Архитектура для тонких людей

В то время как ЦСК «Гараж» демонстрирует свой новый павильон в Парке Горького, а Музей Булгакова – проект реконструкции, в прессе развернулись дискуссии о том, какой в принципе должна быть архитектура современных культурных центров и музеев. Об этих и других новостях прошедшей недели читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На этой неделе Сколково неожиданно сменило курс своей градостроительной политики: как сообщает RBC daily, это произошло после того, как куратор иннограда вице-премьер Владислав Сурков раскритиковал уже утвержденную концепцию развития российской «силиконовой долины». Ее ключевыми объектами, напомним, были два сверхдорогих здания – т.н.  «Купол» и «Скала». Сурков призвал отказаться от них и вообще не строить в иннограде ничего «нависающего» и «монументального». Сколковскую среду, по его мнению, должны создавать здания, «где людям уютно и интересно». Теперь управляющей компании предстоит за месяц придумать альтернативную концепцию.
zooming
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
zooming
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково

RBC daily уточняет, что на самом деле высокое начальство собиралось на совещание в сколковском Гиперкубе совсем по другому поводу – на повестке дня был проект развития сети инновационных культурных центров в регионах, который мы упоминали в прошлом обзоре, в контексте истории с музеем современного искусства в составе ГЦСИ. Напомним, что проект региональных центров с подачи того же Владислава Суркова в Минкультуры начали разрабатывать еще летом. Сегодня, как передает издание, уже определились первые три кандидата на возведение т.н. «домов новой культуры» – это Калуга, Первоуральск и остров Русский. Вместе с чиновниками градостроительные предложения обсудили и архитекторы. Так, по мнению Сергея Чобана, которого цитируют РИА Новости, «важное значение имеет сигнальный характер самой архитектуры – она должна быть узнаваемой в любом городе, по ней будут узнавать силуэт этого города». А Юрий Григорян заметил, что «вопрос не в том, чтобы построить пафосное здание, а в том, чтобы оно вызвало интерес и цепную реакцию, когда хорошую идею хочется украсть». Против пафоса и «авангардных задумок» выступил и вице-премьер Сурков. По его словам, здания культурных центров должны быть «сообщением совершенно другого уровня цивилизации, это должно быть сообщение для своих, для тонких людей, для тех, кто в этом заинтересован».

По мнению ряда экспертов, напомним, именно инициатива по созданию региональных культурных центров стала причиной отклонения проекта нового здания музея современного искусства при ГЦСИ. Так ли это, или чиновников действительно не устроило архитектурное и концептуальное решение в проекте Хазанова-Миндлина, но разговор о его реализации, по всей видимости, закрыт. Это еще раз подтвердили состоявшиеся в прошлую пятницу публичные слушания и следом за ними совещание в Минкультуры. Как пишет в «Артхронике» побывавшая на них Мария Семендяева, слушания очень скоро вылились в «помесь балагана с публичной поркой», в которой приняли участие члены рабочей группы при общественном совете Минкульта: «Выступления Сергея Кузнецова, Сергея  Капкова, Ольги Свибловой (в видеообращении), Антона Белова, Александра Мамута были посвящены тому, как непрофессионально и безвкусно сделан проект нового здания ГЦСИ и отличались друг от друга только степенью сарказма». На другой день дискуссия в том же стиле продолжилась в Министерстве культуры, сообщает тот же автор на страницах «Коммерсанта». Впрочем, хоть критики очевидно перегнули палку, проект и вправду устарел, считает Мария Семендяева, а главное, устарела позиция «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем», которая устраивала прежних чиновников Минкульта, но категорически не устраивает Владимира Мединского и его окружение.
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ © ПТАМ Хазанова

Впрочем, в Москве в ближайшее время все-таки станет одним инновационным музеем больше: на днях подвели итоги конкурса на лучшую концепцию развития музея Михаила Булгакова. Его будет модернизировать команда Ольги Москвиной из итальянской студии архитектора Габриеле Филиппини, пишут «Афиша» и «Московские новости». Музей писателя, как известно, занимает квартиру в доме №10 на Большой Садовой, в которой Булгаков жил в 20-е годы и которую  описал в своем бессмертном романе. Здесь на 250 кв. м. размещается и экспозиция, и архив, а на первом этаже того же дома – театр «Булгаковский дом». Итальянские архитекторы предложили объединить в единый музей-парк и квартиру, и театр, и территорию вокруг Патриарших прудов, и даже некоторые другие точки булгаковской Москвы . На Патриарших, например, согласно их проекту, появится плавучий театр, а в сквере рядом с домом № 10 – павильон для временных выставок. В самой же квартире, которая останется сердцем музея, частью экспозиции, помимо подлинных булгаковских вещей, станут произведения видеоарта, для создания которых итальянцы обещали пригласить самого Питера Гринуэя, сообщает журнал «Афиша».
zooming
Проект Музея Булгакова студии Габриеле Филиппини © Студия Габриеле Филиппини

О том, каким вообще в архитектурном плане может быть современный музей, в эфире радио «Эхо Москвы» на днях рассуждали директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина и профессор Жан Луи Коэн, куратор идущей сейчас в Москве выставки Ле Корбюзье. По мнению Ирины Коробьиной, лучшим выражением этой идеи в XX веке стал Музей Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта. Впрочем, по ее словам, музей не всегда обязан быть революционным по своему облику: швейцарец Петер Цумтор, например, показал, как обычное «коробочное» решение экспозиции может быть очень выразительным. Кстати, у самого московского музея архитектуры, оказывается, есть планы на строительство нового здания. Подробностей, правда, Ирина Коробьина пока не сообщила.

