English version

Прообраз будущего сити

Когда-то по Северной улице проходила граница исторического Краснодара, сегодня же это практически центр города и одна из его основных транспортных магистралей. Однако пока что она лишена достойного архитектурного оформления и остается станично-деревенской. Архитекторы компании «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировали для центральной части этой улицы четыре офисные башни – и предложили градостроительную концепцию развития района.

mainImg
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

Согласно генплану, утвержденному еще Екатериной Великой, прилегающие к Северной улице территории разбиты на квадратные в плане и примерно одинаковые по площади кварталы, которые сегодня застроены хрущевками вперемешку с частными деревянными домами, школами и всевозможными сервисами. Больше всего этот район напоминает лоскутное одеяло (причем как в смысле архитектуры, так и с точки зрения вопросов собственности), и понятно, что для его «перекройки» нужна железная воля либо администрации города, либо даже администрации края. Пока что инвесторы выкупают у собственников небольшие участки земли, объединяют их и приглашают известных архитекторов для разработки проектов.

Так поступил и швейцарский инвестор PHI Group, который приобрел сразу четыре участка вдоль Северной улицы. И обратился к архитекторам компании «Сергей Киселев и Партнеры», зная об их опыте работы для Краснодара (недавно «СКиП» закончили строительство большого торгового центра «Галерея Краснодар» на пересечении Северной и Красной улиц). Одним из мотивов обращения к команде Сергея Киселева была, по словам инвестора, уверенность, что эти архитекторы могут сделать в Краснодаре «фасады европейского качества».

Перед архитекторами была поставлена задача спроектировать четыре офисные башни на участках, выстроенных вереницей вдоль улицы Северной вблизи ее пересечения с главной улицей города, Красной. Сложность же состояла в том, что участки расположены не рядом, а на расстоянии одного-двух миниатюрных кварталов друг от друга. 16-этажные здания поневоле будут выглядеть «одиночками» среди приземистой одно-двухэтажной застройки. Поэтому, проанализировав ситуацию, «Сергей Киселев и Партнеры» предложили заказчику, помимо четырех отдельных проектов, еще и градостроительную концепцию развития района. Ее суть – в том, чтобы, постепенно выкупая участки у владельцев, создать вдоль Северной «линейный урбанизированный центр». Иными словами, создать на этом месте ровный строй умеренно-высоких бизнес-центров вдоль линии улицы, своего рода городское Сити. Кроме того, комплексная концепция предполагает проектирование парадных въездов на улицу, создание транспортного дублера, новых скверов и кардинальное изменение функциональной программы. Впрочем, пока участки выкупить не удается; но проект четырех башен на Северной следует рассматривать как зародыш будущей урбанизации этой части центра города.

Офисная типология будущих объектов была предопределена – в городе катастрофически не хватает современных бизнес-центров. Поэтому несколько деловых комплексов, построенных на расстоянии квартала друг от друга, не только никого не смутят, но и будут рентабельны. Единственное пожелание, которое заказчик выдвинул к архитектуре будущих высоток, заключалось в стилистическом объединении объектов. Казалось бы, перед проектировщиками открываются невероятные перспективы работы в условиях ничем не ограниченной творческой свободы, но на самом деле это не так. Основным сдерживающим фактором стала сама улица Северная – до тех пор, пока концепция ее развития не утверждена, архитекторы вынуждены считаться не только с ныне существующими постройками, но и всеми гипотетически возможными. Так что свободный полет фантазии очень быстро обернулся искусным лавированием между рифами требований СНиПов.

Что можно построить на участке, который вплотную граничит с покосившимся деревянным особняком, снос которого в будущем скорее всего неизбежен? Много ли можно спроектировать, оказавшись лицом к лицу с неизвестным будущим контекстом? Увы, ответ будет отрицательным. Краснодар – город архитектурных контрастов, он состоит из пятен или даже полос очень разной застройки: небольшой фрагмент регулярного города периода историзма внезапно сменяется одноэтажной станицей, за которой вырастают панельные кварталы. Деревня-станица оказалась внутри города, и даже близко к центральным районам. С таким окружением нередко имели дело архитекторы XIX века, урбанизировавшие русские многие города, в то время больше похожие на деревни. И архитекторы «СКиП» решили руководствоваться принципами дореволюционной России. Которые гласят: «хочешь выйти на межу – делай брандмауэр; если нужны окна во всех фасадах – отойди на несколько саженей». Архитекторы сделали боковые стены всех зданий глухими, в расчете на то, что в будущем к ним могут быть пристроены новые здания, которые постепенно дополнят линию улицы – именно так, как это делалось в XIX веке.

Таким образом, как минимум два фасада у каждой из четырех башен получились глухими. А что такое глухой фасад у высотки? Огромная пустая плоскость, которую, конечно, нужно как-то маскировать или искусно декорировать. Словом, тут и всплыл вопрос о едином для четырех башен стиле оформления фасадов. Архитекторам предстояло найти образ, который с легкостью выдержит как использование на столь масштабных плоскостях, так и умножение на четыре.

Ответ на вопрос «как?» был найден достаточно быстро – на внешние плоскости стеклопакетов методом прямой печати было решено нанести декоративное монохромное изображение, а на бетонные панели глухих частей фасадов – тот же рисунок отображается  рельефом. Здание, таким образом, оказывается «завернутым» в орнамент, рисунок которого идентичен в разных материалах. 

