при поддержке
компании
Технология Kalzip на уникальной большепролетной арке Лахта-центра
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба в мире
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Реклама
Лахта Центр – проект хорошо известный, если не сказать нашумевший. Его строительство было формально завершено в конце 2018 года, но работы по благоустройству территории и отделке интерьеров все еще продолжаются параллельно тому, как город реализует новые транспортные развязки, мосты и набережные вокруг комплекса. Можно сказать, что проектирование и реализация небоскреба высотой 462 м на его итоговой площадке, на северном берегу Невской губы Финского залива, заняли около 7 лет. Но на самом деле история началась раньше, и в общей сложности проект самой высокой и самой северной башни Европы развивали и осуществляли вдвое дольше – более 15 лет.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Проект-прообраз, победивший в конкурсе 2006 года для участка на Охтинском мысу, на месте археологических раскопок крепости Ниеншанц, был разработан международным архитектурным бюро RMJM. Филипп Никандров, директор российского подразделения компании и соавтор концепции, как главный архитектор проекта руководил международной командой проектировщиков Охта Центра до приостановки проекта в конце 2010 года. В 2011 году проект был перенесен на новый участок на Лахте, для которого RMJM разработали новый мастерплан, сохраняющий идеи высотной доминанты. После победы компании «Горпроект» в тендере на проектирование Лахта Центра Филипп Никандров возглавил уже полностью российский авторский коллектив генпроектировщиков комплекса.

В целом небоскреб сохранил образность, предложенную в самом начале, – веретенообразный силуэт пламени, отсылающего к специализации, символике и логотипу компании, чьей штаб-квартирой служит комплекс. Но в процессе разработки композиции ансамбля многие элементы и детали проекта были кардинально переработаны в ответ на многочисленные корректировки функционала, а также – технические и природные вызовы, которые, в свою очередь, породили уникальные и инновационные технические решения. Все это складывается в весьма увлекательную историю. 

Мы попросили Филиппа Никандрова рассказать о технических нюансах проектирования, о преодоленных вызовах, так же как и об инновациях, внедренных авторами в процессе реализации. Их оказалось немало. Цитируем: 
 
​Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. 
 
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Как известно, вначале небоскреб планировался на Охте. В 2006 году состоялся конкурс с участием шести иностранных команд. Победил проект RMJM London Limited. На тот момент я был директором российского офиса европейской студии RMJM и впоследствии продолжил работу как главный архитектор Охта Центра. С этим проектом мы дошли до стадии «П», согласовали ее в 2010 году в Главгосэкспертизе, получили разрешение на строительство, но затем было принято сугубо политическое решение отменить стройку на Охте под давлением ЮНЕСКО и из-за юридических проблем городского законодательства (решением Верховного Суда в 2010 году был фактически отменен Высотный регламент ПЗЗ Санкт-Петербурга, что «подвесило» более сотни высотных проектов в буферной зоне вокруг исторического ядра).

Для небоскреба нашли новое место, расположенное дальше от исторического центра. Однако новая башня, увеличив свою высоту на 66 м, сохранила тему формообразования, вдохновленную планом пятиугольной охтинской крепости Ниеншанц. Но в целом Лахта Центр это, конечно, абсолютно другой проект. 

В 2011 году генпроектировщиком Лахта Центра стал «Горпроект», где я продолжил работу по двум значимым объектам, концепции которых разрабатывал еще с командой RMJM: это Лахта Центр и спиралеобразная башня Эволюция в Москва-Сити. Так получилось, что оба проекта реализовывал один и тот же генподрядчик (Renaissance Construction) и фасадный подрядчик (Gartner), но Эволюция строилась на несколько лет раньше, и инновационные фасадные решения для двояковыпуклых оболочек мы впервые опробовали на объекте в Москва-Сити, прежде чем применить их на Лахта Центре.

Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационны не только для России, но и для всего мира. Лахта Центр стоит на берегу Финского залива – отсюда высокие ветровые нагрузки, суровая зима, резкие перепады температур. Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.
 
Я рад, что нам удалось реализовать столь амбициозный замысел.

  
Рекорды Лахта Центра

Заливка фундамента Лахта Центра попала в книгу Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах – выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Мы выбрали для более детального рассказа несколько самых впечатляющих технических решений – тех, которые определяют внешний вид, пластику, а следовательно, архитектуру здания. С долей условности их можно объединить под названием «оболочки и их конструкции».
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Холодногнутый витраж

Еще один рекорд: фасад башни Лахта-Центра – самый большой по площади холодногнутый витраж в мире. 

Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал, цветок-факел. Архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально гладкой, цельной поверхности каждой грани, – поэтому предложенный в первоначальном проекте прием поверхности-сетки из треугольников, позволяющий создать гибкую форму, но чреватый визуальным дроблением поверхности, отвергли. А остановились на холодногнутом остеклении. 

