Каспер Йоргенсен: «Надо создавать среду для бесконечной эволюции»

Интервью Каспера Йоргенсена – датского архитектора и специалиста по новым технологиям и «зеленому» строительству, руководителя исследовательского подразделения GXN в бюро 3XN.

mainImg
Архитектор Каспер Йоргенсен принял участие в состоявшемся в Красногорске 3–4 апреля форуме «Дни КНАУФ» и ответил на вопросы Архи.ру.

Архи.ру:
Архитекторы 3XN используют в своих работах как можно больше дневного света, позволяют деревьям сохранять свою естественную форму, а материалам – как бы жить своей жизнью. Вы считаете себя первооткрывателями такого подхода?

Каспер Йоргенсен:
В последние годы было сделано много научных открытий в этой сфере, и мы стремимся применять эти новые знания в своей работе. Я думаю, что архитектура долгое время вообще развивалась не в том направлении. Вся эта индустриализация строительства вот уже много лет заставляет архитекторов мыслить категориями прямых линий и массового производства. И только теперь мы наконец-то смогли сделать шаг назад и взглянуть на природу, ее формы и материалы в поисках ответов на наши задачи. Я думаю, что будущее архитектуры – именно в таких проектах, разработанных «по индивидуальному заказу», в нестандартных пространственных решениях и выразительных зданиях.
 
zooming
Каспер Йоргенсен. Фото предоставлено 3XN
Аквариум «Голубая планета» © Adam Mørk

Архи.ру:
Поговорим о вашем последнем проекте, об аквариуме «Голубая Планета» в Копенгагене: вы намеренно «вывернули здание наизнанку»? У посетителей возникает чувство, что они и есть аквариумные рыбки, а не наоборот.


Каспер Йоргенсен:
Мы хотели, чтобы здание рассказывало историю. Большинство современных аквариумов похожи на фабрики, во всяком случае, они выглядят как нечто, не имеющее никакого отношения к океану. Поэтому мы хотели создать у людей чувство единения со вселенной воды, и это чувство заложено в самом сердце здания, оно как бы захлестывает вас гигантской волной. Когда вы заходите, первое, что вы видите – это аквариум у вас над головой, и именно поэтому вам кажется, что вы уже под водой. Это самый большой аквариум в Северной Европе, там в огромных «океанических» контейнерах плавают гигантские рыбы. Да и вообще здание очень занятное: помимо аквариумов в нем есть тропический влажный лес, где свободно летают птицы, живут черепахи и змеи, а также имеется несколько мест, где даже можно потрогать рыб руками. Вот это живой контакт с природой!
Аквариум «Голубая планета» © Adam Mørk

Архи.ру:
А стекло у аквариума пуленепробиваемое?

Каспер Йоргенсен:
Еще крепче!

Архи.ру:
А обитатели аквариума и зоопарка едят друг друга, как они это делают в естественных условиях?

Каспер Йоргенсен:
Да! Например, у нас есть два вида рыб: один из них питается другим. Так что, возможно, через год у нас из двух видов останется только один. Но это природа, в ней и такое бывает.
Аквариум «Голубая планета» © Adam Mørk

Архи.ру:
Вы считаете, что правильно подобранные строительные материалы изменяют жизнь людей к лучшему?

 
Каспер Йоргенсен:
Да, именно этим мы и занимаемся в GXN, отделе инноваций бюро 3XN. Мы изучаем реакцию людей на различные материалы, наши психологи наблюдают за тем, как материалы, организация пространства и общая атмосфера влияют на людей. Интересно же узнать, из какого материала надо строить школу, в которой будут лучше учиться дети, или офис, в котором сотрудники будут эффективнее работать и делиться знаниями друг с другом, или как вызвать любопытство в посетителе музея!

Архи.ру:
И что же заставляет людей делиться знаниями?
Каспер Йоргенсен на форуме «Дни КНАУФ». Фото Александры Полянской

Каспер Йоргенсен:
Социальная вовлеченность. Необходимо создавать места, где люди будут встречаться в неформальной обстановке – это стимулирует общение. Необходимо проектировать «правильный» каркас здания, но в то же время позаботиться о его акустической и визуальной прозрачности. И чтобы достичь этого, недостаточно просто построить один огромный оупен-спейс, ведь секрет именно в разнообразии создаваемого пространства. Мы часто рассматриваем наши здания как «город в городе» со своими улицами, центральным бульваром, тихими тенистыми уголками и залитыми солнцем площадями... Именно поэтому наши планы зданий отличаются такой контрастностью и таким разнообразием. У нас всегда есть центральные лестницы и переходы сквозь межэтажные перекрытия — именно они создают эту прозрачность и формируют места для общения и обмена знаниями. Интересно, что именно лестницы заставляют вас остановиться и задуматься, именно там коллеги чаще всего «сплетаются языками», и там же люди ждут друг друга – стоя или сидя. Лестницы придают зданию динамичность и стимулируют общение между людьми.
Штаб-квартира компании Horten. Фото © Adam Mõrk

Архи.ру:
Ваш проект для конкурса на архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ не получил первую премию, но все равно это была очень интересная работа. Она так и ляжет в стол? Или вы планируете реализовать ее в другом месте?

Каспер Йоргенсен:
Мне очень жаль, что наша работа не выиграла в конкурсе, она мне очень нравится. Это прекрасный пример «фирменного стиля» 3XN, когда здание вливается в город и создает там открытое общественное пространство. Я думаю, это было бы очень динамичное здание. Оно объединило бы все части экспозиции Политеха в единое целое. Во многих наших проектах есть повторяющиеся элементы, но этот проект был уникальным. И, что особенно обидно, в другом месте его не повторишь, этот проект четко привязан к московскому контексту.

Архи.ру:
А какова «история» этого здания? В своем воображении вы наверняка проходили по нему много раз. Что бы испытывал посетитель?

Каспер Йоргенсен:
Это история о том, как люди объединяются друг с другом, а здание объединяется с городом. В этом здании можно было бы устраивать выставки, лекции, корпоративные мероприятия – все, что угодно. Но, что особенно важно, мы хотели взять все эти функции и сплавить их в единую прозрачную структуру. Было бы здорово добиться такого эффекта связанности в здании с таким сложным планом. Мне бы хотелось летом сидеть там на террасе, смотреть внутрь музея и чувствовать себя частью происходящего, но также и чувствовать себя частью Москвы. Так что очень жаль, что это здание никогда не будет построено.

Архи.ру:
Но вас вдохновляет перспектива работы в Москве? Вы продолжите искать возможности построить здесь что-нибудь?

Каспер Йоргенсен:
Однозначно! Мы надеемся принять участие еще в нескольких конкурсах.

Архи.ру:
Давайте представим, что вы главный архитектор Москвы. У вас миллионы квадратных километров земли под застройку и миллионы жителей. Что бы вы сделали?

Каспер Йоргенсен:
Я бы сделал в Москве несколько центров и постарался бы развивать уникальные качества каждого из них, чтобы вся городская жизнь не сводилась к одному единственному центру. Москва выглядит местами или в определенное время суток как мертвый город. Поэтому я бы сделал упор на разнообразие и постарался бы повысить привлекательность «нецентральных» районов.
Фасад штаб-квартиры компании Horten в Копенгагене из травертина и оргстекла. Фото предоставлено 3XN

Архи.ру:
Несомненно, вы человек, который задумывается о последствиях своих действий. Почему вы выбрали своей профессией архитектуру? Почему не философию или не борьбу с нищетой в странах третьего мира?

Каспер Йоргенсен:
Архитектура действительно меняет нашу жизнь во многих аспектах. Самые трудные и самые интересные задачи решаются в строительной сфере. Даже если взять те же вопросы энергопотребления и утилизации отходов, архитектура и строительная индустрия могут во многом их решить. Нет, я не хочу сказать, что архитектура спасет мир – я просто люблю делать свою работу хорошо. Лучше ведь строить красивые дома, а не те, от которых тошнит. И нужно делать проекты, которые не теряют своей ценности даже после того, как от их реализации отказались, и логично строить из материалов, которые можно использовать снова и снова.

Почему бы не попытаться строить «позитивные» дома вместо того, что бы постоянно пытаться убрать негативные последствия строительства, о которых мы все прекрасно знаем? Дома, которые вырабатывают кислород, электроэнергию и чистую воду, дома, которые не противопоставляют себя природе! Я думаю, именно поэтому мне нравится быть архитектором – это позволяет мне находить решения, которые претворяются в жизнь и становятся реальностью не только для меня, но и для многих других людей.
Штаб-квартира компании Horten. Фото © Adam Mork

Архи.ру:
Вас не беспокоит, что ваши исследования и профессиональные секреты станут известны другим людям?

Каспер Йоргенсен:
Мы не делаем никакой тайны из своей работы. Конечно, неприятно, когда твой дизайн откровенно копируют, но наша философия и результаты исследований – вот они, пользуйтесь на здоровье! Я считаю, что архитектура проявляет себя с лучшей стороны, когда она создается для конкретного здания в конкретном месте. Но мы делимся всеми знаниями, что у нас есть. Если вы делитесь идеями, стратегией и методикой, все это окупается! Мы своим личным примером доказываем, как архитектура может выйти на уровень самодостаточности, и мы надеемся, что именно так мы помогаем строить лучшее будущее.
Штаб-квартира компании Horten. Фото © Adam Mõrk

Архи.ру:
Ваша идея самодостаточности – это ведь больше, чем просто «зеленая» или экологическая философия? Вы хотите сказать, что ценность такого здания увеличивается со временем?

Каспер Йоргенсен:
Именно так. Для меня здание – это организм, который становится частью «рукотворной экосистемы». Его можно, например, разобрать и встроить в другое здание – все это напоминает некий природный круговорот. Исходя из таких позитивных установок, мы сможем создавать архитектуру, которая отдает больше, чем забирает.

Архи.ру:
То есть Вы бы совсем перестали сносить старые здания?