А вот вопрос «что?», или на основе какой общей темы сделать рисунок – долгое время оставался открытым. В архиве мастерской сохранились десятки разных вариантов фасадного декора, отвергнутых авторами в поисках образа зданий: всевозможные фигуры, абстрактный рисунок, сочетания ярких цветов. Сергей Киселев вспоминает: на совещаниях с заказчиком, посвященных данному вопросу, постоянно фигурировала мысль о том, что в оформлении высоток нужно использовать какой-то общезначимый культурный символ, по которому нашу страну узнают за рубежом и который вызывает только положительные ассоциации. По аналогии со знаменитым московским комплексом «Авангард» Эрика Эгераата инвестор, глава PHI Group Питер Хензелер (Peter Haenseler), предложил ассоциировать башни с известными личностями. Выбор пал на композиторов. Великие русские композиторы, чьи сочинения исполняются во всех концертных залах мира, – чем не прекрасное продолжение аксиомы про «застывшую музыку»? Так родилась маркетинговая идея проекта: партитуры самых известных произведений четырех наиболее прославившихся композиторов – Чайковского, Прокофьева, Рахманинова и Шостаковича, – станут украшением фасадов новых офисных центров. Действительно, ноты – в меру простой и ненавязчивый, но при этом очень графичный, далекий от однообразия и монотонности рисунок. Издалека фасад, уподобленный гигантской нотной тетради, будет восприниматься абстрактно текстурным, что придаст ему желаемую визуальную легкость, а вблизи станет замысловатым пазлом для прохожих.

Четыре башни выстроятся цепочкой вдоль Северной улицы. «Чайковский-плаза», которая стоит чуть поодаль от основной группы зданий – это самый высокий из четырех проектируемых объектов, будущий лидер ансамбля. Она расположена строго по линии существующей застройки (зданий средней школы и сооружений военного училища, выходящих на Северную) и имеет очень стройный и графичный силуэт, призванный работать как новый городской ориентир. Объем этой башни состоит из нескольких пластин разной высоты (от 15 до 23 этажей), «сросшихся» друг с другом и прикрытых сверху бетонным козырьком на ножках, под которым на крыше задумана смотровая площадка. Козырек – своеобразная пергола: сверху прорезано прямоугольное отверстие, превращающее его в большую раму для рассматривания неба. Надо сказать, что эту форму можно признать до некоторой степени контекстуальной для южного города Краснодара – похожие конструкции здесь можно увидеть, например, на крышах жилых домов комплекса Дома книги на улице Красной. Здание «СКиП», таким образом, подхватывает тему, характерную для модернистской застройки города 1970-х.

Три других здания комплекса меньше по высоте – максимум 15 этажей, – и не столь устремлены вверх, их объемы компактнее. В сущности, они представляют собой различные варианты компоновки остекленных и глухих поверхностей в зависимости от характера окружающей застройки. Так, «Рахманинов-плаза» – это объем с перепадами по высоте на 6-м и 13-м этажах, в результате чего образуются три разновысоких ризалита. «Шостакович-плаза», в силу тех же объективных градостроительных причин, обращен к Северное улице ступенчатым фасадом. А «Прокофьев-плаза» – это и вовсе композиция из двух отдельно стоящих разноэтажных объемов, один из которых 16-этажный, а второй – одноэтажный, занимает южную часть и формирует с первым небольшой внутренний двор.

Эти небольшие различия не уменьшают очевидного сходства между зданиями. Сходства, которое определено общей простотой и графичностью решения. Все башни составлены из простых прямоугольных форм – сдержанность, по нашим временам почти немыслимая (ни одного изгиба!) и потому не лишенная оттенка благородства. И все они сплошь покрыты орнаментом – потому что ноты в данном случае это, конечно, не партитура, а разновидность «говорящего» декора сродни фасадам, покрытым надписями или цифрами. Рисунок-ковер скрывает этажи, акцентирует основные плоскости и массы – но одновременно развеществляет объемы, делая легкими и графичными. Если это начало краснодарского Сити, то оно может стать достаточно изысканным.

Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Чайковский-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Шостакович-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Прокофьев-плаза. 3D визуализация офисного пространства
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар. Рахманинов-плаза
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Проект:
Комплекс офисных зданий на улице Северная, г. Краснодар
Россия, Краснодар, улица Северная, вл. 269/2, 374, 396, 412-414,

Авторский коллектив:
Архитекторы: Киселев С.Б., Лабутин В.С., Добрев А.И., Петрова Д.Д., Хайкина Н.М., Шилова А. Г., инженер Браславский Ю.И.

2008 — 2009

«Чайковски плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.269/2, Заказчик ООО «Кэпитал Инвест»
«Шостакович плаза» – офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.374 , Заказчик ООО «Сити групп»
«Рахманинов плаза»- офисное здание по адресу: РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.396, Заказчик ООО «Юг Инвест»
«Прокофьев плаза»- офисное здание по адресу : РФ, г.Краснодар, ул.Северная, вл.412-414, Заказчик ООО «Вест Групп»

26 Октября 2009

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.