Большой Гостиный Двор. Внутренний двор. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
информация:
-
статус
проект -
даты
2015 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., д. 35 -
координаты
59.934290, 30.331616 -
функция
Градостроительство / Регенерация исторического владения

Никита Явейн
Nikita Yavein / Россия
Студия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Александр Кошарный (Архитектурное бюро «Студия 44»); Сергей Аксёнов, Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Илья Спиридонов (Архитектурная мастерская «ЛЕС»)
Большой Гостиный Двор. Певческая линия. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Архи.ру об этом объекте:
17.06.2015
Юлия Тарабарина. Урбанистическая реконструкция
Проект реконструкции Большого Гостиного двора возвращает план и облик здания к началу XX века, а во дворе – тонко сочетает версальский дух с идеалами современной урбанистики, ориентированной на спокойное существование человека в городе.
В Петербурге намечается реконструкция Большого Гостиного двора по проекту Студии 44 Никиты Явейна. В декабре прошедшего года проект одобрили петербургский КГИОП и, как пишут СМИ, 88% совета директоров компании-заказчика. Согласно проекту Гостинка... читать дальшеБольшой Гостиный Двор. Садовая линия. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
описание:
Проект регенерации внутренней территории Большого Гостиного Двора предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры – с двумя кольцами торговых рядов, пешеходной улицей между ними и садом в центральном внутреннем дворе. При этом комплекс становится многофункциональным, а его полезные площади возрастают за счет рационального использования пространств, сокращения складских зон и подземного строительства.
Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли. В таком виде Большой Гостиный Двор существовал вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать его в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками.
Предложения «Студии 44» состоят в следующем (в последовательности этапов реализации проекта):
1. Реставрация внутреннего кольца и приспособление под культурно-развлекательные функции. В неоднократно перестраивавшихся в советский период частях внутреннего кольца предлагается разместить крупные общественные функции: мультиплекс, театральную студию, музыкальный клуб с концертной площадкой, фитнес-центр, рынок ремесел и народных промыслов, выставочные помещения, рестораны, бистро и т.д. Для создания пространств значительного объема в ряде мест намечен частичный демонтаж внутренних стен и перекрытий. Верхние этажи приспосабливаются, по преимуществу, под офисы и коворкинги. Под корпусом вдоль Садовой линии устраивается четырехэтажный подземный паркинг кассетного типа. Фасады внутреннего кольца по Садовой линии оформляются единообразно и максимально лаконично в духе безордерного классицизма, что отвечает изначальному замыслу создателей ансамбля. В зданиях, имеющих лучшую историческую сохранность, внутренняя структура не изменится, а фасадная пластика будет восстановлена на базе архивных материалов и дополнительных натурных обследований. Корпуса вдоль Перинной линии отведены, в основном, под офисы с предприятиями общественного питания в первых этажах. Внутренний корпус, параллельный Невской линии БГД, уже приспособлен по проекту Студии 44 под Академию вокального мастерства Елены Образцовой.
2. Благоустройство внутренней улицы. Улица между внешним и внутренним контуром застройки вновь становится полноценным торговым пассажем, главным коммуникационным и распределительным пространством БГД. Под пешеходной артерией устраивается одноуровневый подземный проезд с паркингом для автомобилей посетителей. Пространство улицы освобождается от поздних диссонирующих строений, в частности, от переходов между корпусами. Доступ на внутреннюю улицу организован: через входные арки Перинной, Садовой и Ломоносовской линий; сквозь зону торговли в наружном кольце (по всему периметру комплекса); на лифтах из подземного паркинга; а также со станции метро «Гостиный Двор».
3. Разбивка сада во внутреннем дворе БГД. «Собственный сад» БГД задуман как череда различных по характеру ландшафтных композиций. К Академии вокального мастерства примыкает сценическая площадка под открытым небом. Ее концентрический рисунок сменяет пейзажный парк с вольным хитросплетением дорожек, лужайками и водоемами. Живописные купы деревьев окружают отреставрированный Дом Комитета по управлению Гостиным Двором, где расположится экспозиция, посвященная истории БГД. Своего рода контрапунктом пейзажной части выступает камерный регулярный парк с боскетами, трельяжами и шпалерами в духе XVIII века. Ближе к Перинной линии расположены восемь площадок для игры в мини-гольф и «гастрономический» парк с огородом и открытыми террасами ресторанов. «Собственный сад» БГД призван восполнить дефицит зеленых рекреаций в центре Санкт-Петербурга. Он может стать самостоятельным фокусом притяжения и дополнительным поводом к посещению Большого Гостиного Двора.
4. Реставрация внешнего контура с сохранением торгового назначения. Внешнему кольцу возвращается его исконная структура в виде системы отдельных магазинов-лавок. Небольшой модуль секции позволяет гибко варьировать размеры арендуемых площадей. Попасть в магазины первого этажа можно будет как с внутренней улицы, так и снаружи, с окаймляющих БГД городских улиц. Доступ в торговые помещения второго этажа обеспечат исторические лестницы и новые панорамные лифты, устанавливаемые на внутренней улице. Единственным мероприятием реконструктивного характера в зданиях внешнего кольца станет переустройство лестнично-лифтовых групп. Они сохранят свое местоположение, но будут решать большее количество задач, нежели теперь (доставка товаров в торговые залы из подземных складов; доступ посетителей к торговым залам второго этажа и сотрудников администрации из подземного паркинга в офисные помещения мансардного этажа).
В проекте регенерации внутренней территории БГД Студия 44 избегает «общих мест» реконструктивных операций последних лет – в частности, перекрытия дворов и улиц стеклянными кровлями. Тем самым петербургские архитекторы оптимизируют бюджет строительства, противопоставляют натуральную атмосферу открытых публичных пространств искусственной «оранжерейной» природе крытых атриумов и проявляют максимальную деликатность к памятнику архитектуры XVIII века.
Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
пресса:
Большой Гостиный Двор. Внутренний парк. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Существующее положение. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Ситуационный план. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

Разрезы. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44

Новые функции внутреннего корпуса. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Схема внутреннего парка. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План -1 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 1 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 2 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 3 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
План 4 этажа. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Стадийность. Проект регенерации Большого Гостиного Двора
© Студия 44
Никита Явейн,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Владимир Плоткин, 2005 – 2008
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
07.05.2025
Медицинская сталь
06.05.2025
Разноцветный город
Николай Переслегин, Сергей Переслегин05.05.2025
Дух степи, очаг и оберег
05.05.2025
На орбите Москва-Сити
Юлий БорисовТехнологии:
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом