Александр Скокан: «Диагональ позволила нам увеличить общественное пространство комплекса»

Авторы – о проекте МФК на Верейской улице, городской среде, реках, и профессиональном диалоге.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Карта. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Проект МФК с центром художественной гимнастики Ирины Винер был рассмотрен и в целом одобрен архитектурным советом 19 ноября (подробнее об обсуждении можно узнать на сайте архсовета). Мы поговорили с Александром Скоканом и Кириллом Гладким об особенностях места и предложенного архитекторами решения.

Архи.ру:
– В чем специфика этого проекта?

Александр Скокан:
– Помимо задачи, обусловленной программой и заданной заказчиком, а именно – разместить очень крупный объем на не слишком большом участке, – нам также пришлось считаться со спецификой территории. Образно говоря это место, где нога человеческая еще не ступала: долина реки Сетуни. В начале долины – дача Сталина, дальше Аминьевское шоссе... О Верейской улице мало кто знает; здесь существовало мощное военное предприятие, которое начиналось в 1900 году как пистонный завод, затем превратившийся в МРТЗ, радиотехнический оборонный завод. На нашем участке стояло несколько бараков, рядом – долина реки, заросшая деревьями, одичавшая и неухоженная. Почему гимнастический центр случился на этом месте – не нам судить, во всяком случае когда к нам пришли, было известно, что принято решение строить его здесь.

Так вот нашей целью было создать в этом, достаточно диком месте, где никакой городской цивилизации нет и в помине, новый фрагмент городской среды.
Градостроительный макет. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Комплекс противоречив: центр художественной гимнастики, гостиница, апартотель и офисное здание, – ничего общего между этими функциями нет, они ни эмоционально, ни логически не связаны друг с другом. Одна часть – спортивная, другая коммерческая. Поэтому мы решили объединить все части городской улицей, которая проходит через участок по диагонали, деля его на части: спортивно-общественную и офисно-жилую.
Длина улицы больше двухсот метров и, как всякая городская улица, она в то же время является общим пространством, объединяющим выходящие на нее объекты. Любая другая расстановка, – проект развивается пять лет, и поначалу мы пробовали различные варианты композиции, – показалась нам менее удачной: провоцировала появление заборов, кроме того, что-то оказывалось на первой линии, что-то – на второй. Вдоль улицы в первых этажах разместились ритейлы: рестораны, магазины, кафе – на всем протяжении улицы… Таким образом получилось вполне естественно, что справа офисы, слева гимнастический центр, гостиница – все это пешеходное общественное пространство проходит через участок наискосок и выводит нас к пойме реки Сетунь в парковую зону.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Эскиз. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Теперь мы знаем, что все малые московские реки – это часть целостной водной системы. Все они впадают в Москву-реку, а она теперь становится новым центром города, – и пойма реки Сетунь становится одним из отростков этого нового городского центра. Центр города придет сюда не по малоизвестной улице Верейской, а в виде парковой зоны, как продолжение пешеходного паркового маршрута. Расположенный на окраине комплекс будет связан с центром города через парк.

Именно поэтому возникает наша диагональная улица. Улица сама по себе – фрагмент городского центра, к тому же она нас выводит к парк Сетуни, соединяющий нас с Москвой-рекой. Кроме того любая диагональ позволяет, оставаясь в границах прямоугольного участка удлинить, увеличить общественное пространство комплекса.

Кирилл Гладкий:
– Диагональная улица также продолжает линию Верейской улицы, встраивается в ее перспективу в юго-восточном направлении. Верейскую улицу, впрочем, планируют расширять, менять ее направление, но в историческую трассу угол нашего комплекса встроен.
zooming
Верейская плаза. Бархин Д.Б., Бархин А.Д., Максимова Л.Ю. Фотография: a-barhin.livejournal.com


Александр Скокан:
– Своей планировкой мы «ловим» очевидную для этого места силовую линию. Делом в том, что расположенный чуть дальше на этой оси комплекс Верейская плаза построил Дмитрий Борисович Бархин, сын Бориса Григорьевича Бархина, известного профессора МАрхИ, который был моим учителем. Мне как ученику было интересно вступить в дискуссию с сыном моего профессора. Дмитрий Бархин работает в таком пышном классицистическом стиле
. Наш комплекс, будучи более аскетичным, находится с ним, как нам кажется, в интересном профессиональном диалоге.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка


– А как бы Вы определили суть этого диалога?

Александр Скокан:
– Суть в том, что мы говорим на разных языках, но в наших речах можно найти что-то общее.

– Хотя вы нанизали комплекс на общественное пространство пешеходной улицы, вы в то же время отчетливо обозначили различие объемов, у каждого из них своё лицо: рельефные волны, образованные ламелями разной глубины, покрывают фасад гимнастического центра; офисный объем покрыт «пилой» крупных выступов, а жилой дом сдержанно-клетчатый, причем со стороны реки нижняя половина его фасада желтая, верхняя – белая; желтыми вы сделали и внутреннюю поверхность арок. А откуда появились вырезы в верхней части пластины с апартаментами?

Кирилл Гладкий:
– Здесь расположены двухъярусные пентхаусы, там будут устроены террасы; да и линия верха получается богаче. Ханс Штиманн назвал на совете наш комплекс «городом в городе», так вот здесь на крыше у нас поместилась еще небольшая элитная деревня.

На кровле офисной части – небольшой сквер, попасть в который смогут все жители, там специально устроен лифт с первого этажа. Кровля гимнастического центра с восточной стороны тоже эксплуатируемая, на нее можно будет попасть из кабинетов администрации.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Жилой объем нависает над офисным эффектной консолью, она впечатляет…

Кирилл Гладкий:
– Эта консоль небольшая, она поддержана лифтовой шахтой и дополнительными опорами. Серьезная консоль – в здании центра гимнастики со стороны Верейской улицы. Под ней мы организовали еще один променад.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Я вижу в конце улицы, там, где она подходит к парку, мостик – там большой перепад высот?

Кирилл Гладкий:
– Под всем комплексом расположена парковка, и мы смоделировали рельеф внутри комплекса так, что в сторону реки внутренняя улица поднимается на пять метров, тогда как естественный рельеф понижается на три. Вначале вы поднимаетесь по наклонной улице, затем по лестнице спукаетесь в парк. В нижней части дома со стороны реки появляется еще один уровень окон, которого нет внутри, во дворе.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженк
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014


Александр Скокан:
– Тут много будет интересных эффектов, особенно на закате.
Могу вам гарантировать, что там не будет скучно. Мы еще сделали видеоролик, под музыку «Полет шмеля»…



В комплексе много арок – гигантских проемов, через которые открываются виды на парк; арки связывают его с окружением. И глядя на наш объект на архсовете, – как бы со стороны, – я отчетливо понял, что главная арка, через которую улица выводит нас в парк, могла быть ещё выше – не двенадцатиэтажной высоты, а семнадцатиэтажной. 

 
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Схема сводного плана 1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 2-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 3-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 4-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 5-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 9-го этажа I части, плана кровли II части. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана -1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 1-1. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 3-3. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по улице Верейская. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по восточному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по северному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по западному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема озеленения. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»

11 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.