English version

Волны в степи

«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.

mainImg
Проект:
Аэропорт «Платов»
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
Генеральный проектировщик, стадия «проект»: Assmann Beraten+Planen (Германия)
Разработка мастер-плана: Lufthansa Consulting company
Архитектурная концепция, ландшафт, благоустройство, дизайн фасадов и интерьеров
общественных зон, стадия «рабочая документация»: Twelve Architects & Masterplanners
Рабочее проектирование технических зон: R1

Архитекторы:
руководитель группы: М. Кортрайт
руководитель проекта: А. Битус
ГАП: В. Васильев
Р. Беард, Н. Виас, Ю. Мосунова,
Е. Рудик, Д. Финк, И. Худяков

Интерьеры зон повышенного комфорта и priority pass: VOX Architects; Nefa architects.

Здание VIP-терминала (отдельностоящее): Nefa architects, Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова; Мария Насонова, Дмитрий Триденов, Сергей Курепин.
 

2013 / 2017

Заказчик: компания «Аэропорты Регионов»,
компания «Ростоваэроинвест»

Строители: Limak-Marashstroy (Турция)
Аэропорт, названный по фамилии атамана Донского казачьего войска, строили к Чемпионату мира по футболу 2018 года в «чистом поле», в 30 км от Ростова-на-Дону. Проект во многом уникальный: начиная с того факта, что это первый аэропорт в новейшей истории России, не реконструированный, а построенный с нуля, заканчивая тем, что руководителей проекта из иностранного бюро почти два года жил на стройке, присматривая за должным исполнением работ. Сегодня «Платов» способен принимать до пяти миллионов пассажиров в год, заложенные в нем архитектурные решения позволяют расширяться, а яркий образ и дальнейшее развитие инфраструктуры наделяют потенциалом к превращению в многофункциональный «аэрополис».
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Конкурс на проект объявили в 2013 году, до этого компания Lufthansa помогла выбрать подходящий участок, учитывая розу ветров и перспективное строительство второй взлетно-посадочной полосы. На первом этапе участвовало 27 бюро, затем отобрали 11 проектов, в итоге победило предложение Twelve Architects & Masterplanners. Руководитель проекта Алекс Битус рассказывает, что выиграть помогла в некотором смысле дерзость: по техзаданию кровля должна была быть плоской, что сводило всю борьбу до конкурса на лучший фасад. Бюро решило обойти это условие, обосновало подход, подсчитало, что удорожания не будет. В результате оказалось, что остальные участники следовали поставленной задаче, а проект Twelve Architects на их фоне выгодно отличался.

Архитекторы рассматривали будущий аэропорт как «мост в небо», связывающий города и страны. Из этой идеи родились параболические арки на кровле, три из которых приподнимаются и выдвигаются на площадь перед терминалом, обозначая основные входы и зоны: прилета, международных и внутренних вылетов. Арки оказались емким образом, не удивительно, что впоследствии появились и другие интерпретации: жителям в них видятся скорее волны Дона или степные холмы.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Основное тело аэропорта – простой прямоугольник с галереей и посадочными «рукавами» вдоль летного поля. Сложности и динамики ему придает именно изогнутая кровля из вальцованного алюминия. Примерно посередине здания, там, где выдвигается к площади средняя арка, кровлю на всю длину «рассекает» световой фонарь шириной восемь метров. Он не только наполняет помещение дневным светом, но и служит элементом навигации, поскольку разделяет терминал на залы международных и внутренних вылетов. На «глухие» боковые фасады выходят два зала повышенной комфортности, еще один располагается в центре зала.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Внутри терминала архитекторы хотели создать уютную и спокойную атмосферу, поскольку для многих людей путешествие – это стресс. Задача, как оказалось, не самая простая, учитывая, что использовать можно только негорючие материалы, выбор которых весьма ограничен. Нужного результата добились с помощью теплых оттенков, кадок с растениями и отсылающих к местному колориту деталей. Для арендаторов спроектировали домики-павильоны, напоминающие «казачьи хаты». Их зеленая кровля – самая настоящая: живые нолины поддерживает система автополива, интегрированная в домики.
  • zooming
    1 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    2 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    3 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    4 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    5 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    6 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © Twelve Architects
  • zooming
    7 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © VOX Architects
  • zooming
    8 / 8
    Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
    © VOX Architects

Ландшафтный дизайн, в том числе каскадные водоемы, в которых здание аэропорта эффектно отражается, разработало также Twelve Architects. А схема мощения и посадки деревьев принята из концепции благоустройства, которую подготовило бюро Wowhaus.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Здание аэропорта вписано в ортогональную сетку с ячейками размером 16х16 м, конструктивно и технологически оно спроектировано так, что можно расширять вправо и влево не только «короб»-процессор, но и галереи, увеличивая количество контактных стоянок для самолетов.

