Про100 вестник

Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»

mainImg

Юбилей получился торжественный и сложносочиненный. К выходу сотого номера (а цифра безусловно внушает уважение) главный редактор журнала Дмитрий Фесенко приурочил публикацию своей книги «Фасад/Разрез», посвященной архитектуре двух последних десятилетий и включающей в себя множество статей, интервью, размышлений человека, по долгу службы пристально наблюдавшего процесс становления и развития современной российской архитектуры. Книга концентрирует в себе все те идеи, что были высказаны на страницах журнала за эти годы и представляет некий экстракт всего отслеженного процесса. Надо сказать, что эта книга получилась самой массивной из всех изданий, осуществленных в последние годы с целью резюмировать итоги полутора прошедших десятилетий. Тексты статей Дмитрий Фесенко в ней перемежаются с каталогом избранных построек – тех, которые автор счел самыми показательными – около 70 работ с 1992 по 2007, которые являют собой «фасад» постсоветской архитектурной истории. Плюс к ним более 200 проектов составляют ее background.

Избранные здания – их сравнительно немного, а состав надо видимо понимать как окончательный «выбор «Архитектурного вестника» – составили приблизительно третью часть праздничной выставки в Белом зале ЦДА (выставка открыта до 17 марта), устроенной с помощью мастерской-таф Александра Ермолаева. На стендах постройки показаны парами. Пары, судя по всему, построены хронологически и представляют из себя временные срезы, обнаруживая работу журналиста-историка, занятого летописанием. Сочетания же тяготеют к контрасту: дом Ильи Уткина в Левшинском, например, соседствует со «Стольником» группы  «А-Б» – в городе они действительно соседи, а стилистически скорее противоположны. Ресторан «95 градусов» Александра Бродского оказался в паре с «Патриархом» Сергея Ткаченко – эти уж никак не соседи. Храму Христа Спасителя в версии Михаила Посохина достался в пару нижегородский банк «Гарантия» А. Харитонова и Е. Пестова.

Другую часть выставки составляет подробная история журнала, который начался в 1992 году, подхватив эстафету в бозе почившей «Архитектуры СССР», где будущий главный редактор «АВ» Дмитрий Фесенко в 1991 г. работал младшим научным сотрудником. Первый номер «Архитектурного вестника» был выпущен в виде похожего на газету листка «третьего формата», и практически полностью собственноручно сделан Дмитрием Фесенко. Вскоре в «АВ» пришел Андрей Гозак, который был главным художником все той же «Архитектуры СССР», и таким образом «листок» превратился в журнал, но унаследовал стилистику предшественника. С момента своего создания журнал существовал на средства архитекторов, которые когда-то скидывались «с миру по нитке», а впоследствии вошли в Попечительский совет.

Торжественной части предшествовал брифинг, в котором участвовали: архитектор Александр Асадов, основатель и главный редактор журнала Дмитрий Фесенко, вице-президент Союза московских архитекторов Андрей Таранов, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. Ближе к концу подошел Михаил Посохин.
Присутствующие живо обсудили историю становления журнала; Александр Асадов вспомнил о том, что последний номер «Архитектуры СССР» был посвящен той мастерской, где он тогда работал вместе с Михаилом Хазановым. Михаил Посохин заметил, что журнал всегда отличался независимостью и объективностью суждений.
А Дмитрий Фесенко подчеркнул, что у издания нет вкусовых пристрастий, то есть лично у редактора они, безусловно, есть, и не в пользу классики, однако несколько номеров подряд были посвящены неоклассике, в частности, работам Уткина и Филиппова. Сейчас архитектурных журналов много, и это уже не те времена, что в эпоху монополии «Архитектуры СССР», приходится бороться за читателя и держать марку. Сложившийся в этих условиях стиль подачи материала Дмитрий Фесенко определил как научно-исследовательский.

Юбилейный вечер блестяще вел журналист телеканала Культура Владислав Флярковский, который, как оказалось, когда-то неудачно поступал в МАрхИ. Церемонию почтили своим присутствием многие известные архитекторы и даже представители других профессиональных изданий.

Во время вечера был подведен еще один итог – наградили победителей конкурса «Про100 дом», объявленного журналом в преддверии выхода юбилейного номера. Дмитрий Фесенко признался, что у многих были серьезные опасения в проведении такого чисто концептуального конкурса на идею, где участникам предстояло найти архитектурно-пространственное решение некоего умозрительного дома 100. Ставя задачу из области чистой архитектурной фантазии, организаторы имели перед глазами опыт «бумажников» 1980-х, а что видят сегодня молодое поколение кроме чисто коммерческой выгоды, проектируя конкретные дома для конкретных заказчиков? Чтобы вытянуть молодежь из заколдованного круга коммерции и дать спасательный ориентир, авторы конкурса подбросили лингвистическую приманку – использовать цифру 100 в любых ассоциациях, и, может быть, сначала придумать оригинальное название, а уж потом плясать от него к концептуальному проекту.

