Генплан с поправками

28 июня в Москомархитектуре состоялось заседание Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОСа). Инициатором его проведения выступил сам Александр Кузьмин, который хотел обсудить с членами совета новый генплан и те уточнения, которые могут быть внесены в главный градостроительный документ Москвы уже этой осенью.

mainImg
Совсем немного времени прошло с предыдущего заседания ЭКОСа, а главный архитектор Москвы уже собрал новый совет, причем в полном составе, еще раз подтверждая свое намерение наконец-то наладить взаимодействие с экспертным сообществом, к мнению которого архитектурные чиновники демонстративно не прислушивались последние несколько лет. Открывая заседание, Александр Кузьмин призвал экспертов перестать критиковать генплан и вместо этого включиться в более конструктивный процесс доведения этого документа «до ума». Он также сообщил, что в конце лета начнет готовиться т.н. план реализации генплана на ближайшие 5 лет – в этот документ члены ЭКОСа могут внести уточнения и тем самым снять свои претензии к документу.

Не секрет, что наибольшую критику экспертов вызвал раздел 3.3, посвященный сохранению объектов культурного наследия и исторического облика Москвы. Именно ему и было посвящено нынешнее заседание – свою вступительную речь Александр Кузьмин начал с самого подробного изложения «Мероприятий в области охраны объектов культурного наследия и сохранение исторического облика Москвы», стремясь тем самым показать, что новый генплан « не содержит в себе никакого разрушительного потенциала». «Например, мы ввели такое понятие, как «зона стабилизации» и тем самым сохранили 25% территории столицы, потому что по федеральному законодательству весь город – это зона реорганизации, где можно строить все, что угодно». Правда, в заключение глава Москомархитектуры, тем не менее, признал, что пока генплан представляет собой нечто вроде декларации, и ряд терминов в нем требуют уточнения.

Как подтвердил выступавший следом заместитель председателя ЭКОСа Борис Пастернак, подобных «сырых» мест в документе действительно очень много. Так, работу по сохранению исторического наследия Москвы по-прежнему существенно затрудняет отсутствие разработанных территорий памятников. В настоящее время в них нуждаются около четырех тысяч объектов, тогда как материалы готовы лишь по 400. Между тем, из-за отсутствия единой карты с нанесенными на нее границами данных территорий, экспертам приходится разрабатывать их для каждого конкретного случая, за деньги инвесторов. Это нередко приводит к тому, что памятнику подчас придумывается самая фантасмагорическая идеология «воссоздания» или «сохранения» и например, под видом «компенсационного строительства» (т.е. воссоздания морфологии бывшей застройки) на территории усадебного сада строится современный объект. В качестве примера именно такого развития событий докладчик привел печально известный проект перестройки дома Елагиной на Страстном бульваре.  Обезопасить объекты наследия от подобных сценариев реконструкции можно лишь при наличии единой методологии в определении территорий памятников, считает Борис Пастернак, то есть разработав историко-культурный опорный план, в котором будут указаны и территории памятников, и их охранные зоны, и бывшие улицы, и проч.

Не менее важным с точки зрения корректировки и «расшифровки» заместитель главы ЭКОСа считает понятие исторических зон. Фактически речь идет об охранном статусе для внушительных по своей площади фрагментов исторически сложившейся застройки, ценной именно в своей целостности. Например, историческими зонами вполне могли бы стать застройка Ленинского или Кутузовского проспектов, считает Борис Пастернак.

Генплан также предусматривает консолидацию нескольких исторических зон с целью восстановления разрозненных фрагментов исторической городской и называет такие участки «достопримечательными местами». Однако, по мнению экспертов, пока это одно из самых спорных и размытых понятий обновленного генплана, а потому также нуждается в корректировке. В частности, членам ЭКОСа не совсем понятно, какие именно территории могут претендовать на подобный статус. Одна улица, например, Тверская, или целый район, например, бывшей Трехгорной мануфактуры? Кстати, предложения по признанию последней достопримечательным местом ЭКОС как раз сейчас готовит.

