисян
Технологии и материалы
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Сейчас на главной
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.