English version

Что было в сентябре

Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Октября 2006
mainImg
10 сентября открылась Биеннале и вызвала паломничество архитекторов в Венецию. Только на этот раз создалось впечатление, что ехали посмотреть не столько на иностранцев, сколько на инсталляцию Александра Бродского. Заданная Ричардом Бердеттом тема Биеннале многим показалась суховатой, больше достойной научно-исследовательского института, чем венецианского шоу. А Бродский предложил, наоборот, нечто очень художественное, ностальгическое, красивое и умное – то ли пойдя наперекор строгой тематике, то ли найдя для нее совершено особенный стиль выражения. Нечто подобное уже было, четыре года назад, когда вопреки социально-ответственной теме М.Фуксаса «…меньше эстетики» один из призов взял Илья Уткин, тоже бывший «бумажник». В этом году интриги добавляет то, что руководство Биеннале наконец отказалось от прямолинейного принципа объявлять лауреатов перед открытием, и у всех появилась возможность до ноября гадать, что будет.

Одновременно c венецианской мега-выставкой в Москве в течение всего сентября существовала экспозиция еще одного «бывшего бумажного» архитектора – Михаила Белова, юбилейная, полная, красивая ретроспекция его работ, от концептуальной графики 80-х до поселка на «150 дворцов», точнее, хорошо сделанных палладианских вилл, через ранние, вдохновленные русским авангардом цветасто-жизнерадостные проекты. Выставка вызвала живейшее обсуждение, которое сконцентрировалось в основном вокруг того, как именно практикуют герои концептуальных проектов, а еще – каким образом уживаются модернизм и классика в пределах творчества одного мастера. Надо сказать, выставка Белова показывает, что уверенное владение архитектурной формой и смелое, свободное обращение к цвету с успехом мирят оба направления.

Попутно в сентябре произошло очередное обострение борьбы за московское наследие: на этом поле свершился целый ряд событий совершенно разного плана. Прежде всего, практически полностью сменилось руководство Москомнаследия, базирующегося в особняке на Пятницкой. Смена состава целой организации – дело не то чтобы немыслимое, но случающееся нечасто (иначе никто попросту не смог бы работать) – примечательно то, что радикальные кадровые пертурбации в московских органах охраны представляются (хотя об этом никто официально, разумеется, не заявлял) инспирированными активностью неофициальных московских «охранителей», каковые вскоре были созваны на совещание-встречу с новым руководством Москомнаследия. На совещании было заявлено, что теперь к мнению общественности будут прислушиваться и с памятниками все станет хорошо.

Всему этому предшествовало выступление молодежи у сносимых «Теплых рядов» (корпус торговых рядов рядом в ГУМом), когда многих забрали в милицию и даже собирались судить, но в конце концов сменили гнев на милость, обратив взоры в противоположную сторону. А также – издание проектом «Москва, которой нет» книги «От Пречистенских до Арбатских ворот», первой части задуманного путеводителя по утраченной и исчезающей Москве. Кажется, что ослабленное в девяностые годы движение в защиту старой Москвы не только возродилось в новых формах (его лидеры – упомянутый проект «Москва, которой нет» и «MAPS» оба базируются на Интернет-ресурсах), но и начало приносить плоды – разные, от душевной краеведческой публикации до смены руководства охранных органов. Было бы хорошо, если бы эта тенденция закрепилась и продолжилась, принося уже плоды сугубо практические – в виде тотального изменения московской, а потом и российской политики в отношении наследия. Пока же все не так однозначно. В частности, грозит опасность планам МАрхИ создать музей архитектурного образования в районе Маросейки в доме М.Ф. Казакова – мэрия неожиданно изменила свое решение и постановила отдать дом, почему-то, обществу «Динамо».

Возвращаясь в мир современной архитектуры: в сентябре стартовал проект «Свобода доступа», инициаторы которого Александр Змеул и Мария Фадеева организуют экскурсии на строительные площадки интересных объектов и фото-вылазки за современной архитектурой российских городов. Уже прошла экскурсия в «Москва-Сити» и семинар, посвященный новой Казани, названный модным и непонятным словом «трендовый базар».

Все так хорошо, что похоже на рапорты советских пятилеток: один из известных «бумажников», почти гуру, устраивает инсталляцию на Биеннале, другой – юбилейную выставку в Москве; в ответ на активность общественности меняется состав органов охраны, энтузиасты добиваются возможности устраивать экскурсии на стройплощадки и даже фотографировать там… Цыплят, как известно, считают по осени, а осень еще впереди. В октябре нас ждет обильный урожай научных конференций, несколько интерьерных выставок и «Зодчество».
zooming
Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
zooming
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
zooming
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»


08 Октября 2006

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Что было в сентябре
Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство
Пресса: Путеводитель по исчезающему городу
Редко какую краеведческую книгу можно рецензировать в рубрике "Осторожно, Москва!". Большая часть новинок либо обходит стороной современную архитектурную политику, либо поет ей дифирамбы. Но в наступающем сезоне ситуация, кажется, меняется. После "Хроники уничтожения старой Москвы: 1990- 2006" (см. "Известия" от 22.08.06) вышел путеводитель "От Пречистенских до Арбатских ворот"
Пресса: Успех архитектора. Выставка-саморевизия Михаила Белова
Музей архитектуры открыл персональную выставку одного из самых творчески сильных московских архитекторов — Михаила Белова. На выставке и в книге-каталоге, выпущенной к ней, Белов по случаю своего 50-летия пытается разобраться, кто он в профессии
Пресса: Михаил Белов и Давид Саркисян - гости программы "Культурный...
В Москве в Музее архитектуры открылась выставка известного архитектора Михаила Белова, кроме того, открывается Венецианская архитектурная биеннале. У нас в гостях архитектор Михаил Белов и директор Музея архитектуры Давид Саркисян
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.