Еще один вопрос, вызывающий беспокойство экспертов связан с т.н. красными линиями, т.е. границами зданий и улично-дорожной сети. Как понятие они в генплане отсутствуют, однако проектировщики продолжают ими пользоваться. Постепенная передача в собственность этих «технических зон» зданий и возникновение на них ларьков и парковок грозят обернуться очень неприятными последствиями для исторического города – фактически в один прекрасный день собственник сможет попросту перекрыть доступ на некоторые улицы.

Среди других корректировок генплана, которые члены ЭКОСа считают обязательными, следует назвать возвращение понятия «памятник истории» (например, в виде мемориальной квартиры), четко прописанный статус девяти выявленных исторических панорам города и включение Москвы в список сорока исторических поселений России (этот юридический статус позволит выделить весь исторический центр в единую охраняемую территорию и, соответственно, охранять его целиком).

Было у экспертов и немало конкретных вопросов о судьбе тех или иных исторических территорий. Пожалуй, больше всего ЭКОС волновала судьба Зарядья. Александр Кузьмин, правда, так и не рассказал, что же будет построено на месте гостиницы «Россия», сославшись на то, что новый проект мэру еще не представлен, но сообщил, что проектировщиком будет не «Моспроект-2». Новый конкурс на эту территорию, скорее всего, проводиться не будет, однако проект обязательно вынесут на Общественный совет. На вопрос Рустама Рахматуллина о судьбе Хитровки Кузьмин ответил, что новая застройка площади не превысит высоту бывшего техникума.

По словам председателя совета Александра Кудрявцева, в целом ЭКОС остался доволен диалогом с главным архитектором Москвы. В самое ближайшее время совет готов сформировать рабочие группы по подготовке всех уточнений, которые, на взгляд экспертов, необходимы генплану в его нынешнем виде. Аналогичную работу ЭКОС намерен провести и в отношении новых Правил землепользования и застройки.
zooming
Трехгорная мануфактура. фото: http://mosday.ru/
zooming
Пушкинская площадь. Фото: http://www.vashdosug.ru/
zooming
Хитровская площадь. Фото: http://mosday.ru
zooming
Тверская (бывшая улица Горького). Фото: http://dic.academic.ru/
zooming
Кутузовский проспект. Фото: http://advmix.ru/res/
zooming
Страстной бульвар, 11 фото: http://mosday.ru

29 Июня 2010

Генплан на Яндексе
На сайте партии «Яблоко» опубликована электронная версия Генплана Москвы, сокращенная, упрощенная и удобная для просмотра. Эта публикация совпала по времени с заявлением нового вице-мэра по экономической политике Андрея Шаронова о том, что Генплан придется пересматривать.
Большой ЭКОС обсудил генплан
17 ноября в Москомархитектуре состоялось второе в этом году заседание Большого ЭКОСа. В своем полном составе Экспертно-консультативный совет при главном архитекторе Москвы собрался для того, чтобы обсудить Актуализированный генеральный план развития столицы до 2025 года. Сейчас, когда публичные слушания по этому документу фактически завершились, свое профессиональное мнение о градостроительном будущем Москвы наконец-то позволили высказать и экспертам. И их выводы отнюдь не утешительны.
Плановая имитация
10 ноября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблеме публичных слушаний. Этот механизм работает в России уже год и применялся в том числе и при решении ряда крупных градостроительных вопросов, таких как реконструкция ЦДХ, актуализированный генплан Москвы, строительство «Охта-центра». Именно эти проекты и показали, что в своем нынешнем виде публичные слушания совершенно не эффективны – фактически они не учитывают, а манипулируют общественным мнением. Участники круглого стола попытались разобраться, почему это происходит, и предложить более приемлемые модели.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.