Алекс Битус подчеркивает: «Расширение, безусловно, возможно, но с точки зрения сегодняшней авиационной технологии. Какой она будет через 20-30 лет, мы точно не знаем. Технология авиационных перевозок меняется очень быстро, появляется новое оборудование, требования, возможности. Все может кардинально измениться. В этой связи хороший пример – здание Пулково-1, проект реконструкции которого мы сделали в прошлом году. Этой постройке скоро будет 50 лет, для здания срок совсем небольшой, но мы видим гигантскую пропасть с точки зрения технологии перевозок пассажиров тогда и сейчас. Расширять это здание практически невозможно, да и технологические процессы из него полностью убрали из-за несовместимости планировочных решений и требований технологии, оставив только посадку пассажиров и бизнес-залы».

Тот же опыт показывает Великобритания: после реконструкции от аэропортов, построенных в 90-е годы прошлого века, остаются только колонны, фасады и кровля. Архитектор считает, что «по-хорошему, здание аэровокзала должно быть ангаром с возможностью изменения начинки, этого требует постоянно совершенствующаяся технология».
  • zooming
    1 / 5
    Генеральный план. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    2 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    3 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    4 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects
  • zooming
    5 / 5
    Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
    предоставлено Twelve Architects

«Платов» рассчитан на пассажиропоток в пять миллионов человек в год, но пока что работает не на полную мощность: полноценному развитию аэропорта и, как следствие, его инфраструктуры, препятствует закрытая воздушная зона над Донбассом. «Ее облет для европейских компаний увеличивает расходы, в результате авиаперевозчики не рассматривают это направление как коммерчески привлекательное», – поясняет Алекс Битус.
zooming
Пассажирский терминал разрез. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
zooming
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects

Гостиница и регулярное сообщение в виде железной или монорельсовой дороги должны появится, когда загрузка аэропорта достигнет планируемых показателей, а рейсы станут наполняемыми и регулярными. Алекс Битус уверен, что со временем это неизбежно произойдет, и вокруг аэропорта появятся логистические центры.

Поставщики, технологии

представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру Архитекторы рассматривали аэропорт как «мост в небо», связывающий города и страны. Из этой идеи родились параболические арки на кровле, три из которых приподнимаются и выдвигаются на площадь, обозначая основные входы. Впоследствии появились и другие интерпретации арок: жителям в них видятся скорее волны Дона или степные холмы. Для реализации архитектурной идеи был выбран окрашенный алюминий SEVALCON цвета сталь с серебром, а обустройство кровли международного аэропорта «Платов» отражает не только идею похожести на реку Дон, но и является прекрасным образцом технологии промышленного фальца с использованием в качестве материала окрашенного алюминия.
Larta Glass Ramenskoe
Проект:
Аэропорт «Платов»
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
Генеральный проектировщик, стадия «проект»: Assmann Beraten+Planen (Германия)
Разработка мастер-плана: Lufthansa Consulting company
Архитектурная концепция, ландшафт, благоустройство, дизайн фасадов и интерьеров
общественных зон, стадия «рабочая документация»: Twelve Architects & Masterplanners
Рабочее проектирование технических зон: R1

Архитекторы:
руководитель группы: М. Кортрайт
руководитель проекта: А. Битус
ГАП: В. Васильев
Р. Беард, Н. Виас, Ю. Мосунова,
Е. Рудик, Д. Финк, И. Худяков

Интерьеры зон повышенного комфорта и priority pass: VOX Architects; Nefa architects.

Здание VIP-терминала (отдельностоящее): Nefa architects, Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова; Мария Насонова, Дмитрий Триденов, Сергей Курепин.
 

2013 / 2017

Заказчик: компания «Аэропорты Регионов»,
компания «Ростоваэроинвест»

Строители: Limak-Marashstroy (Турция)

06 Декабря 2019

Twelve architects: другие проекты
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.