28.12.2015

Пакгауз, в прошлом – павильон 1896 года

Рассказ архитектора Дениса Плеханова о том, как появилась его гипотеза о происхождении складских зданий в нижегородском порту.

информация:

Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории, градостроительном значении Стрелки и зарубежном опыте использования подобных памятников архитектуры.

Увидев в социальной сети фото интерьера складов на Стрелке, я был поражен разительным контрастом между шикарной металлической конструкцией и предельной утилитарностью ее использования. Конструктивное решение складов было явно избыточно для решения такой незамысловатой задачи, как хранение. Это противоречие между формой и содержанием и натолкнуло меня на мысль, что мы имеем дело с незаурядным сооружением, образно говоря, «вышедшим на пенсию».

Рисунок конструкций, материал и технология изготовления (клепаные соединения) позволяли отнести несущий каркас ко второй половине XIX века. Именно тогда сооружения с металлическими конструкциями получили широкое распространение, став символом технического прогресса.

Характер внутреннего пространства с его открытостью и немалыми размерами намекал на то, что изначально это было общественное сооружение, возможно – с репрезентативной функцией. Приняв эти соображения за исходные данные, я предположил, что заинтересовавшее меня сооружение связано с 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставкой, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896.

Первым этапом исследования стало изучение архивных фото и планов выставочных павильонов с целью определить возможное здание – «донор». В процессе было обнаружено поразительное сходство конструктивных элементов центрального здания выставки с конструкциями пакгауза. Это очень хорошо заметно на архивных фото интерьера центрального здания.

Определенные вопросы вызывали расхождения в плане. Каждый из 8 радиальных корпусов, из которых состояло центральное здание, представлял собой в симметричном поперечном сечении 3-нефное сооружение с повышенным центральным нефом и низкими боковыми. Длина каждого нефа варьировалась от 4 пролетов (в семи рядовых павильонов) до 5 (в главном входном павильоне). Каждый пролет был выявлен небольшим фронтоном, расположенным на боковых фасадах. На главном – соответственно, пять с боковым фронтоном, на остальных – по четыре.

Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. Издание Германа Гоппе
Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. Издание Германа Гоппе



Конструкция же существующих пакгаузов представляла собой асимметричную двухчастную структуру, состоящую из высокого и низкого нефов. Но зато на низком нефе располагались те самые характерные фронтоны. Другой боковой неф отсутствовал – предположительно, был демонтирован во время возможного переноса здания.

Ключом к разгадке оказалась немецкая аэрофотосъемка города Горького (Нижнего Новгорода) 1943 года. Если ее сопоставить с современной спутниковой картой, видно, что павильоны в 1943 располагались немного выше по течению Волги, имели симметричную 3-частную форму и на одном из них при детальном изучении можно увидеть пять боковых фронтонов, на другом – четыре.
 
Аэрофотосъемка Люфтваффе 1943 года (вверху)  и съемка © Google, 2015 (внизу)
Аэрофотосъемка Люфтваффе 1943 года (вверху) и съемка © Google, 2015 (внизу)открыть большое изображение

То, что павильоны располагались именно на этом месте, подтверждается историческими фотографиями Сибирской пристани, на которых также видно, как выглядели павильоны после переноса с территории выставки.
 
С открытки типографии М.П. Дмитриева. Издание 1911
С открытки типографии М.П. Дмитриева. Издание 1911
С открытки типографии М.П. Дмитриева. Издание 1911
С открытки типографии М.П. Дмитриева. Издание 1911открыть большое изображение
Почтовая открытка с видами Нижнего Новгорода фотографа и издателя Василия Бреева. 1896–1917
Почтовая открытка с видами Нижнего Новгорода фотографа и издателя Василия Бреева. 1896–1917открыть большое изображение

Изучение архивных фотографий начала XX в. позволило установить, что на Сибирскую пристань перекочевали четыре из восьми павильонов центрального выставочного здания. Но к 1943 там осталось только два.
 
Нижний Новгород. Улица Московская. 1890–1896. Источник: http://pro-nn.org/photos/413
Нижний Новгород. Улица Московская. 1890–1896. Источник: http://pro-nn.org/photos/413открыть большое изображение
Фотография М.П. Дмитриева. 1896–1916
Фотография М.П. Дмитриева. 1896–1916открыть большое изображение

На Сибирской пристани эти два павильона находились по крайней мере до 1958. Именно тогда они случайно попали в объектив фотографа американского журнала Life Говарда Сочерека, посетившего город Горький.
Фото: Говард Сочерек для журнала Life. 1958
Фото: Говард Сочерек для журнала Life. 1958открыть большое изображение

В начале 1960-х павильоны были демонтированы, перенесены на 100 м ниже по течению Волги и развернуты на 90 градусов. Там они находятся и сейчас. В процессе переноса у обоих павильонов были демонтированы по одному боковому нефу и один из павильонов был укорочен на один пролет. Этим объясняется их нынешнее состояние.
 
Фото © Google, 2015
Фото © Google, 2015открыть большое изображение

Сравнительный анализ общих архитектурных масс выявляет закономерности в построении объемов обоих зданий. Разница в высоте объясняется тем, что главный павильон при монтаже на Всероссийской выставке 1896 года был поставлен на 3-метровый цоколь.
 
Фото М.П. Дмитриева (вверху). Фото Надежды Щёмы (внизу).
Фото М.П. Дмитриева (вверху). Фото Надежды Щёмы (внизу).открыть большое изображение

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что один из сохранившихся пакгаузов – это пятипролетный входной павильон центрального здания, другой – один из 4-пролетных рядовых.
План центрального здания Всероссийских выставок в Москве (1882) и в Нижнем Новгороде (1896).
План центрального здания Всероссийских выставок в Москве (1882) и в Нижнем Новгороде (1896).открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Павел Андреев
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Петр Фонфара
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Лукомский
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Эстрин
  • Анатолий Столярчук
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Алексей Гинзбург
  • Магда Чихонь
  • Полина Воеводина
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Николай Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Алексей Горяинов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Труханов
  • Магда Кмита
  • Михаил Крымов
  • Юрий Виссарионов
  • Сергей  Цыцин
  • Александр Асадов
  • Шимон Матковски
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Никита Токарев
  • Алексей Иванов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №3)
  • Апарт-отель Пальм Джумейра
  • Башня и квартал на Якушева
  • Станция метро «Ржевская»
  • Жилой квартал TWIST&STEP
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • КП «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Европа»
  • Малая сцена «Электротеатра Станиславский»

Технологии:

21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
31.05.2017

Glassbox – супер балкон!

Компания Lumon провела опрос среди архитекторов и строителей из Финляндии, Швеции, Германии, России, Англии, Голландии, Канады с вопросом какими они видят фасады будущего и какие требования предъявляют к балконам.
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
другие статьи