Творческий экстремизм

Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.

mainImg
Архитектурная школа «Эволюция», созданная в рамках проекта «Продвижение», завершила свою работу в мае. Пилотный учебный курс – мастерские «Освоение» – длился полтора месяца. Итоговые проекты представили на «Арх Москве». Тогда же организаторы подвели итоги работы мастерских и вручили дипломы всем участникам.

Набор в школу начался с конца марта, за неделю до старта учебного курса. За короткий срок поступило почти 90 заявок. Из них на конкурсной основе отобрали 47 студентов. Кураторы школы разделили их на четыре группы, каждая из которых искала новые концептуальные решения для четырёх наиболее проблемных участков района Лефортово. Главной целью организаторы школы «Эволюция» видели привлечение внимания широкой общественности и компаний-застройщиков к проблемам комплексного развития района.
Архитектурная школа «Эволюция». Иллюстрация предоставлена организаторами
Экспозиция школы «Эволюция» на фестивале «Арх Москва». Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Представляем лучшие, по мнению кураторов, проекты, а также публикуем комментарии инициаторов и кураторов школы Петра Виноградова и Вики Абель.

Пётр Виноградов,
архитектор, инициатор и куратор школы «Эволюция»,
идеолог проекта «Продвижение»:


«Школа была задумана несколько лет назад как масштабный образовательный проект. Последние полгода мы плотно занимались её созданием, но стартовали экстремально быстро: за неделю до начала учебного курса объявили набор, в экспресс-формате получили неожиданно большой отклик, отобрали участников и приступили к работе. К этому моменту уже сложился костяк единомышленников, готовых к экспериментам. Кто-то из кураторов хотел впервые попробовать себя в педагогике, как Сергей Мичурин и Пётр Васильев, кто-то надеялся отойти от стандартного образовательного процесса, а кто-то, к примеру, Илья Заливухин, вместе со студентами решил сделать серьёзный проект, как часть и продолжение собственных исследований.

Я уже не раз принимал участие в подобных образовательных программах. Начиналось всё с форумов в Минске. Потом были мастерские в Петербурге и Москве. Такой опыт интенсивного проектирования за 10–12 дней очень бодрит. Да и результат часто получается неплохим. Для себя мы выбрали несколько иной формат – полтора месяца работы и практически не ограниченная заданием свобода проектирования.

Наши творческие мастерские и экспериментальная площадка Provodka располагаются в Лефортово, на территории завода «Кристалл». Мы знаем район изнутри, поэтому и предложили его в качестве площадки для проектирования. Кроме того, мы давно взаимодействуем с выпускниками архитектурной школы МАРШ – командой слушателей программы НЛТР. Они ранее уже работали над концепцией развития промышленных территорий Лефортово. Эта концепция, дополненная и переосмысленная, легла в основу работы мастерских «Освоение». Мы рассмотрели четыре проблемных участка, получивших кодовые названия «Эшелон» (железная дорога), «Спутник», «Утёс» (набережная реки Яузы) и «Дикое поле» (парк Казачьей славы). Целенаправленно выбирались заброшенные, дикие места: кусочек рваной железной дороги – полоса отчуждения между прошлым и будущим, мёртвая набережная, отданная машинам, пустующий парк, не востребованный горожанами.
Четыре участка в районе Лефортово, выбранные в качестве площадок для проектирования. Иллюстрация предоставлена школой «Эволюция»

Каждая из четырёх групп взяла свою территорию. Получились очень разные работы – от художественно-экспериментальных до серьёзных градостроительных. Студенты нашей с Сергеем Золотухиным мастерской сделали ряд проектов, которые я называю не иначе как творческим экстремизмом. Большое внимание мы уделили также реновации и благоустройству набережной. Группа Ильи Заливухина разработала масштабный градостроительный проект, уровень проработки и качества которого таков, что его свободно можно представлять на любом градсовете. Алексей Комов нашёл оптимальное решение для «Дикого поля». А Пётр Васильев с Сергеем Мичуриным рассмотрели площадку «Спутник» – получилось тоже очень смело, экспериментально.

Школа, как мне кажется уверенно продемонстрировала свою состоятельность. Мы планируем и дальше работать в формате мастерских. Только на этот год запланированы еще 3–4 курса. Один из ближайших станет выездным и затронет территорию центра Тулы. Переговоры уже идут, есть взаимодействие с городскими властями и общественностью. Следующая из возможных тем – исследование социального образования.

Школа – это хороший механизм запуска проектной работы. Исследуя тот или иной участок, мы провоцируем и способствуем началу его реального освоения и развития. У нас нет жестких ограничений, но есть размах и очень разные подходы. Сегодня существует множество образовательных проектов, которые выдают работы примерно одного уровня – одинаково хорошего. Мы же попытались разорвать эту ситуацию, создать идеологическую конкуренцию на уровне подходов, объединив усилия по-разному мыслящих людей».

Вика Абель,
«архитектор» общественных связей,
основатель института синергии, культуры и общественных наук
:

«Школа «Эволюция» и её пилотный проект мастерские «Освоение» – это первый шаг к полноценному образовательному процессу. Пока мы планируем работать в формате краткосрочных учебных курсов, но в итоге рассчитываем прийти к архитектурной школе со своим дипломом. Мы предложили участникам «либеральное», как определил его один из экспертов школы Дмитрий Фесенко, ТЗ: была просто поставлена проблема, а дальше все отправились в свободное плавание. Направление определял куратор. На воле и харизме каждого куратора всё и было построено.

Студенты разделились на четыре группы, но внутри групп могли работать как в коллективе, так и индивидуально. Получились очень разные проекты. Опять-таки пользуясь терминологией Фесенко, во всех четырёх группах можно выделить два основных подхода к проектированию – «дедуктивный и индуктивный». Индуктивный подход продиктован особенностями участка. К таким можно отнести работы студентов Сергея Мичурина и Алексея Комова. При этом группа Комова предлагала средовые решения, главным в проекте стал «дух места». У Мичурина с Васильевым подход был куда масштабнее и базировался на детальном исследовании территории. Пётр Виноградов и Илья Заливухин продемонстрировали дедуктивный подход, когда во всём есть личное, авторское видение, применимое к территории.

Кроме того, мы сразу декларировали социальный подход и внимание к проблемным территориям. Понятно, что готовых для строительства площадок почти не осталось. Проблемных же участков более чем достаточно – работы хватит на ближайшие сто лет. Между тем, они требуют крайне внимательного изучения и поиска нестандартных решений. Наша школа готова вырабатывать такие новые и нестандартные решения на стыке архитектуры и градостроительства, девелопмента и социологии, экономики и менеджмента. В этом её основная практическая ценность».
***
 
Мастерская
Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Экстремально. Для жизни
Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

В своих работах студенты группы отталкивались от богатой промышленной истории района, где многие индустриальные объекты либо поменяли назначение, либо были вовсе уничтожены. Концепция индустриального музея – это своего рода проекция знаковых промышленных зон, «следы» водочного завода, бывшего «Манометра», завода «Серп и Молот».
Музей индустриализации © Ольга Чивелева. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Заброшенная железная дорога, ведущая из ниоткуда в никуда – это участок «Эшелон». Он прочтён в широком диапазоне – от прикладной деятельности ярмарочного поезда как социального аттракциона до экспериментальных парковок-гнёзд, тонко иронизирующих на тему зелёной архитектуры.
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Механизированные парковки-гнёзда © Анастасия Зонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

«Утёс» – зона набережной, которая требует оживления прибрежной территории и возвращения её городу и людям. Для этого транспортные потоки предлагается спрятать в тоннель, а пешеходные набережные благоустроить, организовать пространства для отдыха и спорта, предусмотреть велодорожки, соединяющие два берега между собой.
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реновация набережной реки Яузы © Тамара Гогуадзе и Григорий Сережко. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина

Реконструкция мазутохранилищ завода «Кристалл» задумана как функциональная надстройка, завершающая пластику двух многогранников в форме сцепленных шестерёнок. Объем будет служить новым общественным центром. Сквозь него предложено провести мост, соединяющий территорию завода «Серп и Молот» с новой благоустроенной набережной. Такой точечный объект, по мнению авторов, сможет задать тон реновации всей территории.
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
Реконструкция мазутохранилищ на территории завода «Кристалл» © Надежда Антонова. Мастерская Петра Виноградова и Евгения Золотухина
***
 
Мастерская
Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Новая Москва в Лефортово

Градостроительство / Социальные проекты
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Иван Петрунин, Вера Ильина, Григорий Фефилов, Алина Орозова, Татьяна Гончарик, Анастасия Побелянская, Екатерина Сергеева, Серафима Лошуткова, Нонна Ованесян, Ильвен Галимов, Владимир Куприянов, Елена Хасянова, Александр Набеев, Ольга Чекунова, Денис Макаренко. Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Проект охватывает территорию от Курского вокзала до завода «Серп и Молот». Этот район, по мнению проектировщиков, всегда оставался «на задворках» города, а строительство Курского вокзала только усугубило проблему. Здесь мало жилой и коммерческой застройки и много заброшенных участков. Транзитная набережная реки Яузы разрезает район шумной магистралью. Создание общественных пространств не решает проблем территории. В качестве альтернативы предлагается устройство полноценной общегородской двухконтурной системы улиц и дорог. Одновременно с переосмыслением роли общественного транспорта и его комплексной модернизацией такой подход будет генерировать необходимые условия для дальнейшего качественного развития всех районов Москвы.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева

Своей основной задачей авторы проекта видят формирование по-настоящему живого района за счёт организации на заброшенных территориях многофункциональных пространств, развития пешеходных и транспортных связей, наполнения различными общественными функциями, жильем и работой. Высотные офисные и коммерческие здания примыкают к ТПУ Курского вокзала, за ними – разряженная существующая жилая застройка. Роль высотной доминанты играет башня «Эволюция». Главной целью проекта стал призыв привести в порядок исторический город, не выносить столицу за МКАД, а в его пределах сделать из Москвы настоящую столицу.
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
Проект «Новая Москва в Лефортово» © Мастерская Ильи Заливухина и Всеволода Медведева
***
 
Мастерская
Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Большая игра традиций 

Реновация / Благоустройство
Проект «Большая игра традиций» © Сергей Головин, Георгий Акопов, Аревик Петросян, Екатерина Ивойлова, Идрис Сулейман. Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

В отличие от популярного Лефортовского парка вытянутый зелёный прямоугольник «Дикого поля» существует неприкаянно и отчуждённо. Мощный парковый потенциал заблокирован тисками режимных военных и промышленных объектов. Задача проекта – не просто оживить среду, а вдохнуть в неё новую жизнь, высвободить скрытые энергии территории, придать ей идентичность современным средовым языком.
Проект «Большая игра традиций». Генплан © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана

Участок разделён на три сектора: парк Казачьей Славы, накрытый «деревянной коробкой», символизирующей заставу на границах империи, парк Нормандия-Неман на месте ограниченного военными объектами пространства, и Лес, чью уникальность авторы подчёркивают и доводят до босховской планки. Все три части связаны внутренним туристическим маршрутом монорельса. В итоге получается не просто общественное пространство, а туристическое достопримечательное место нового формата.
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
Проект «Большая игра традиций» © Мастерская Алексея Комова, Дарьи Козинской и Ильи Хвана
***

 
Мастерская
Сергея Мичурина и Петра Васильева
Расширяя границы

Экспериментальные проекты / Реновация / Благоустройство
Реновация набережной © Роман Мишин. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Мастерская проповедует интеллектуальный подход к обновлению района Лефортово и его городской значимости. Собрано множество открытых данных, сформулировано задание на преобразование района, и как результат – дано проектное предложение, решающее как общие, так и локальные задачи каждого из участков.
Реновация набережной © Оксана Веселкова. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Ключевая идея – формирование зелёного пояса Лефортово, культурно-рекреационного кольца, связывающего весь район. На участке «Спутник» предлагается создать кластер памяти района, где переплетается история трёх столетий – XIX, XX и XXI веков. Участок вблизи новой станции метро обозначен как зона формирования культурно-просветительского центра с внутренней многофункциональной площадью. Широкий бульвар между существующей и строящейся станциями метро превращается в транзитный маршрут, облагороженный памятниками культурного значения.
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Реновация участка «Спутник» © Максим Чернявский. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Программа регенерации промышленных территорий включает центр завода «Серп и Молот», связанный железной дорогой с заводом «Кристалл». По старым железнодорожным путям планируется пустить трамвай. Помимо новых транспортных артерий, появляются новые объекты городской жизни с подчеркнуто индустриальным характером архитектуры. «Пилюли» – проект водного комплекса на месте бывших очистных сооружений завода «Серп и Молот». «Дом-коммуна» – жилой комплекс с системой бытового обслуживания, автопарковкой и офисами.
Водный комплекс © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева
Дом-коммуна © Григорий Коршунов. Мастерская Сергея Мичурина и Петра Васильева

Набережную реки Яузы, расположенную между ArtPlay, «Винзаводом», «Армой» и «Кристаллом», студенты мастерской предложили превратить в новый культурный кластер, пространство для художественных выставок. Транспортные потоки при этом решено убрать в тоннель. Так город получит новый центр притяжения, благодаря которому заброшенные и закрытые территории вокруг получат импульс для развития.
***

23 Июня 2016

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Творческий экстремизм
Проекты школы «Эволюция» – от экспериментальных и арт-объектов к конкретным предложениям реновации и благоустройства района Лефортово.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.