08.10.2006

Что было в сентябре

Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство

информация:

Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
10 сентября открылась Биеннале и вызвала паломничество архитекторов в Венецию. Только на этот раз создалось впечатление, что ехали посмотреть не столько на иностранцев, сколько на инсталляцию Александра Бродского. Заданная Ричардом Бердеттом тема Биеннале многим показалась суховатой, больше достойной научно-исследовательского института, чем венецианского шоу. А Бродский предложил, наоборот, нечто очень художественное, ностальгическое, красивое и умное – то ли пойдя наперекор строгой тематике, то ли найдя для нее совершено особенный стиль выражения. Нечто подобное уже было, четыре года назад, когда вопреки социально-ответственной теме М.Фуксаса «…меньше эстетики» один из призов взял Илья Уткин, тоже бывший «бумажник». В этом году интриги добавляет то, что руководство Биеннале наконец отказалось от прямолинейного принципа объявлять лауреатов перед открытием, и у всех появилась возможность до ноября гадать, что будет.

Одновременно c венецианской мега-выставкой в Москве в течение всего сентября существовала экспозиция еще одного «бывшего бумажного» архитектора – Михаила Белова, юбилейная, полная, красивая ретроспекция его работ, от концептуальной графики 80-х до поселка на «150 дворцов», точнее, хорошо сделанных палладианских вилл, через ранние, вдохновленные русским авангардом цветасто-жизнерадостные проекты. Выставка вызвала живейшее обсуждение, которое сконцентрировалось в основном вокруг того, как именно практикуют герои концептуальных проектов, а еще – каким образом уживаются модернизм и классика в пределах творчества одного мастера. Надо сказать, выставка Белова показывает, что уверенное владение архитектурной формой и смелое, свободное обращение к цвету с успехом мирят оба направления.

Попутно в сентябре произошло очередное обострение борьбы за московское наследие: на этом поле свершился целый ряд событий совершенно разного плана. Прежде всего, практически полностью сменилось руководство Москомнаследия, базирующегося в особняке на Пятницкой. Смена состава целой организации – дело не то чтобы немыслимое, но случающееся нечасто (иначе никто попросту не смог бы работать) – примечательно то, что радикальные кадровые пертурбации в московских органах охраны представляются (хотя об этом никто официально, разумеется, не заявлял) инспирированными активностью неофициальных московских «охранителей», каковые вскоре были созваны на совещание-встречу с новым руководством Москомнаследия. На совещании было заявлено, что теперь к мнению общественности будут прислушиваться и с памятниками все станет хорошо.

Всему этому предшествовало выступление молодежи у сносимых «Теплых рядов» (корпус торговых рядов рядом в ГУМом), когда многих забрали в милицию и даже собирались судить, но в конце концов сменили гнев на милость, обратив взоры в противоположную сторону. А также – издание проектом «Москва, которой нет» книги «От Пречистенских до Арбатских ворот», первой части задуманного путеводителя по утраченной и исчезающей Москве. Кажется, что ослабленное в девяностые годы движение в защиту старой Москвы не только возродилось в новых формах (его лидеры – упомянутый проект «Москва, которой нет» и «MAPS» оба базируются на Интернет-ресурсах), но и начало приносить плоды – разные, от душевной краеведческой публикации до смены руководства охранных органов. Было бы хорошо, если бы эта тенденция закрепилась и продолжилась, принося уже плоды сугубо практические – в виде тотального изменения московской, а потом и российской политики в отношении наследия. Пока же все не так однозначно. В частности, грозит опасность планам МАрхИ создать музей архитектурного образования в районе Маросейки в доме М.Ф. Казакова – мэрия неожиданно изменила свое решение и постановила отдать дом, почему-то, обществу «Динамо».

Возвращаясь в мир современной архитектуры: в сентябре стартовал проект «Свобода доступа», инициаторы которого Александр Змеул и Мария Фадеева организуют экскурсии на строительные площадки интересных объектов и фото-вылазки за современной архитектурой российских городов. Уже прошла экскурсия в «Москва-Сити» и семинар, посвященный новой Казани, названный модным и непонятным словом «трендовый базар».

Все так хорошо, что похоже на рапорты советских пятилеток: один из известных «бумажников», почти гуру, устраивает инсталляцию на Биеннале, другой – юбилейную выставку в Москве; в ответ на активность общественности меняется состав органов охраны, энтузиасты добиваются возможности устраивать экскурсии на стройплощадки и даже фотографировать там… Цыплят, как известно, считают по осени, а осень еще впереди. В октябре нас ждет обильный урожай научных конференций, несколько интерьерных выставок и «Зодчество».
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Кузнецова
  • Тотан Кузембаев
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Порошкина
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Наталия Зайченко
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Грень
  • Антон Лукомский
  • Антон Бондаренко
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Рустам Керимов
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Кристина Павлова
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Бровкин
  • Юрий Сафронов
  • Илья Машков
  • Александр Порошкин
  • Никита Бирюков
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Вера Бутко
  • Сергей Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Ромашов
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Олег Шапиро
  • Марк Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Вероника Дубовик
  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Иван Рубежанский
  • Валерий Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

24.04.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи