Верховые сады. Проект-победитель конкурса «Царев сад»
информация:
-
статус
проект -
даты
2013 -
место
Москва
Софийская набережная -
координаты
55.747667, 37.623730 -
функция
Многофункциональный комплекс / Многофункциональный комплекс
Гостиничный комплекс -
площадь участка
1,34 га
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / РоссияАрхи.ру об этом объекте:
05.08.2013
Алла Павликова. Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Архи.ру:– Никита Игоревич, поделитесь пожалуйста Вашими общими впечатлениями от конкурса.Никита Явейн:– За последние полтора года я участвовал, наверное, в десятке конкурсов – как в российских, так и в международных. И данный конкурс, пожалуй, самый ... читать дальшеописание:
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Сохраняя в целом функциональную организацию и композиционную структуру гостиничного комплекса, спроектированного ООО «МАО – Среда», авторы настоящего предложения усовершенствуют базовый проект рядом корректировок:
1. Улучшение видовых характеристик жилых помещений. С этой целью лицевому фасаду жилого корпуса придан уступчатый абрис. Блоки гостиных выступают на 2,8 м по отношению к спальням и кухням. Продольные стены эркеров развернуты по линии, направленной на Храм Василия Блаженного, а торцы полностью остеклены, образуя прямой видовой фронт шириной 1,2÷1,8 м. В сочетании с трапецеидальной формой дома, чьи секции сужаются по мере приближения к Москве-реке, предлагаемая конфигурация фасадной стены значительно расширяет сектор обзора из зон дневного пребывания каждой квартиры. Из окон спальных зон открывается вид на парк «Зарядье».
Помимо того, эксплуатируемые кровли всех корпусов трактуются как озелененные и благоустроенные обзорные площадки – бельведеры (см. пункт 2).
2. Развитие системы озелененных пространств комплекса. Помимо озеленения пространства между жилым и торговым корпусами, настоящим проектом предлагается целая система «верховых садов», возрождающих уникальный московский феномен XVII века:
- Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торгового корпуса. Классическая осевая планировка партерного сад акцентирована скульптурой и имеет трехчастную композицию с искусственным водоемом в средней части. Декоративный водоем может использоваться для купания. Для ежедневного моциона обитателей комплекса по периметру Регулярного сада протрассирована беговая дорожка со специальным покрытием.
– Террасный сад на кровлях секций жилого блока. Озелененная кровля самой высокой секции задумана как общественное пространство, доступное для всех жителей комплекса. Расположенные ниже террасы трактованы как частные верховые сады при пентхаусах. По оси дома террасные сады его восточной и западной части разделены имитацией исторической брандмауэрной стены с вертикальным озеленением. Подобно Верхнему и Нижнему садам Кремля Террасные сады обнесены высокими изгородями в виде пергол, покрытых вьющимися растениями. Блоки кухонь увенчаны деревьями с шарообразной кроной.
Восемь из десяти террас-бельведеров обращены в сторону Кремля, две – на Замоскворечье.
Из Террасных садов открываются захватывающие панорамные виды столицы.
- Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусом. В отличие от исходного проектного решения этот сад расположен на наклонной плоскости с достаточно пологим уклоном (0,045) в сторону Софийской набережной. Общий перепад высотных отметок по всей длине Пейзажного сада составляет 9 м, превращая его в подобие амфитеатра, обращенного к Москве-реке и Васильевскому спуску. В то же время, расходящийся к северу раструб незастроенного пространства между домами позволяет восстановить визуальную связь улицы Б. Ордынки с Беклемишевской (Москворецкой) башней Кремля и Храмом Василия Блаженного.
Линейный характер Пейзажного сада оживляет искусственный ручей, живописно извивающийся между купами деревьев. Легкий уклон поверхности сада создает предпосылки для активного отдыха – катания на санях, лыжах и т.п.
3. Оптимизация схемы движения транспорта и пешеходов. Исходная схема организации движения принципиально не изменилась: подъезд к дому и въезд в подземный паркинг по-прежнему осуществляются со стороны Софийской набережной; выезд, в том числе, из паркинга, предусмотрен на Софийскую набережную и в местный проезд между подходами к Москворецкому мосту и торговым корпусом. Подъезд к гостинице стал более торжественным благодаря воздушному разрыву между фасадом гостиницы и платформой Пейзажного сада: теперь он происходит не в подземелье, а под открытым небом. Пешеходные мостики соединяют платформу со вторым этажом жилого корпуса, где предусмотрена инфраструктура обслуживания постояльцев.