Результаты воодушевили членов жюри Александра Асадова, Сергея Скуратова, Владимира Юдинцева, Дмитрия Фесенко и Андрея Иванова. Всего было прислано около 60 работ, до окончательного голосования дошли 17. Кураторы разделили все проекты на три группы – реальные дома или дома сами по себе, средовые дома и все остальное: дома-анекдоты, денежные, из воды, льда, водки, историософские и математические дома и пр. В итоге первое место единодушно было отдано самому гуманистическому проекту (Е. Галактионова, А. Леонов, Г. Витков, С. Васильева – Москва) «Про100сторный дом непро100го человека», абсолютно свободный внутри от привычных перегородок и мебели, дом, заключающий в себе целый мир для ограниченного в передвижении человека. Все предметы могут быть убраны «в потолок», появляясь в той зоне, где они нужны, дабы не препятствовать свободе перемещения хозяина.

Вторую премию получил проект «Шеарим», подкупивший жюри тонким, загадочным, философским подтекстом (Л. Ланцман - Москва). Контррельеф символически изображает дом 100 ворот – так переводится название иерусалимского квартала «Меа Шеарим». Третью премию получил «Пус100й дом. Галерея современного искусства» (У. Пургина, Ю. Арзамасова – Челябинск) за идею заполнения дыр между стандартными многоэтажками арт - пространствами. Еще одна третья премия была отдана проекту «Сотка» как лидеру «средовой группы», предлагающему новый тип «усадебно-небоскребных дач», умещающихся в пределах традиционных 6 соток.

Как пояснили организаторы, сначала они хотели дать всего 4 приза, но новые возможности сайта «АВ» позволили за последние две недели выбрать пятый проект по результатам интернет голосования. Приз зрительских симпатий увезли в Самару представители «Группы 213», придумавшие проект «Про100дом Про100» в виде 100 не лишенных остроумия картинок разных авторов на тему, каким каждый из них представляет себе этот про100 дом.

Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник». Фотографии Юлии Тарабариной и Натальи Коряковской
Стены Белого зала были посвящены истории журнала. Справа - первый номер 1992 года
Ведущий торжественного вечера в честь «Архитектурного вестника» Владислав Флярковский сравнил журнал с метром, измеряющим архитектурную действительность
Молодежная инсценировка, посвященная мастерам авангарда
Первая премия. Галактионова Евгения, Леонов Александр, Витков Глеб, Васильева Светлана (Москва). Проект «Просторный дом непростого человека»
Вторая премия. Ланцман Леонид (Москва). Проект «ШЕАРИМ»
Третья премия. Пургина Ульяна, Арзамасова Юлия (Челябинск). Проект «Пустой дом. Галерея современного искусства»
Третья премия. Неботов Сергей, Угловская Елена (Москва). Проект «Сотка»
Лидер интернет-голосования. Колоярская Лидия, Емонтаев Михаил, Власенко Ольга, Растебина Светлана, Масталерж Наталья, Знает Алексей, Малышева Елена, Александров Александр, Апарин Игорь, Рычкова Анастия, Сидяков Григорий, Федулов Антон (Самара). Проект «Просто дом про сто»

13 Марта 2008

Про100 вестник
Вчера в Доме архитектора прошел юбилейный вечер, посвященный выходу в свет сотого номера старейшего российского архитектурного журнала новейшего времени, который без сомнения сейчас можно назвать одним из ведущих профессиональных изданий, «Архитектурного вестника»
Пресса: Про100дом как индикатор состояния безбашенности?
С возра100м становишься о100рожным. Признаюсь, придумав сугубо концептуальный архитектурный конкурс в эпоху «констръюмеризма» (см. Колонку АИ в «АВ» 2007, №2), я не очень верил в его успех. Мы рисковали. Понятно, что жизненный мир молодого архитектора конца нулевых радикально отличается от мира начала 1980-х, на кои пришелся расцвет российской бумажной архитектуры. Способны ли мозги нынешнего выпускника архвуза, с первого дня требующего зарплату в несколько раз больше зарплаты его профессора, развернуться в сторону чистой архитектурной фантазии? Найдется ли достаточное для успешного конкурса количество таких безбашенных, кто готов потратить время на выдумывание не дома для определенного заказчика за определенные деньги, но некоего «дома вообще» с вознаграждением весьма вероятностным?
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.