Большой Гостиный Двор. Внутренний двор © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренний двор © Студия 44 открыть большое изображение

Проект регенерации Большого Гостиного Двора

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Александр Кошарный (Архитектурное бюро «Студия 44»); Сергей Аксёнов, Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Илья Спиридонов (Архитектурная мастерская «ЛЕС»)


Большой Гостиный Двор. Певческая линия © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Певческая линия © Студия 44 открыть большое изображение

Архи.ру об этом объекте:

17.06.2015

Юлия Тарабарина. Урбанистическая реконструкция

Проект реконструкции Большого Гостиного двора возвращает план и облик здания к началу XX века, а во дворе – тонко сочетает версальский дух с идеалами современной урбанистики, ориентированной на спокойное существование человека в городе.

В Петербурге намечается реконструкция Большого Гостиного двора по проекту Студии 44 Никиты Явейна. В декабре прошедшего года проект одобрили петербургский КГИОП и, как пишут СМИ, 88% совета директоров компании-заказчика. Согласно проекту Гостинка...   читать дальше
Большой Гостиный Двор. Садовая линия © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Садовая линия © Студия 44 открыть большое изображение

описание:


Проект регенерации внутренней территории Большого Гостиного Двора предусматривает возвращение старинному торговому сооружению его уникальной исторической структуры – с двумя кольцами торговых рядов, пешеходной улицей между ними и садом в центральном внутреннем дворе. При этом комплекс становится многофункциональным, а его полезные площади возрастают за счет рационального использования пространств, сокращения складских зон и подземного строительства.


Большой Гостиный Двор в Петербурге (БГД) выделялся среди прочих качеством архитектуры в стиле раннего классицизма, значительными размерами и не имеющей аналогов планировочной структурой. Его торговые ряды общей протяженностью более километра обнимали целый квартал и состояли из 294 секций (лавок) – 147 по внешним линиям и стольких же по внутреннему кольцу. Идея устройства внутреннего кольца принадлежала еще предшественнику Валлен-Деламота Франческо Бартоломео Растрелли. В таком виде Большой Гостиный Двор существовал вплоть до 1955 г., когда было решено преобразовать его в единый универмаг. Изолированные до того магазины превратили в сквозную анфиладу торговых залов. Внутренняя улица перестала существовать как торговая, двор закрылся для публики и стал заполняться утилитарными постройками.


Предложения «Студии 44» состоят в следующем (в последовательности этапов реализации проекта):

1. Реставрация внутреннего кольца и приспособление под культурно-развлекательные функции. В неоднократно перестраивавшихся в советский период частях внутреннего кольца предлагается разместить крупные общественные функции: мультиплекс, театральную студию, музыкальный клуб с концертной площадкой, фитнес-центр, рынок ремесел и народных промыслов, выставочные помещения, рестораны, бистро и т.д. Для создания пространств значительного объема в ряде мест намечен частичный демонтаж внутренних стен и перекрытий. Верхние этажи приспосабливаются, по преимуществу, под офисы и коворкинги. Под корпусом вдоль Садовой линии устраивается четырехэтажный подземный паркинг кассетного типа. Фасады внутреннего кольца по Садовой линии оформляются единообразно и максимально лаконично в духе безордерного классицизма, что отвечает изначальному замыслу создателей ансамбля. В зданиях, имеющих лучшую историческую сохранность, внутренняя структура не изменится, а фасадная пластика будет восстановлена на базе архивных материалов и дополнительных натурных обследований. Корпуса вдоль Перинной линии отведены, в основном, под офисы с предприятиями общественного питания в первых этажах. Внутренний корпус, параллельный Невской линии БГД, уже приспособлен по проекту Студии 44 под Академию вокального мастерства Елены Образцовой.

2. Благоустройство внутренней улицы. Улица между внешним и внутренним контуром застройки вновь становится полноценным торговым пассажем, главным коммуникационным и распределительным пространством БГД. Под пешеходной артерией устраивается одноуровневый подземный проезд с паркингом для автомобилей посетителей. Пространство улицы освобождается от поздних диссонирующих строений, в частности, от переходов между корпусами. Доступ на внутреннюю улицу организован: через входные арки Перинной, Садовой и Ломоносовской линий; сквозь зону торговли в наружном кольце (по всему периметру комплекса); на лифтах из подземного паркинга; а также со станции метро «Гостиный Двор».

