RSS
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
© Студия 44

Верховые сады. Проект-победитель конкурса «Царев сад»

информация:

Никита Явейн
Вид на комплекс с Кремлевской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

05.08.2013

Алла Павликова. Верховые сады

29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.

Архи.ру:– Никита Игоревич, поделитесь пожалуйста Вашими общими впечатлениями от конкурса.Никита Явейн:– За последние полтора года я участвовал, наверное, в десятке конкурсов – как в российских, так и в международных. И данный конкурс, пожалуй, самый ...   читать дальше
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44

описание:

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Сохраняя в целом функциональную организацию и композиционную структуру гостиничного комплекса, спроектированного ООО «МАО – Среда», авторы настоящего предложения усовершенствуют базовый проект рядом корректировок:

1. Улучшение видовых характеристик жилых помещений. С этой целью лицевому фасаду жилого корпуса придан уступчатый абрис. Блоки гостиных выступают на 2,8 м по отношению к спальням и кухням. Продольные стены эркеров развернуты по линии, направленной на Храм Василия Блаженного, а торцы полностью остеклены, образуя прямой видовой фронт шириной 1,2÷1,8 м. В сочетании с трапецеидальной формой дома, чьи секции сужаются по мере приближения к Москве-реке, предлагаемая конфигурация фасадной стены значительно расширяет сектор обзора из зон дневного пребывания каждой квартиры. Из окон спальных зон открывается вид на парк «Зарядье».
Помимо того, эксплуатируемые кровли всех корпусов трактуются как озелененные и благоустроенные обзорные площадки – бельведеры (см. пункт 2).

2. Развитие системы озелененных пространств комплекса. Помимо озеленения пространства между жилым и торговым корпусами, настоящим проектом предлагается целая система «верховых садов», возрождающих уникальный московский феномен XVII века:
- Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торгового корпуса. Классическая осевая планировка партерного сад акцентирована скульптурой и имеет трехчастную композицию с искусственным водоемом в средней части. Декоративный водоем может использоваться для купания. Для ежедневного моциона обитателей комплекса по периметру Регулярного сада протрассирована беговая дорожка со специальным покрытием.
– Террасный сад на кровлях секций жилого блока. Озелененная кровля самой высокой секции задумана как общественное пространство, доступное для всех жителей комплекса. Расположенные ниже террасы трактованы как частные верховые сады при пентхаусах. По оси дома террасные сады его восточной и западной части разделены имитацией исторической брандмауэрной стены с вертикальным озеленением. Подобно Верхнему и Нижнему садам Кремля Террасные сады обнесены высокими изгородями в виде пергол, покрытых вьющимися растениями. Блоки кухонь увенчаны деревьями с шарообразной кроной.
Восемь из десяти террас-бельведеров обращены в сторону Кремля, две – на Замоскворечье.
Из Террасных садов открываются захватывающие панорамные виды столицы.
 - Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусом. В отличие от исходного проектного решения этот сад расположен на наклонной плоскости с достаточно пологим уклоном (0,045) в сторону Софийской набережной. Общий перепад высотных отметок по всей длине Пейзажного сада составляет 9 м, превращая его в подобие амфитеатра, обращенного к Москве-реке и Васильевскому спуску. В то же время, расходящийся к северу раструб незастроенного пространства между домами позволяет восстановить визуальную связь улицы Б. Ордынки с Беклемишевской (Москворецкой) башней Кремля и Храмом Василия Блаженного.
Линейный характер Пейзажного сада оживляет искусственный ручей, живописно извивающийся между купами деревьев. Легкий уклон поверхности сада создает предпосылки для активного отдыха – катания на санях, лыжах и т.п.

3. Оптимизация схемы движения транспорта и пешеходов. Исходная схема организации движения принципиально не изменилась: подъезд к дому и въезд в подземный паркинг по-прежнему осуществляются со стороны Софийской набережной; выезд, в том числе, из паркинга, предусмотрен на Софийскую набережную и в местный проезд между подходами к Москворецкому мосту и торговым корпусом. Подъезд к гостинице стал более торжественным благодаря воздушному разрыву между фасадом гостиницы и платформой Пейзажного сада: теперь он происходит не в подземелье, а под открытым небом. Пешеходные мостики соединяют платформу со вторым этажом жилого корпуса, где предусмотрена инфраструктура обслуживания постояльцев.
Спецтранспорт, в том числе, пожарные машины, смогут проехать к дому прямо по пологому пандусу Пейзажного сада. Проезды по пандусу оформляются фигурной ячеистой плиткой с высевом многолетних трав.

