Без излишеств

Монастырь Санта-Каталина де Сиена в провинции Валенсия по проекту Педро Эрнандеса Лопеса и Hernández Arquitectos.

Автор текста:
Ольга Назарова

01 Апреля 2015
mainImg
Католическая церковь – институт хоть и древний, но обладающий колоссальными адаптивными механизмами, которые позволяют ему каждую эпоху сделать своей – своей во всех отношениях, в том числе и в отношении архитектуры. Современной католической архитектуре легко быть современной, не вступая в конфликт с традицией. И хотя Церковь уже много столетий назад перестала быть главными заказчиком и потребителем архитектуры, храмы и монастыри продолжают возводиться, и церковное строительство XX–XXI веков – это обширная и увлекательная глава в истории современного зодчества.
 
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

На первый взгляд, новый монастырь Св. Екатерины Сиенской в городе Патерна в провинции Валенсия, построенный взамен обветшавшей старой обители для доминиканских монахинь представляется вполне неомодернистской постройкой: минимализм, продуманная геометрия лаконичных объемов, обширные остекленные поверхности, асимметричное расположение проемов на фасадах, изысканное распределение световых потоков, использование бетона и других «новых» материалов. Минималистична – и оттого «современна» – даже ландшафтная композиция клуатра.
 
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

В то же время, в решении этого нового монастыря нет ничего нового или лишнего по сравнению с изначальной концепцией и практикой доминиканской архитектуры, сформировавшейся в XIII в., когда доминиканцы, сосредоточив в своих руках достаточно средств, развернули обширное строительство сначала в итальянских городах, а затем и в других землях.
 
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

Свою архитектурную концепцию доминиканцы, один из первых нищенствующих орденов, позаимствовали у аскетичных и ригористичных цистерцианцев. Главной чертой ее был радикальный минимализм, требующий отказа от любых излишеств (superflui), будь то неоправданное укрупнение размеров зданий, использование там, где можно обойтись без них, сводов, а также дорогостоящих напольных облицовок, витражей, роскошной литургической утвари и священнических одеяний и т.д. И хотя впоследствии каждый из этих принципов по отдельности неоднократно нарушался, общий дух пуризма старались сохранять.
 
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

Ни этот дух, ни образ жизни доминиканского монашества за 800 лет радикальных изменений не претерпели. Поэтому в XXI веке структура монастырского плана осталась прежней: тот же набор помещений: т. н. дневные – церковь, окруженный административными помещениями клуатр, рефекторий (трапезная), библиотека, и ночные – то есть дормиторий, состоящий из индивидуальных келий. В XIII в. эти принципы воплощались в формах готики, и, как и тогда, в плане современного монастыря отсутствуют криволинейные очертания.
 
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

В условиях запрета на декор главным одухотворяющим началом архитектуры доминиканского ордена стал свет. В Валенсии прямоугольные разрезы окон в церкви заставляют его ложится ровными прямоугольниками на белоснежный потолок, пространство наполняется рефлексами, отраженными полированными мраморами полов и стеклянными поверхностями.
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo

Избегнув историзма и цитирования, архитектор Педро Эрнандес Лопес и его бюро Hernández Arquitectos очень точно воссоздали исконный дух доминиканской архитектуры: пустоту и чистоту, в которой протекает созерцательная жизнь современных монахинь, эту жизнь без излишеств.
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © German Cabo
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos
Королевский монастырь Санта-Каталина де Сиена © Hernández Arquitectos


01 Апреля 2015

Автор текста:

Ольга Назарова
comments powered by HyperComments
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Пресса: Herzog & de Meuron возведут придорожную церковь – первую...
Вместо заправки и ресторана — придорожный храм, спроектированный не кем-нибудь, а Herzog & de Meuron. Расположена церковь будет в кантоне Граубюнден на скоростной межрегиональной автомагистрали A13 близ города Андеер, ведущей в сторону перевала Сан-Бернардино, важнейшего транспортного узла в Альпах.
Пресса: Храму святой Екатерины – быть?
В Свердловской области не утихают дискуссии по поводу проекта грандиозного 66-метрового сооружения. Храм святой Екатерины планируют построить к 2023 году, когда будет отмечаться 300-летие Екатеринбурга.
Пресса: Высота — 66 метров
Свердловский минстрой показал окончательный проект храма Святой Екатерины в Екатеринбурге.
Открывшись небу
Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Пресса: Часовня из 28 “деревьев” в Нагасаки
Японский архитектор Ю Момоеда построил небольшую часовню “Агри” в Нагасаки, вдохновившись фрактальной геометрией и близлежащим национальным парком.
Пресса: "Минск — великий европейский город 20-го века". Архитектор...
Цзывай Со (Tszwai So) — британский архитектор родом из Гонконга. В 2016-м он закончил строительство белорусской грекокатолической церкви в Лондоне, прихожанином которой стал сам. Чем его привлекла история и архитектура Беларуси, зачем он начал осваивать «мову», что удивляет британцев, которые просят об экскурсии по церкви, и чему Лондон может поучиться у Минска, Цзывай Со рассказал в интервью TUT.BY.
Пресса: Удобно, как дома: 5 мыслей о том, каким должен быть современный...
Тридцать лет назад в России возродилась профессия церковного архитектора – в СССР был впервые построен новый храм. Каждый год Русская Церковь открывает почти 1,5 тысячи храмов. Что происходит с современной церковной архитектурой, каким должен быть храм сегодня и станет ли он шедевром, рассказывает заслуженный архитектор России, член-корреспондент Международной академии архитектуры, председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов.
Пресса: Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный...
Президент РФ Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный центр, расположенный на набережной Бранли в историческом центре Парижа. Главу российского государства встретили автор архитектурного проекта, французский зодчий Жан-Мишель Вильмот, мэр Парижа Анн Идальго и руководители столичного региона.
Пресса: Российский архитектор спроектировал православный...
Под Берлином завершилось десятилетнее строительство мужского монастыря в честь святого Георгия Победоносца, возведенного по заказу Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви, сообщает Archdaily.
Знание и свет
Катарский факультет исламоведения и мечеть «Города образования» близ Дохи по проекту бюро Mangera Yvars Architects.
Пресса: Архитектор Храма на воде представит новый проект...
Архитектор, автор скандального проекта строительства собора Святой Екатерины на городском пруду в центре Екатеринбурга Михаил Голобородский в скором времени представит обновленный эскиз так называемого Храма на воде. Об этом он сообщил «URA.RU» в понедельник, 10 апреля, комментируя акцию «Обними пруд», прошедшую в минувшие выходные.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.