Католическая церковь – институт хоть и древний, но обладающий колоссальными адаптивными механизмами, которые позволяют ему каждую эпоху сделать своей – своей во всех отношениях, в том числе и в отношении архитектуры. Современной католической архитектуре легко быть современной, не вступая в конфликт с традицией. И хотя Церковь уже много столетий назад перестала быть главными заказчиком и потребителем архитектуры, храмы и монастыри продолжают возводиться, и церковное строительство XX–XXI веков – это обширная и увлекательная глава в истории современного зодчества.
На первый взгляд, новый монастырь Св. Екатерины Сиенской в городе Патерна в провинции Валенсия, построенный взамен обветшавшей старой обители для доминиканских монахинь представляется вполне неомодернистской постройкой: минимализм, продуманная геометрия лаконичных объемов, обширные остекленные поверхности, асимметричное расположение проемов на фасадах, изысканное распределение световых потоков, использование бетона и других «новых» материалов. Минималистична – и оттого «современна» – даже ландшафтная композиция клуатра.
В то же время, в решении этого нового монастыря нет ничего нового или лишнего по сравнению с изначальной концепцией и практикой доминиканской архитектуры, сформировавшейся в XIII в., когда доминиканцы, сосредоточив в своих руках достаточно средств, развернули обширное строительство сначала в итальянских городах, а затем и в других землях.
Свою архитектурную концепцию доминиканцы, один из первых нищенствующих орденов, позаимствовали у аскетичных и ригористичных цистерцианцев. Главной чертой ее был радикальный минимализм, требующий отказа от любых излишеств (superflui), будь то неоправданное укрупнение размеров зданий, использование там, где можно обойтись без них, сводов, а также дорогостоящих напольных облицовок, витражей, роскошной литургической утвари и священнических одеяний и т.д. И хотя впоследствии каждый из этих принципов по отдельности неоднократно нарушался, общий дух пуризма старались сохранять.
Ни этот дух, ни образ жизни доминиканского монашества за 800 лет радикальных изменений не претерпели. Поэтому в XXI веке структура монастырского плана осталась прежней: тот же набор помещений: т. н. дневные – церковь, окруженный административными помещениями клуатр, рефекторий (трапезная), библиотека, и ночные – то есть дормиторий, состоящий из индивидуальных келий. В XIII в. эти принципы воплощались в формах готики, и, как и тогда, в плане современного монастыря отсутствуют криволинейные очертания.
В условиях запрета на декор главным одухотворяющим началом архитектуры доминиканского ордена стал свет. В Валенсии прямоугольные разрезы окон в церкви заставляют его ложится ровными прямоугольниками на белоснежный потолок, пространство наполняется рефлексами, отраженными полированными мраморами полов и стеклянными поверхностями.
Избегнув историзма и цитирования, архитектор Педро Эрнандес Лопес и его бюро Hernández Arquitectos очень точно воссоздали исконный дух доминиканской архитектуры: пустоту и чистоту, в которой протекает созерцательная жизнь современных монахинь, эту жизнь без излишеств.