Большой Гостиный Двор. Внутренний двор © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренний двор © Студия 44 открыть большое изображение

Проект регенерации Большого Гостиного Двора

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Александр Кошарный (Архитектурное бюро «Студия 44»); Сергей Аксёнов, Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Илья Спиридонов (Архитектурная мастерская «ЛЕС»)


Большой Гостиный Двор. Певческая линия © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Певческая линия © Студия 44 открыть большое изображение

Архи.ру об этом объекте:

17.06.2015

Юлия Тарабарина. Урбанистическая реконструкция

Проект реконструкции Большого Гостиного двора возвращает план и облик здания к началу XX века, а во дворе – тонко сочетает версальский дух с идеалами современной урбанистики, ориентированной на спокойное существование человека в городе.

В Петербурге намечается реконструкция Большого Гостиного двора по проекту Студии 44 Никиты Явейна. В декабре прошедшего года проект одобрили петербургский КГИОП и, как пишут СМИ, 88% совета директоров компании-заказчика. Согласно проекту Гостинка...   читать дальше
Большой Гостиный Двор. Садовая линия © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Садовая линия © Студия 44 открыть большое изображение

описание:


Проект регенерации внутренней территории Большого Гостиного Двора предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры – с двумя кольцами торговых рядов, пешеходной улицей между ними и садом в центральном внутреннем дворе. При этом комплекс становится многофункциональным, а его полезные площади возрастают за счет рационального использования пространств, сокращения складских зон и подземного строительства.


Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли. В таком виде Большой Гостиный Двор существовал вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать его в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками.


Предложения «Студии 44» состоят в следующем (в последовательности этапов реализации проекта):

1. Реставрация внутреннего кольца и приспособление под культурно-развлекательные функции. В неоднократно перестраивавшихся в советский период частях внутреннего кольца предлагается разместить крупные общественные функции: мультиплекс, театральную студию, музыкальный клуб с концертной площадкой, фитнес-центр, рынок ремесел и народных промыслов, выставочные помещения, рестораны, бистро и т.д. Для создания пространств значительного объема в ряде мест намечен частичный демонтаж внутренних стен и перекрытий. Верхние этажи приспосабливаются, по преимуществу, под офисы и коворкинги. Под корпусом вдоль Садовой линии устраивается четырехэтажный подземный паркинг кассетного типа. Фасады внутреннего кольца по Садовой линии оформляются единообразно и максимально лаконично в духе безордерного классицизма, что отвечает изначальному замыслу создателей ансамбля. В зданиях, имеющих лучшую историческую сохранность, внутренняя структура не изменится, а фасадная пластика будет восстановлена на базе архивных материалов и дополнительных натурных обследований. Корпуса вдоль Перинной линии отведены, в основном, под офисы с предприятиями общественного питания в первых этажах. Внутренний корпус, параллельный Невской линии БГД, уже приспособлен по проекту Студии 44 под Академию вокального мастерства Елены Образцовой.

2. Благоустройство внутренней улицы. Улица между внешним и внутренним контуром застройки вновь становится полноценным торговым пассажем, главным коммуникационным и распределительным пространством БГД. Под пешеходной артерией устраивается одноуровневый подземный проезд с паркингом для автомобилей посетителей. Пространство улицы освобождается от поздних диссонирующих строений, в частности, от переходов между корпусами. Доступ на внутреннюю улицу организован: через входные арки Перинной, Садовой и Ломоносовской линий; сквозь зону торговли в наружном кольце (по всему периметру комплекса); на лифтах из подземного паркинга; а также со станции метро «Гостиный Двор».