Каспер Йоргенсен:
В идеале, старые здания нужно рассматривать как материал для новых зданий, которые возведут в будущем. Однако реальность такова, что многие компоненты современных зданий токсичны, и их нельзя использовать повторно. Но если мы начнем строить здания из «здоровых» материалов, мы сможем создавать сценарии, согласно которым снос здания – это не смерть, а рождение новой жизни! Ведь теперь здания строятся не так, как 20 лет назад или даже 10 лет назад. А завтра у людей будут уже совсем другие потребности. Через 10 лет строительные технологии также шагнут далеко вперед. Поэтому я думаю, что мы должны использовать все возможности, чтобы уже сегодня создавать оптимальную среду для будущего развития.

Архи.ру:
То есть, создавать среду для вечности?

Каспер Йоргенсен:
Не совсем так. Скорее, создавать среду для бесконечной эволюции.

Каспер Йоргенсен (Kasper Guldager Jørgensen) родился в 1976, окончил Архитектурный институт Южной Калифорнии (SCI-Arc) в 2004 и Школу архитектуры в Орхусе в 2005. Работал в бюро Henning Larsen Architects (2005–2006), в 2006 перешел в 3XN. Ныне он партнер бюро 3XN и руководит там отделом инноваций GXN, созданным в 2007.

Благодарим группу КНАУФ СНГ за помощь в подготовке интервью.
«Зеленая школа» в Копенгагене. Изображение предоставлено 3XN
«Зеленая школа» в Копенгагене. Изображение предоставлено 3XN
zooming
Green Solution House © 3XN

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Группа КНАУФ СНГ (KNAUF)

18 Апреля 2013

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Попечительский совет Политеха утвердил архитектурную...
Архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах в Москве, конкурс на разработку которой выиграли Massimiliano Fuksas Architettо и российское бюро SPEECH, утвердили на состоявшемся накануне заседании попечительского совета Политеха.
Дни КНАУФ в Красногорске
Репортаж о фестивале, организованном компанией КНАУФ в начале апреля: шоу, мастер-классах, дискуссиях, лекциях – в том числе выступлениях Фаршид Муссави и Каспера Йоргенсена и дискуссии о профессиональной миссии архитектора.
Пресса: Сергей Чобан: «Мы объявляем престижные архитектурные...
26 марта были подведены итоги международного конкурса на архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах. Победил совместный проект итальянского бюро Massimiliano Fuksas Architetto и российского архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов». Соавтор концепции Сергей Чобан рассказал Ольге Мамаевой о том, почему в России ненавидят современную архитектуру и что с этим делать.
Пресса: Алтарь справедливости
Подведены итоги конкурса на новое здание Политехнического музея. Выиграл Массимилиано Фуксас.
Пресса: На Воробьевых горах появится "айсберг"
Во вторник стала известна архитектурная судьба нового Музейно-просветительского центра Политеха и МГУ. Здание построят по совместному российско-итальянскому проекту. Так что скоро на Воробьевых горах появится "айсберг".
Пресса: Здание для Политеха и МГУ построят по проекту Massimiliano...
Победителем конкурса архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах стала компания Massimiliano Fuksas Architettо и российская мастерская SPEECH.
Победил синий кристалл
Сегодня объявлен победитель конкурса Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова. Победила команда «Massimiliano Fuksas Architetto» (Италия) и «Speech» (Россия). Архи.ру тоже подводит итоги игры, в которой наши читатели угадывали авторов конкурсных проектов: победителей семь, каждый из них получит в подарок русское издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя».
Шесть проектов для Политеха
Обнародованы шесть проектов здания Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова, разработанные шестью командами в рамках закрытого международного конкурса. Победителя объявят 26 марта, пока же организаторы соблюдают конфиденциальность. А мы предлагаем вам угадать авторов, скрывающихся под номерами. Победитель получит приз.
Группа КНАУФ 3 и 4 апреля впервые в России проводит...
О будущем архитектуры в контексте новых технологий расскажут архитекторы Сергей Чобан, Фаршид Муссави, Юрий Григорян, ректор МГСУ Валерий Теличенко и другие участники форума. Вас ждут конкурсы, призы и неформальное дружеское общение!
Пресса: У МГУ и Политеха появится просветительский центр
Фонд развития Политехнического музея объявил конкурс на разработку архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова. Новое здание расположится на Воробьевых горах рядом с фундаментальной библиотекой и вторым учебным корпусом МГУ.
Пресса: Политехнический музей выберет себе новое здание на...
Политехнический музей приступает к следующему этапу обновления: строительству нового здания на Воробьевых горах. Вместе с институтом «Стрелка» музей проведет конкурс на это здание и к апрелю выберет проект.
Пресса: Проект здания Политеха на Воробьевых горах выберут...
Проект нового Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова, который построят на Воробьевых горах рядом с фундаментальной библиотекой и учебным корпусом "Шуваловский", будет выбран в начале весны 2013 года, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы Политеха Елена Костюкова.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.