«До этого самым большим холодногнутым витражом был фасад нашей же башни Эволюция, – поясняет Филипп Никандров, – теперь мировой рекорд перешел Лахта-Центру». У башни Эволюция несколько иные параметры: высота меньше – 246 м, общий поворот спирали круче –
156° от основания до макушки, и 3° для каждого этажа: это башня-твистер с осью поворота в центре формы. Лахта Центр почти вдвое выше (напоминаем, 462 м), высота остекленных поверхностей более 35о м. И хотя этот небоскреб иногда относят к башням-твистерам, его форма в целом не является спиралеобразной, однако каждая грань от земли до шпиля делает лаконичный спиральный поворот на 90°. Поворот этажа каждого из пяти крыльев относительно оси более сдержан, чем в башне Эволюция – 0,82°. Площадь каждого отдельного стеклопакета Лахта Центра – 11 м2.
Лахта-центр в процессе монтажа фасадов
Фотография: Архи.ру

Как и в башне Эволюция, гнутые стеклянные поверхности внешнего контура состоят из параллелограммов, но, в отличие от московского небоскреба, в Лахта Центре контуры стекол не параллельны ребрам объема, а наклонены под углом: их боковые контуры складываются в стройную сетку диагональных линий, которая визуально подчеркивает и даже усиливает направление поворота граней. Конструктивно-декоративный прием – в данном случае конструкция фасадной оболочки наделена существенным орнаментальным эффектом – работает в то же время на цельность формы: в шпиле линии и формы продолжаются, но уже без стекла, а виде решетки из полированной нержавеющей стали. 
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Технология холодногнутого остекления была опробована гораздо позднее «горячего» моллирования. «Исходник», закаленное плоское стекло в составе стеклопакета, изгибают под нагрузкой без нагрева.  

  
Уникальная система антиобледенения

Лахта-центр – самый северный меганебоскреб в мире. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается 100-метровый шпиль – большую часть года он окружен облаками.

Для того, чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах Лахта Центра использованы пьезо-датчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев. 

  
Рельсовая система обслуживания фасада (СОФ)

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов СОФ, установленной  снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система также позволяет мыть, заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

 
Двухниточные фасады и платиновый LEED

Двухниточные /по-английски «фасад с двойной кожей», double-skin/ фасадные оболочки Лахта Центра, в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями, позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum – высшую оценку международного зеленого стандарта в строительстве. Лахта-центр – единственное в России и Европе высотное здание выше 200 м, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев – «ниток». Внутренний слой может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон, а также снижая силу ветра и нивелируя сквозняки.

Между оболочками двух «ниток» – около метра «буферного» пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть стекла. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать «эффекта парника» и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери. В Лахта Центре подобный пассивный двухниточный фасад смонтирован на стилобатных зданиях с атриумом.
 

  
«Висячие сады»

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, которые служат рекреационными пространствами при офисах. В них расположены зимние сады, места для отдыха; здесь можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать. 

   
Стеклянные импосты
высотой до 17 м 

Стекло в качестве опоры кажется чудом. В стилобатной части Лахта Центра использованы уникальные цельностеклянные конструкции. Витражи Арки главного входа в башню держатся на стеклянных «ребрах»-импостах, склеенных из цельных полос стекла до 16 м высотой. А в интерьере стилобатной части, в атриуме около планетария, высота «ребер», которые держат витраж со стороны общественных пространств, достигает 17 м.

Cтойки-импосты произведены на заказ в Германии: они набраны из восьми слоев просветленного стекла и укреплены изысканными стальными крепежами, подвешенными к консолям. Кажется, что ажурный витраж буквально парит в пространстве.

«Основная конструкция стилобатной части зданий не стоит на колоннах, а парит как гигантская балка между двух мега-опор, нависая консолью на торцах», – рассказывает Филипп Никандров, –
 
​«В зданиях нет традиционных колонн. В них есть консоли и пролеты с выносом до трех десятков метров и более. Это торжество парящей архитектуры. По многим моментам стилобатная часть оказалась гораздо сложнее в проектировании и реализации, чем высотная».

  
Здание-Арка 

Подробнее о том, как устроена Арка главного входа с точки зрения конструкций и геометрии – со слов главного архитектора проекта.
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса. 

В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной
около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м. 

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.
 
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    1 / 9
    МФК «Лахта-центр». Восточный фасад Арки
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    2 / 9
    МФК «Лахта-центр». План на отметке +8,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    3 / 9
    МФК «Лахта-центр». Северный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    4 / 9
    МФК «Лахта-центр». Южный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    5 / 9
    МФК «Лахта-центр». Западный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    6 / 9
    МФК «Лахта-центр». Разрез 1-1
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    7 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли на отметке +23,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    8 / 9
    МФК «Лахта-центр». Фрагмент кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    9 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip


 


Монтаж фальцевой кровли Kalzip, осуществленый компанией OOO «ЭКС ПП Экологические технологии»
cic =

Строительная компания Экотех, Москва

Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).

В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

  • zooming
    1 / 9
    Оборудование Kalzip
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    4 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    5 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    6 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    7 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    8 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    9 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip

  
***

Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность. 

С наградами проекта Лахта Центр можно познакомиться здесь, на его странице в нашем каталоге. 

Поставщики, технологии

25 Марта 2022

Kalzip, RGC - Российская стекольная компания | X-ONE: другие статьи и новости
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».