3. Разбивка сада во внутреннем дворе БГД. «Собственный сад» БГД задуман как череда различных по характеру ландшафтных композиций. К Академии вокального мастерства примыкает сценическая площадка под открытым небом. Ее концентрический рисунок сменяет пейзажный парк с вольным хитросплетением дорожек, лужайками и водоемами. Живописные купы деревьев окружают отреставрированный Дом Комитета по управлению Гостиным Двором, где расположится экспозиция, посвященная истории БГД. Своего рода контрапунктом пейзажной части выступает камерный регулярный парк с боскетами, трельяжами и шпалерами в духе XVIII века. Ближе к Перинной линии расположены восемь площадок для игры в мини-гольф и «гастрономический» парк с огородом и открытыми террасами ресторанов. «Собственный сад» БГД призван восполнить дефицит зеленых рекреаций в центре Санкт-Петербурга. Он может стать самостоятельным фокусом притяжения и дополнительным поводом к посещению Большого Гостиного Двора.

4. Реставрация внешнего контура с сохранением торгового назначения. Внешнему кольцу возвращается его исконная структура в виде системы отдельных магазинов-лавок. Небольшой модуль секции позволяет гибко варьировать размеры арендуемых площадей. Попасть в магазины первого этажа можно будет как с внутренней улицы, так и снаружи, с окаймляющих БГД городских улиц. Доступ в торговые помещения второго этажа обеспечат исторические лестницы и новые панорамные лифты, устанавливаемые на внутренней улице. Единственным мероприятием реконструктивного характера в зданиях внешнего кольца станет переустройство лестнично-лифтовых групп. Они сохранят свое местоположение, но будут решать большее количество задач, нежели теперь (доставка товаров в торговые залы из подземных складов; доступ посетителей к торговым залам второго этажа и сотрудников администрации из подземного паркинга в офисные помещения мансардного этажа).


В проекте регенерации внутренней территории БГД Студия 44 избегает «общих мест» реконструктивных операций последних лет – в частности, перекрытия дворов и улиц стеклянными кровлями. Тем самым петербургские архитекторы оптимизируют бюджет строительства, противопоставляют натуральную атмосферу открытых публичных пространств искусственной «оранжерейной» природе крытых атриумов и проявляют максимальную деликатность к памятнику архитектуры XVIII века. 

Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь © Студия 44 открыть большое изображение

пресса:

Большой Гостиный Двор. Внутренний парк © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренний парк © Студия 44 открыть большое изображение
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44 открыть большое изображение
Существующее положение © Студия 44
Существующее положение © Студия 44 открыть большое изображение
Ситуационный план © Студия 44
Ситуационный план © Студия 44 открыть большое изображение
Разрезы © Студия 44
Разрезы © Студия 44
Новые функции внутреннего корпуса © Студия 44
Новые функции внутреннего корпуса © Студия 44
Схема внутреннего парка © Студия 44
Схема внутреннего парка © Студия 44 открыть большое изображение
План -1 этажа © Студия 44
План -1 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 1 этажа © Студия 44
План 1 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 2 этажа © Студия 44
План 2 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 3 этажа © Студия 44
План 3 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 4 этажа © Студия 44
План 4 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
Стадийность © Студия 44
Стадийность © Студия 44 открыть большое изображение

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Жилой микрорайон в Пушкине, Пушкин
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда», Санкт-Петербург
  • Район Царицыно, Москва
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)», Санкт-Петербург
  • Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс на ул. Типанова, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)», Псков
  • Концепция развития «Квартала XXI века» в Иркутске, Иркутск
  • Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава», Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Никита Явейн
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Селивохин
  • Николай Миловидов
  • Андрей Романов
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Антон Бондаренко
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Петр Фонфара
  • Иван Кожин
  • Валерий Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Антон Барклянский
  • Никита Токарев
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Магда Кмита
  • Александр Бровкин
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Юлий Борисов
  • Илья Уткин
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Антон Ладыгин
  • Георгий Трофимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Всеволод Медведев
  • Антон Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Юлия Тряскина
  • Олег Шапиро
  • Шимон Матковски
  • Вера Бутко
  • Владимир Биндеман
  • Левон Айрапетов
  • Олег Мединский
  • Никита Бирюков
  • Сергей  Орешкин
  • Наталия Шилова

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Станция «Хорошевская»
  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде

Новости российской архитектуры:

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи