Ориентир для архитектуры – ландшафт

Образовательный центр СМАРТ в Лорийской области Армении по проекту ливанского бюро Studio Paul Kaloustian.

Автор текста:
Тигран Арутюнян

29 Декабря 2018
mainImg
В декабре 2018-го The Economist назвал Армению страной года, ссылаясь, естественно, на яркие политические перемены в стране – «революцию любви». В тот же день куратором венецианской архитектурной биеннале–2020 был назначен ливанский архитектор Хашим Саркис. Для обеих стран это по-своему беспрецедентные события, которые вывели их на первые полосы СМИ. И между этими, казалось бы, ничем не связанными эпизодами можно проследить своеобразную метафорическую связь: самым важным архитектурным событием года в Армении стал реализованный проект архитектора из Ливана.

В мае этого года в Лорийской области на севере страны открылся образовательный центр СМАРТ. Важный, даже уникальный факт, который понятным образом оказался в тени политических перемен, с которыми новое учреждение, конечно, никак не связано: его здание начали строить еще в 2016. Зарубежные благотворительные фонды, основанные в ответ на существующую в стране социально-экономической ситуацию, создают современные образовательные центры, которые становятся локальными катализаторами обновления общественной инфраструктуры. Архитектура в этом контексте служит для этих преобразований важным инструментом.

Идея открытия центра принадлежит американскому бизнесмену армянского происхождения Гаро Армену. В 2003 он основал благотворительный фонд «Дети Армении», основная цель которого – содействие развитию сельских поселений в стране, привлекая высокие технологии, прогрессивные образовательные методы и т.д. Центр СМАРТ в Лорийской области стал кульминацией в многолетней истории внешкольных образовательных программ фонда. Это первый реализованный фондом «Дети Армении» проект постройки «с нуля». До этого организацией были открыты множество центров – но все они располагались в отремонтированных зданиях детских садов, школ и других объектов социальной инфраструктуры.

Центр СМАРТ по проекту ливанского бюро Поля Калустяна расположен в нетронутых живописных горных ландшафтах Лорийской области. Место строительства было выбрано так, чтобы центр мог равномерно обслуживать как минимум шесть сел (Дсех, Дебет, Егегнут, Вахагни, Дзорагюх, Чкалов) в диаметре 10 километров.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite


Лорийская область – одна из самых проблемных в экономическом плане, отток населения оттуда считается одним из самых высоких в Армении. Мысль об открытии центра СМАРТ связана в том числе и с решением этой задачи – в перспективе остановить отток населения, найдя способы для продуктивной деятельности жителей в родной местности.

Смелое решение здания связано с оптимистичным взглядом автора проекта, Поля Калустяна, на будущее: новое поколение должно гордится не только прошлым и демонстрировать не только эту гордость; молодежь не должна смотреть только назад, только на средневековые церкви. Подход этот – явно модернистский, особенно на фоне общей картины постсоветской армянской архитектуры, сделавшей своим новым «проектом» развитие и реорганизацию парадигм прошлых веков (эта позиция, заметим, характерна не только для Армении, но и для многих других бывших республик СССР).

В основе идеи проекта лежит природа и даруемое ею вдохновение. Калустян стремился построить здание, которое будет восприниматься как часть ландшафта, органично с ним сосуществовать. Поэтому он сознательно отдал архитектуре второстепенную, фоновую роль, она «работает» для природы, а сама природа становится, по его словам, ориентиром для здания.

Ось проекта – большой двор площадью 7500 м2; его окольцевало здание центра СМАРТ площадью 3700 м2. Это одноэтажная постройка, которая повторяет контур рельефа. Ее ленточная структура, как щупальца осьминога, стекает по ландшафту, создавая извилистую ленту-дорожку вокруг огромного внутреннего двора.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian


Изнутри здания, за прозрачным стеклом, она воспринимается как продолжение интерьера, стирая все визуальные границы между зданием и природой.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite

Подход, характерный для японского минимализма, – вовлечь природу в здание. А сама эстетика минимализма тут приобретает более вольные проявления, отчасти напоминая некоторые постройки SANAA.

Тонкая пластика постройки стремится к невесомости. Изгибы формы, по мнению автора, никогда не раскрывают пространство полностью, создавая специфическое ощущение таинственности. Одновременно перетекающее пространство без жестких функциональных и пространственных границ подчеркивает тему свободы как основы образования. Это создает также чувство общности и активного диалога.

Основная часть здания – открытое IT-пространство. В его крыльях без дополнительных границ размещены студии, библиотека, вестибюль, выставочное пространство, зрительный зал. Все они выходят во двор, и здание в целом воспринимается как непрерывный цикл образовательной программы.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite

Центр СМАРТ стремится быть вовлеченным в физический и ментальный ландшафт. Его архитектура изначально ставит вопрос о привязанности к своей земле местных жителей, об инструменте, который укрепил бы связь людей с малой родиной. Его архитектура – это альтернативный подход к конструированию связи с местностью. Новый жест, новый вызов: как создать современными методами локальную идентичность, а не просто механически повторить формы прошлого, формально подчиняясь контексту? Во главу угла ставится природа и абсолютно новый для этого района эстетический язык, который, однако, стремится быть не чужеродным, а аутентичным.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite
Центр СМАРТ в Лорийской области © Ieva Saudargaite

Центр СМАРТ задуман как самый прогрессивный способ развития сообществ в Армении. В дальнейшем фонд намеревается создать по подобному центру в каждой области страны.

Схема появления значимых зданий в современной Армении уже утвердилась: инвестор из диаспоры создает благотворительный фонд, а при нем – центр c современной архитектурой. Это не первый случай основания образовательного центра, более того, не первый с участием ливанского архитектора (достаточно вспомнить разработанные Бернаром Хури проекты ТУМО в разных городах Армении). Гаро Армен видит потенциал Армении в образовании, в знаниях. По его мысли, жители сельской местности не должны быть изолированы от мира.

Несмотря на то, что в силу разных причин Армения в этом году не участвовала в архитектурной биеннале в Венеции, проект Поля Калустяна вполне соответствует повестке этой международной выставки и дает своей функцией и философией большой потенциал для развития Лорийской области. За прошедшие с момента открытия полгода местное население очень полюбило новое здание. Эта постройка стала там настоящей достопримечательностью не только в физическом, но и в общественном плане.
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian
Центр СМАРТ в Лорийской области © Studio Paul Kaloustian


29 Декабря 2018

Автор текста:

Тигран Арутюнян
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.