В столице, тем временем, мог бы появиться и еще один не менее эффектный музей – уникального инженерного сооружения, на которое специально приезжают посмотреть туристы со всего мира – Шуховской башни на Шаболовке. Однако до сих пор, как пишет «Московский комсомолец», нет денег не то, что на музей, но даже на консервацию памятника, который проржавел до аварийного состояния. На сегодняшний день, как отмечает газета, у башни три варианта дальнейшего существования. Первый – реставрация: верхнюю часть снимут вертолетами, 100-метровую нижнюю будут ремонтировать на месте, антенны ликвидируют. Второй –  консервация: башню заключат в специальный «саркофаг», внутри которого по-прежнему можно будет подниматься на смот ровую площадку. Третий – включение памятника в единый туристический маршрут между станциями метро «Шаболовская», «Ленинский проспект» и «Тульская», с созданием целого рекреационного квартала с подводным музеем нефти, газа и трубопроводного транспорта России. Впрочем, в первых двух более реалистичных вариантах все упирается в  госэкспертизу, которая никак не может согласовать проект реставрации, а значит бюджетные деньги для памятника по-прежнему недоступны.

Состояние еще целого ряда памятников –  ровесников шуховского гиперболоида – стало темой обзора журнала «Афиша». Речь о знаменитых рабочих клубах 1920-30-х гг., выстроенных по проектам Мельникова, Голосова, братьев Весниных. Особый интерес в связи с грядущей реставрацией вызывают два из них – это  ДК ЗИЛ, который в ближайшее время станет современным культурным центром, и ДК им. Русакова. Последний – знаменитый клуб-шестеренка с выступающими объемами трансформирующихся залов на фасаде – масштабную реставрацию будет переживать впервые. Как рассказал журналу режиссер Роман Виктюк, чей театр занимает здание, работы начнутся уже этой осенью. В ДК ЗИЛ, в свою очередь, к концу года приступят только к инженерной и историко-культурной экспертизе, сообщает «Афиша».
zooming
Проект павильона ЦСК «Гараж» в ЦПКиО им. Горького. Архитектор Шигеру Бан © Shigeru Ban Architects

Продолжая тему сохранения объектов конструктивизма, РИА Новости рассказывает о том, что три из 26-ти рабочих поселков в столице точно будут сохранены – т.н. «сносная комиссия» при правительстве Москвы рекомендовала сохранить жилые дома в поселках «Буденовский городок», «Дубровка» и «Погодинская». И это несмотря на то, что, по словам чиновников, стоимость реставрации кварталов будет сопоставима со строительством на их месте новых. Что будет с остальными памятниками, пока неясно.

Конструктивизм также стал героем новой выставки: «Коммерсант» рассказывает об экспозиции, посвященной архитектуре Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года и более поздним постройкам на территории парка. Символично, что об этой чрезвычайно увлекательной теме временных сооружений рассказывается в стенах нового павильона ЦСК «Гараж», который спроектировал всемирно известный японец Шигеру Бан. Строить он предпочитает из бумаги и картона – в варианте для ЦПКиО Шигеру Бан использовал бумажные трубы, образующие овальный объем зала высотой 6 метров и общей площадью 2 400 кв.м.

По соседству с Парком Горького весной будущего года появится еще одна интересная постройка – павильоны вернисажа на Крымской набережной, спроектированные архитекторами Евгением Ассом и Олегом Шапиро. На этой неделе окончательный внешний вид сооружений утвердила специальная рабочая группа. Как рассказывает «Афиша», всего их будет 14, объединенные волнообразной кровлей, они будут включать в себя как выставочные площади, так и помещения для хранения картин.

В скором времени преобразится и еще одна выставочная площадка Москвы, более всего известная архитекторам, – Дом на Брестской. Несмотря на строительные леса, уже много лет скрывающие вход в здание, тут регулярно проходят выставки и экспонируется макет Москвы. Как передают РИА Новости, группа «Техноком» готова взяться за это  сооружение и превратить его в современный многофункциональный центр. Для этого над существующим 4-этажным зданием будет надстроено восемь этажей, а на крыше устроят бассейн, сменяющийся в холодное время года рестораном.

И в завершение обзора – многообещающая новость для защитников наследия: Минкультуры подготовило пакет поправок в федеральное законодательство, которые должны покончить с застройкой охранных зон подмосковных памятников. В кадастр будут внесены все без исключения памятники, даже те, границы которых  не определены с помощью координат (как того требует с 2007 года федеральное законодательство), а просто словесно описаны, сообщает газета «Известия». Кроме того, региональные охранные органы намерены в суде добиваться сноса того, что уже успели построить. Речь, в частности, об объектах, построенных в границах таких памятников, как усадьба «Архангельское», Бородинское поле, Ново-Иерусалимский монастырь, Серпуховское городище и многие другие.

14 Октября 2012

Похожие статьи
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.