Спецтранспорт, в том числе, пожарные машины, смогут проехать к дому прямо по пологому пандусу Пейзажного сада. Проезды по пандусу оформляются фигурной ячеистой плиткой с высевом многолетних трав.
4. Корректировка силуэтного решения жилого корпуса. С этой целью четвертая (считая от Софийской набережной) секция пятисекционного дома повышена на 0,7 м по сравнению с максимальной отметкой кровли в исходном проекте (35,700 м вместо 34,960 м), а фланги, наоборот, понижены на 2,6 м (южный) и 2,1 м (северный). Наличие сада-бельведера при каждом пентхаусе обуславливает ступенчатый абрис дома с перепадом отметок между террасами в 3,5 м. Аналогичный перепад высот предусмотрен между лицевой и тыльной частями дома, то есть, между вновь возводимым объемом и надстраиваемым историческим корпусом. Таким образом, вершина здания имеет ступенчатый абрис как в продольном, так и в поперечном направлении, что обогащает его силуэт и зрительно снимает ощущение громоздкой монолитности.
5. Изменение планировки верхних этажей. Появление террас-бельведеров при пентахусах повлекло за собой изменение планировки верхних этажей здания: поперечное расположение апартаментов сменилось продольным с панорамным остеклением выходящих в сады помещений.
6. Изменение формы торгового корпуса. В проекте МАО «Среда» торговый корпус был составлен из отдельных блоков. В настоящем предложении торговые ряды трактованы в виде единого протяженного объема по образу и подобию некогда стоявшего здесь торгово-складского здания. Преимуществом данного объемно-пространственного решения является большая планировочная гибкость и свобода при сдаче площадей в аренду.
АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ
Жилой корпус. Уступчатый профиль лицевого фасада жилого корпуса предопределяет его ритмику, пластическое богатство и выразительную игру светотени. Структура апартаментов выявлена в фасадном решении: крупная регулярная решетка сплошь остекленных блоков спален создает своего рода канву для более разнообразной орнаментики ограждающих стен гостиных.
Блоки кухонь разлинованы сравнительно мелкой сеткой на всю их высоту, что сообщает им роль вертикальных ритмических акцентов, маркирующих ступенчатое нарастание дома в высоту. При этом деревья с шарообразной кроной, венчающие блоки кухонь, уподобляются угловым акротериям, а увитые плющом ограждения Террасных садов – прозрачным фризам. Зелень, таким образом, активно участвует в построении тектоники фасадов.
Лейтмотивом фасадного решения как жилого корпуса избраны многоярусные колоннады. Их формы геометризированы, но, тем не менее, ассоциируются с историческими стилями московской архитектуры в диапазоне от нарышкинского барокко до раннего конструктивизма и неоклассики И. В. Жолтовского. Конструктивно многоярусные колоннады представляют собой внешний слой двухслойных фасадов – ажурный узорчатый каменный футляр, в который заключены прозрачные объемы. Этот футляр выполняется из ценных пород натурального камня (мрамор, мраморизированный известняк, пр.) различных тонов: теплых – для западающих вглубь элементов фасада и холодных – для выступающих на первый план.
Торговый корпус. Фасадное решение протяженного корпуса торговых рядов сложилось под воздействием исторических прототипов. Первый этаж лицевого фасада оформлен открытой галереей с аркадами, напоминающей о доме 1844 года постройки по Софийской набережной. В узком промежутке между проектируемым участком и подходами к Б. Москворецкому мосту эта галерея приобретает важное значение уютного буферного пространства. Аркады – на сей раз более частые – обрамляют и Регулярный сад на крыше торгового корпуса. Их рисунок продолжает пластическую тему, заданную фасадным декором соседних зданий и ненавязчиво проводит аллюзию на ограждение Верхних садов Кремля в XVI-XVII в.в. В местах, где торговый корпус ступенями расширяется в плане, параллельные участки аркад образуют беседки (на Руси их называли «миловиды»; как сказано раньше, узорные расписные беседки украшали и Прибрежные сады царского дворца). Еще одна – третья и самая большая беседка – венчает торец торговых рядов, предоставляя возможность любоваться панорамой Кремля.
Сохраняя в целом функциональную организацию и композиционную структуру гостиничного комплекса, спроектированного ООО «МАО – Среда», авторы настоящего предложения усовершенствуют базовый проект рядом корректировок:
1. Улучшение видовых характеристик жилых помещений. С этой целью лицевому фасаду жилого корпуса придан уступчатый абрис. Блоки гостиных выступают на 2,8 м по отношению к спальням и кухням. Продольные стены эркеров развернуты по линии, направленной на Храм Василия Блаженного, а торцы полностью остеклены, образуя прямой видовой фронт шириной 1,2÷1,8 м. В сочетании с трапецеидальной формой дома, чьи секции сужаются по мере приближения к Москве-реке, предлагаемая конфигурация фасадной стены значительно расширяет сектор обзора из зон дневного пребывания каждой квартиры. Из окон спальных зон открывается вид на парк «Зарядье».
Помимо того, эксплуатируемые кровли всех корпусов трактуются как озелененные и благоустроенные обзорные площадки – бельведеры (см. пункт 2).
2. Развитие системы озелененных пространств комплекса. Помимо озеленения пространства между жилым и торговым корпусами, настоящим проектом предлагается целая система «верховых садов», возрождающих уникальный московский феномен XVII века:
- Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торгового корпуса. Классическая осевая планировка партерного сад акцентирована скульптурой и имеет трехчастную композицию с искусственным водоемом в средней части. Декоративный водоем может использоваться для купания. Для ежедневного моциона обитателей комплекса по периметру Регулярного сада протрассирована беговая дорожка со специальным покрытием.
– Террасный сад на кровлях секций жилого блока. Озелененная кровля самой высокой секции задумана как общественное пространство, доступное для всех жителей комплекса. Расположенные ниже террасы трактованы как частные верховые сады при пентхаусах. По оси дома террасные сады его восточной и западной части разделены имитацией исторической брандмауэрной стены с вертикальным озеленением. Подобно Верхнему и Нижнему садам Кремля Террасные сады обнесены высокими изгородями в виде пергол, покрытых вьющимися растениями. Блоки кухонь увенчаны деревьями с шарообразной кроной.
Восемь из десяти террас-бельведеров обращены в сторону Кремля, две – на Замоскворечье.
Из Террасных садов открываются захватывающие панорамные виды столицы.
- Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусом. В отличие от исходного проектного решения этот сад расположен на наклонной плоскости с достаточно пологим уклоном (0,045) в сторону Софийской набережной. Общий перепад высотных отметок по всей длине Пейзажного сада составляет 9 м, превращая его в подобие амфитеатра, обращенного к Москве-реке и Васильевскому спуску. В то же время, расходящийся к северу раструб незастроенного пространства между домами позволяет восстановить визуальную связь улицы Б. Ордынки с Беклемишевской (Москворецкой) башней Кремля и Храмом Василия Блаженного.
Линейный характер Пейзажного сада оживляет искусственный ручей, живописно извивающийся между купами деревьев. Легкий уклон поверхности сада создает предпосылки для активного отдыха – катания на санях, лыжах и т.п.
3. Оптимизация схемы движения транспорта и пешеходов. Исходная схема организации движения принципиально не изменилась: подъезд к дому и въезд в подземный паркинг по-прежнему осуществляются со стороны Софийской набережной; выезд, в том числе, из паркинга, предусмотрен на Софийскую набережную и в местный проезд между подходами к Москворецкому мосту и торговым корпусом. Подъезд к гостинице стал более торжественным благодаря воздушному разрыву между фасадом гостиницы и платформой Пейзажного сада: теперь он происходит не в подземелье, а под открытым небом. Пешеходные мостики соединяют платформу со вторым этажом жилого корпуса, где предусмотрена инфраструктура обслуживания постояльцев.
Спецтранспорт, в том числе, пожарные машины, смогут проехать к дому прямо по пологому пандусу Пейзажного сада. Проезды по пандусу оформляются фигурной ячеистой плиткой с высевом многолетних трав.
