Общение с писателем, а не с его вещами

Дом-музей Уильяма Сарояна в Калифорнии: проект ереванского бюро «Сторакет» и фотографа Карена Мирзояна.

Автор текста:
Тигран Арутюнян

04 Октября 2018
mainImg
Дом-музей крупного американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна открылся в калифорнийском городе Фресно 31 августа 2018 года, в день 110-летия со момента рождения этого автора новелл, пьес, киносценариев, автобиографических книг.
Фото © Intellectual Renaissance
Фресно – родной город Сарояна, здесь он родился и здесь же окончил свои дни. Открытие музея стало беспрецедентным событием для армянской культуры. Это отнюдь не преувеличение, поскольку редки случаи, когда Армения как страна вовлекается в реализацию культурного проекта с амбициями международного масштаба. Музей был открыт в доме номер 2729 по улице Уэст-Гриффит-уэй, где писатель провел последние семнадцать лет жизни и где он создал десять своих произведений.
Фото © Intellectual Renaissance
Дом Сарояна включен в реестр памятников города Фресно как объект культурного наследия, однако с архитектурной точки зрения ничего выдающегося он собой не представляет: это покрытая бежевой штукатуркой одноэтажная каркасная постройка середины 1960-х общей площадью 110 м2. В 2015 дом был выставлен на аукцион, и его приобрел ереванский фонд Intellectual Renaissance, основатель которого – российский медиамагнат Артур Джанибекян. Его намерением было превратить дом в музей литератора, однако в тот момент здание находилось в плохом состоянии.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
После смерти Уильяма Сарояна там сменилось несколько хозяев, и никаких следов писателя в доме уже не осталось. Поэтому главной целью фонда стало воссоздание там «сарояновского» содержания. Для реализации этой идеи был проведен конкурс, к участию в котором пригласили пять ереванских архитектурных бюро. Жестких рамок в задании конкурса не было: в концепции будущего музея во главу угла ставилось лишь общение посетителей не с вещами Сарояна, а с самим писателем. Такая позиция сразу подразумевала высокотехнологическое наполнение будущего музея.

Победителем конкурса стала мастерская «Сторакет», которая разработала проект музея совместно с фотографом Кареном Мирзояном, основателем Mirzoyan Library в Ереване. Этот проект, обозначенный авторами как digital reproduction, «цифровое воссоздание», направлен на создание целостного образа Уильяма Сарояна, не делая акцент исключительно на его творчестве, но освещая разные стороны его личности, уделяя особое внимание его жизненным увлечениям. Первое посещение дома произвело на авторов сильное впечатление: они ощутили пустоту от заброшенности дома и от отсутствия там всяких следов писателя.
zooming
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
zooming
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
zooming
Фото: Карен Мирзоян © Intellectual Renaissance
Воссоздавая в этом пространстве ощущение присутствия своего героя, авторы начали с подробного изучения его личности. В процессе исследования они обнаружили неизвестные факты его биографии, и так Уильям Сароян во многом стал для них открытием. Свое восприятие и переживание дома и личности писателя авторы привнесли в концепцию будущего музея, предложив создать там пространство, где посетитель шаг за шагом раскрывал бы для себя Сарояна во всех его ипостасях.

Поскольку дом имеет статус памятника, его экстерьер оставили без изменений, а вот внутреннее пространство – полностью преобразовали. Во входной части помещен 3D-логотип, который меняется каждый день. Далее, справа от входа, находится стойка администратора и холл с сувенирной лавкой, где продаются камушки, которые расположены на стенде в форме шахматной доски. Это отсылка к тому факту, что Сароян был коллекционером камней: путешествуя по миру, писатель брал на память с собой камни из разных стран и областей. Копии этих камней были напечатаны на 3D-принтере.
Фото © Intellectual Renaissance
Главный зал затенен. Экспозиция там образована четырьмя стенами-инсталляциями, где показаны разные аспекты жизни и творчества писателя. При входе поставлена интерактивная фото-стена, которая реагирует на движение посетителя: вслед за ним по ее поверхности перемещается освещенное пятно, позволяющее разглядеть выставленные на ней фотографии, которые охватывают весь жизненный путь литератора.
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
Фото © Intellectual Renaissance
К фото-стене примыкает видео-стена, где демонстрируются документальные и художественные фильмы, посвященные Уильяму Сарояну.
Фото © Intellectual Renaissance
Напротив фото-стены помещена стеклянная стена, где собрана графика, в том числе акварели, авторства самого Сарояна. По воспоминаниям, он почти каждый день что-то рисовал. Многие рисунки были воссозданы, поскольку они не дошли до наших дней. Четвертая стена занята обложками книг Уильяма Сарояна на разных языках.
Фото © Intellectual Renaissance
После основного зала маршрут осмотра приводит в комнату/нишу, где с помощью голограммы можно увидеть и услышать монолог Сарояна. В дальнейшем авторы намереваются даже создать искусственный интеллект писателя, чтобы посетители музея смогли с ним общаться.
Фото © Intellectual Renaissance
В музее есть также и небольшой научный центр, где всем желающим доступен оцифрованный архив Сарояна.

Писатель завещал свой дом учащимся и ученым как исследовательский центр, в том числе и для устройства музея. Целевая аудитория созданного бюро «Сторакет» и Кареном Мирзояном учреждения культуры – школьники. Яркость и ясность выбранных ими форм вполне соответствуют этой задаче. Получившийся музей – увлекательное воссоздание того, чего здесь раньше и не было. Это музей писателя в его собственном доме, а не классический дом-музей. И отсутствие личных вещей Уильяма Сарояна скорее способствовало реализации этой идеи, нежели стало для нее препятствием, поскольку фонд изначально намеревался создать музей совсем не банальной коллекции личных вещей писателя: акцент был сделан на цифровом воссоздании всей профессиональной и личной истории Сарояна.

04 Октября 2018

Автор текста:

Тигран Арутюнян
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.