4. Корректировка силуэтного решения жилого корпуса. С этой целью четвертая (считая от Софийской набережной) секция пятисекционного дома повышена на 0,7 м по сравнению с максимальной отметкой кровли в исходном проекте (35,700 м вместо 34,960 м), а фланги, наоборот, понижены на 2,6 м (южный) и 2,1 м (северный). Наличие сада-бельведера при каждом пентхаусе обуславливает ступенчатый абрис дома с перепадом отметок между террасами в 3,5 м. Аналогичный перепад высот предусмотрен между лицевой и тыльной частями дома, то есть, между вновь возводимым объемом и надстраиваемым историческим корпусом. Таким образом, вершина здания имеет ступенчатый абрис как в продольном, так и в поперечном направлении, что обогащает его силуэт и зрительно снимает ощущение громоздкой монолитности.

5. Изменение планировки верхних этажей. Появление террас-бельведеров при пентахусах повлекло за собой изменение планировки верхних этажей здания: поперечное расположение апартаментов сменилось продольным с панорамным остеклением выходящих в сады помещений.

6. Изменение формы торгового корпуса. В проекте МАО «Среда» торговый корпус был составлен из отдельных блоков. В настоящем предложении торговые ряды трактованы в виде единого протяженного объема по образу и подобию некогда стоявшего здесь торгово-складского здания. Преимуществом данного объемно-пространственного решения является большая планировочная гибкость и свобода при сдаче площадей в аренду.

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ

Жилой корпус. Уступчатый профиль лицевого фасада жилого корпуса предопределяет его ритмику, пластическое богатство и выразительную игру светотени. Структура апартаментов выявлена в фасадном решении: крупная регулярная решетка сплошь остекленных блоков спален создает своего рода канву для более разнообразной орнаментики ограждающих стен гостиных.
Блоки кухонь разлинованы сравнительно мелкой сеткой на всю их высоту, что сообщает им роль вертикальных ритмических акцентов, маркирующих ступенчатое нарастание дома в высоту. При этом деревья с шарообразной кроной, венчающие блоки кухонь, уподобляются угловым акротериям, а увитые плющом ограждения Террасных садов – прозрачным фризам. Зелень, таким образом, активно участвует в построении тектоники фасадов.
Лейтмотивом фасадного решения как жилого корпуса избраны многоярусные колоннады. Их формы геометризированы, но, тем не менее, ассоциируются с историческими стилями московской архитектуры в диапазоне от нарышкинского барокко до раннего конструктивизма и неоклассики И. В. Жолтовского. Конструктивно многоярусные колоннады представляют собой внешний слой двухслойных фасадов – ажурный узорчатый каменный футляр, в который заключены прозрачные объемы. Этот футляр выполняется из ценных пород натурального камня (мрамор, мраморизированный известняк, пр.) различных тонов: теплых – для западающих вглубь элементов фасада и холодных – для выступающих на первый план.

Торговый корпус. Фасадное решение протяженного корпуса торговых рядов сложилось под воздействием исторических прототипов. Первый этаж лицевого фасада оформлен открытой галереей с аркадами, напоминающей о доме 1844 года постройки по Софийской набережной. В узком промежутке между проектируемым участком и подходами к Б. Москворецкому мосту эта галерея приобретает важное значение уютного буферного пространства. Аркады – на сей раз более частые – обрамляют и Регулярный сад на крыше торгового корпуса. Их рисунок продолжает пластическую тему, заданную фасадным декором соседних зданий и ненавязчиво проводит аллюзию на ограждение Верхних садов Кремля в XVI-XVII в.в. В местах, где торговый корпус ступенями расширяется в плане, параллельные участки аркад образуют беседки (на Руси их называли «миловиды»; как сказано раньше, узорные расписные беседки украшали и Прибрежные сады царского дворца). Еще одна – третья и самая большая беседка – венчает торец торговых рядов, предоставляя возможность любоваться панорамой Кремля.
Проходные галереи торгового корпуса.«Верховые сады»
© Студия 44

пресса:

Плоскость фасада проектируемого комплекса продолжает линию застройки улицы Б.Ордынка. «Верховые сады»
© Студия 44
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Основной вход в гостиничный комплекс с Софийской набережной. Пейзажный сад. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид сверху. «Верховые сады»
Вид сверху. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на Кремль и храм Василия Блаженного с эксплуатируемой кровли торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
© Студия 44
Генплан. «Верховые сады»
Генплан. «Верховые сады»
© Студия 44
Ситуационный план. «Верховые сады»
© Студия 44
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема видовых характеристик. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема озеленения кровель. Общественные и частные пространства. «Верховые сады»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Аркады «верховых садов»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. «Студия 44». Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торговых рядов
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Террасный сад на кровлях жилого блока
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марина Егорова
  • Дмитрий Климов
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Михайлов
  • Михаил Канунников
  • Александр Самарин
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Буш
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Валерия Преображенская
  • Николай Кикава
  • Станислав Белых
  • Антон Надточий
  • Юрий Виссарионов
  • Татьяна Гук
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Чуйков
  • Ростислав Цайзер
  • Сергей Скуратов
  • Павел Андреев
  • Григорий Мустафин
  • Вера Бутко
  • Степан Липгарт
  • Александр Котенков
  • Михаил Давыдов
  • Энди Сноу
  • Олег Мединский
  • Сергей Чобан
  • Константин Ходнев
  • Егор Донцов
  • Андрей Асадов
  • Григориос Гавалидис
  • Алексей Орлов
  • Алексей Полищук
  • Сергей Никешкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Сухов
  • Наталия Шилова
  • Игорь Шварцман
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Анна Иванова
  • Игорь Членов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Зеленов
  • Даниил Лоренц
  • Роман Грибанов
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Романов
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Подгорнов
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Раис Баишев
  • Константин Таранов
  • Владислав Андреев
  • Никита Явейн
  • Анастасия Абашева
  • Валерий Лукомский
  • Виталий Лутц

Проект из каталога (случайный выбор)

Загородный дом в Московской области
Роман Леонидов, 2010 – 2013
Загородный дом в Московской области

Постройки и проекты (новые записи):

  • МФК Домодедово
  • ЖК Достижение
  • Школа ЖК Life Time
  • STONE Римская
  • Бетонный скейт-парк в ЖК «Кислород»
  • Плаза «Нижегородская»
  • Актив-отель Искра
  • Книжный магазин и выставочное пространство Музея AZ на Маросейке
  • Детский сад на 350 мест

Новости российской архитектуры:

Рассвет и сумерки утопии
12.07.2024

Рассвет и сумерки утопии

Ольга Трейвас
Оркестровка в зеленых тонах
10.07.2024

Оркестровка в зеленых тонах

Амир Идиатулин
Над античной бухтой
09.07.2024

Над античной бухтой

Алиса Лютомская, Николай Лютомский

Технологии:

15.07.2024

Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного взаимодействия

Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Sarex
09.07.2024

Специалисты называют его «супердеревом»

Рассказываем о клееном брусе из шпона LVL Ultralam™ и перспективах его применения в отечественном многоквартирном деревянном домостроении.
СТОД
08.07.2024

Византийская кладка Херсонеса

В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
ОртОст-Фасад
03.07.2024

Красивый, тёплый, долговечный: Baumit представил новую фасадную систему с клинкерной плиткой

На конференции в Санкт-Петербурге «Баумит» представил совместные с компанией ЛСР решения для отделки фасадов и интерьеров клинкерной плиткой.
Baumit
01.07.2024

Алюминий в многоэтажном строительстве

Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
АФК Лидер, ATRIUM, WALL, Проектное бюро АПЕКС, Gillespies, Архитектурное бюро «Дружба», SOM - Skidmore, Owings & Merrill, ТПО «Резерв»
другие статьи