4. Корректировка силуэтного решения жилого корпуса. С этой целью четвертая (считая от Софийской набережной) секция пятисекционного дома повышена на 0,7 м по сравнению с максимальной отметкой кровли в исходном проекте (35,700 м вместо 34,960 м), а фланги, наоборот, понижены на 2,6 м (южный) и 2,1 м (северный). Наличие сада-бельведера при каждом пентхаусе обуславливает ступенчатый абрис дома с перепадом отметок между террасами в 3,5 м. Аналогичный перепад высот предусмотрен между лицевой и тыльной частями дома, то есть, между вновь возводимым объемом и надстраиваемым историческим корпусом. Таким образом, вершина здания имеет ступенчатый абрис как в продольном, так и в поперечном направлении, что обогащает его силуэт и зрительно снимает ощущение громоздкой монолитности.
5. Изменение планировки верхних этажей. Появление террас-бельведеров при пентахусах повлекло за собой изменение планировки верхних этажей здания: поперечное расположение апартаментов сменилось продольным с панорамным остеклением выходящих в сады помещений.
6. Изменение формы торгового корпуса. В проекте МАО «Среда» торговый корпус был составлен из отдельных блоков. В настоящем предложении торговые ряды трактованы в виде единого протяженного объема по образу и подобию некогда стоявшего здесь торгово-складского здания. Преимуществом данного объемно-пространственного решения является большая планировочная гибкость и свобода при сдаче площадей в аренду.
АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ
Жилой корпус. Уступчатый профиль лицевого фасада жилого корпуса предопределяет его ритмику, пластическое богатство и выразительную игру светотени. Структура апартаментов выявлена в фасадном решении: крупная регулярная решетка сплошь остекленных блоков спален создает своего рода канву для более разнообразной орнаментики ограждающих стен гостиных.
Блоки кухонь разлинованы сравнительно мелкой сеткой на всю их высоту, что сообщает им роль вертикальных ритмических акцентов, маркирующих ступенчатое нарастание дома в высоту. При этом деревья с шарообразной кроной, венчающие блоки кухонь, уподобляются угловым акротериям, а увитые плющом ограждения Террасных садов – прозрачным фризам. Зелень, таким образом, активно участвует в построении тектоники фасадов.
Лейтмотивом фасадного решения как жилого корпуса избраны многоярусные колоннады. Их формы геометризированы, но, тем не менее, ассоциируются с историческими стилями московской архитектуры в диапазоне от нарышкинского барокко до раннего конструктивизма и неоклассики И. В. Жолтовского. Конструктивно многоярусные колоннады представляют собой внешний слой двухслойных фасадов – ажурный узорчатый каменный футляр, в который заключены прозрачные объемы. Этот футляр выполняется из ценных пород натурального камня (мрамор, мраморизированный известняк, пр.) различных тонов: теплых – для западающих вглубь элементов фасада и холодных – для выступающих на первый план.
Торговый корпус. Фасадное решение протяженного корпуса торговых рядов сложилось под воздействием исторических прототипов. Первый этаж лицевого фасада оформлен открытой галереей с аркадами, напоминающей о доме 1844 года постройки по Софийской набережной. В узком промежутке между проектируемым участком и подходами к Б. Москворецкому мосту эта галерея приобретает важное значение уютного буферного пространства. Аркады – на сей раз более частые – обрамляют и Регулярный сад на крыше торгового корпуса. Их рисунок продолжает пластическую тему, заданную фасадным декором соседних зданий и ненавязчиво проводит аллюзию на ограждение Верхних садов Кремля в XVI-XVII в.в. В местах, где торговый корпус ступенями расширяется в плане, параллельные участки аркад образуют беседки (на Руси их называли «миловиды»; как сказано раньше, узорные расписные беседки украшали и Прибрежные сады царского дворца). Еще одна – третья и самая большая беседка – венчает торец торговых рядов, предоставляя возможность любоваться панорамой Кремля.
пресса:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
17.04.2024
Рыба метель
Даши Намдаков17.04.2024
Лазурный берег
17.04.2024
Зеркало души
Александр Асадов, Андрей Асадов16.04.2024
Формулируй это
Технологии:
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
29.03.2024
Новые горизонты
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.Новые горизонты
28.03.2024
Северсталь
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».Северсталь
25.03.2024
Arlight
Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.Arlight