3. Разбивка сада во внутреннем дворе БГД. «Собственный сад» БГД задуман как череда различных по характеру ландшафтных композиций. К Академии вокального мастерства примыкает сценическая площадка под открытым небом. Ее концентрический рисунок сменяет пейзажный парк с вольным хитросплетением дорожек, лужайками и водоемами. Живописные купы деревьев окружают отреставрированный Дом Комитета по управлению Гостиным Двором, где расположится экспозиция, посвященная истории БГД. Своего рода контрапунктом пейзажной части выступает камерный регулярный парк с боскетами, трельяжами и шпалерами в духе XVIII века. Ближе к Перинной линии расположены восемь площадок для игры в мини-гольф и «гастрономический» парк с огородом и открытыми террасами ресторанов. «Собственный сад» БГД призван восполнить дефицит зеленых рекреаций в центре Санкт-Петербурга. Он может стать самостоятельным фокусом притяжения и дополнительным поводом к посещению Большого Гостиного Двора.

4. Реставрация внешнего контура с сохранением торгового назначения. Внешнему кольцу возвращается его исконная структура в виде системы отдельных магазинов-лавок. Небольшой модуль секции позволяет гибко варьировать размеры арендуемых площадей. Попасть в магазины первого этажа можно будет как с внутренней улицы, так и снаружи, с окаймляющих БГД городских улиц. Доступ в торговые помещения второго этажа обеспечат исторические лестницы и новые панорамные лифты, устанавливаемые на внутренней улице. Единственным мероприятием реконструктивного характера в зданиях внешнего кольца станет переустройство лестнично-лифтовых групп. Они сохранят свое местоположение, но будут решать большее количество задач, нежели теперь (доставка товаров в торговые залы из подземных складов; доступ посетителей к торговым залам второго этажа и сотрудников администрации из подземного паркинга в офисные помещения мансардного этажа).


В проекте регенерации внутренней территории БГД Студия 44 избегает «общих мест» реконструктивных операций последних лет – в частности, перекрытия дворов и улиц стеклянными кровлями. Тем самым петербургские архитекторы оптимизируют бюджет строительства, противопоставляют натуральную атмосферу открытых публичных пространств искусственной «оранжерейной» природе крытых атриумов и проявляют максимальную деликатность к памятнику архитектуры XVIII века. 

Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренняя площадь © Студия 44 открыть большое изображение

пресса:

Большой Гостиный Двор. Внутренний парк © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Внутренний парк © Студия 44 открыть большое изображение
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44 открыть большое изображение
Существующее положение © Студия 44
Существующее положение © Студия 44 открыть большое изображение
Ситуационный план © Студия 44
Ситуационный план © Студия 44 открыть большое изображение
Разрезы © Студия 44
Разрезы © Студия 44 открыть большое изображение
Новые функции внутреннего корпуса © Студия 44
Новые функции внутреннего корпуса © Студия 44 открыть большое изображение
Схема внутреннего парка © Студия 44
Схема внутреннего парка © Студия 44 открыть большое изображение
План -1 этажа © Студия 44
План -1 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 1 этажа © Студия 44
План 1 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 2 этажа © Студия 44
План 2 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 3 этажа © Студия 44
План 3 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
План 4 этажа © Студия 44
План 4 этажа © Студия 44 открыть большое изображение
Стадийность © Студия 44
Стадийность © Студия 44 открыть большое изображение

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Жилой комплекс на ул. Типанова, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)», Псков
  • Концепция развития «Квартала XXI века» в Иркутске, Иркутск
  • Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава», Москва
  • Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс «Амазонка», Кронштадт
  • Казахская Национальная Академия Хореографии, Астана
  • Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове, «Студия 44», Санкт-Петербург
  • Лечебно-реабилитационный комплекс ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Грень
  • Зураб Басария
  • Владимир Плоткин
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Арсений Леонович
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Антон Надточий
  • Сергей Переслегин
  • Михаил Канунников
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Бирюков
  • Петр Фонфара
  • Илья Уткин
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Иванов
  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Николай Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Магда Чихонь
  • Магда Кмита
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Бровкин
  • Наталья Сидорова
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Биндеман
  • Анатолий Столярчук
  • Георгий Трофимов
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Алексей Гинзбург
  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Лукаш Качмарчик
  • Роман Леонидов
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Никита Токарев
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»
  • Музей русского импрессионизма
  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»
  • Детский хоспис «Дом с маяком»
  • Жилой комплекс «Александровский»

Новости российской архитектуры:

Взгляд вглубь
17.10.2017

Взгляд вглубь

Владимир Плоткин, Антон Надточий, Вера Бутко, Никита Явейн, Илья Мукосей, Наталья Воинова, Андрей Асадов, Никита Асадов, Сергей Скуратов, Николай Шумаков, Евгений Герасимов, Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Тимур Башкаев, Тотан Кузембаев, Сергей Чобан, Наталья Сидорова, Даниил Лоренц, Константин Ходнев, Юлий Борисов

Технологии:

18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
другие статьи