Представительства компаний:
17.12.2014

МЕТРО. «Zitadelle» и «Боровицкая»: традиции разные, а клинкер - на века

Кирпичная отделка, как идентификатор места или как сориентироваться в подземном пространстве метро, глядя на то, как и чем отделаны стены станций.

информация:

Консервативные англичане, построив первое в мире метро, не смогли воспринять кирпич, как отделочный материал, с которым можно работать под землей. Кирпичные стены остались привилегией наземных сооружений, и, как ни странно, служебных тоннелей. И самый яркий пример тому – станция City Road, построенная в 1901 и заброшенная в 1939. Достаточно взглянуть на ее сохранившиеся венткиоски и подходной пешеходный туннель, чтобы вспомнить о том, что краснокирпичная архитектура родилась именно здесь, на внеконтинентальной части Европы. Но пустить эстетику городского уличного пространства в подземку англичане все-таки не решились. Хотя, надо честно признать, что об эстетике на первых линиях лондонской подземки речи вообще не было.

«Zitadelle», Берлин

Иное дело немцы: они отлично понимали и понимают, что привнесение в подземку элементов улицы всегда правильно. И вопрос не только в том, как чувствует себя человек, спустившись меньше, чем за минуту, с залитого солнцем тротуара в пространство подземного города, лишенное естественного света, воздуха и тепла. Дело еще и в том, что совершив пространственно-временной прокол, то есть, переместившись за очень короткое время по городу под землей, не имея никаких ориентиров, кроме названий станций, человек волей-неволей испытывает чувство растерянности. Ему нужны идентификаторы пространства. А в кирпичных городах, и идентификаторы могут быть кирпичными. И одни из самых ярких примеров станции-идентификатора в немецкой практике – станция «Zitadelle» линии U7 берлинского метро.

Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Построенная по проекту Ранера Г. Рюммлера, она открылась 1 октября 1984 года. Ее дизайн абсолютно соответствует тому месту, куда приезжаешь – цитадели-крепости некогда независимого города Шпандау. Здесь вся отделка из красного лицевого кирпича: наземные павильоны, колонны, стены, карнизные тяги и даже межпутевые разделители.

Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Фрески, рассказывающие об истории Шпандау, и фотографии знаменитых горожан – просто дополнение к общей картине местного подземного и околоземного микромира станции. И еще один, дополнительный элемент идентификации, работающий в полной увязке с первым – с кирпичом. Но главную роль, все равно, играет кирпич. Стандартная кладка: ложковый ряд, ряд «тычок – ложок» на стенах и тычковый ряд, , ряд «тычок – ложок» на колоннах. Ничего особенного. Но именно эта обыкновенность и дает ощущение тепла и привычности. На ее фоне ярко работают любые детали: нестандартно окрашенные двери в стиле «граница на замке», потолочные светильники и вся необходимая инфографика.

Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»
Применение лицевого кирпича на станциях метро в Берлине. Фотография предоставлена компанией «Кирилл»

«Боровицкая», Москва

Как ни странно, но краснокирпичные элементы встречаются и на одной из центральных станций московского метро. И хотя, казалось бы, кирпичу очень трудно найти место в архитектуре подземных дворцов, но кирпичные стены переходов, лестниц и внутренние поверхности арок приплатформенных аркад станции «Боровицкая», играют ту же роль, что и кирпичные стены в Шпандау: вот он Кремль, а это – его преддверие, его подземный пространственный идентификатор.

Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

И керамическое панно «Древо народов» художника Николаева на торцевой стене перронного зала с рельефным изображением Кремля и стилизованной краснокирпичной кроной могучего дерева «народов, населяющих Россию» – тоже продолжение темы идентификации человека в подземелье гигантского города.

Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru
Станция метро Боровицкая. Фото с сайта nashtransport.ru

«Wandsbek-Gartenstadt, Гамбург

Точно так же работает клинкерная глазурованная плитка «Amazonas» 2DF компании Hagemeister в отделке лестниц станции Wandsbek-Gartenstadt гамбургского метро. Она была открыта 12 сентября 1918 года на выезде из города в Вальддорф – в Лесную деревню, то есть, за город. В этих местах даже электричества еще не было: станцию электрифицировали только в сентябре 1920. Она и сегодня больше напоминает пригородный вокзал, чем станцию городского метрополитена. И, тем не менее, это – пересадочный узел с линии U1 на линию U3, уходящую далеко за старую границу города, в те самые, некогда бывшие здесь, леса и деревни.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

С начала 2014 года идут постоянные работы по модернизации и самой станции, и всех станционных построен, в том числе наземных вестибюлей и переходов. Именно там, на стенах лестниц и появляется продукция Hagemeister’а. Ровные ряды. Тип кладки – обычная однорядная цепная перевязка: чередующиеся ложковые ряды, положенные со сдвижкой в полкирпича. Точно подогнанные швы и тонко выверенные переходы цвета. И цвет облицовки, решенной в оттенках зелено-серого и серо-зеленого, играет роль того же самого идентификатора, напоминая о том, что здесь – то самое место, где когда-то город переходил в загород, менялся ритм жизни, ее цвет и свет. Архитектор попытался связать клинкер с этим контекстом, поэтому зеленая глазурованная плитка Hagemeister с нанесенным на ней рельефом листвы поддерживает замысел.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге. Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.

Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.
Станция метро Wandsbek-Gartenstadt в Гамбурге, глазурованная плитка Amazonas.Фото Peter Sönnichsen, предоставено компанией Hagemeister.

Ну, а если говорить о самой плитке, то она – клинкерная, а значит, в отличие от лицевого керамического кирпича или, например, фасадной штукатурки, имеет многократное преимущество в долговечности и надежности.

У немецкого метрополитена очень строгие требования к техническим свойствам используемых в строительсве материалов. Они болжны быть очень устойчивыми, поскольку среда, в которой они используются очень агрессивная – снег смешанный со средствами для борьбы со снегом. Поэтому немецкий метрополитен сам тестирует все строительные материалы. Клинкер Hagemeister все тесты прошел на отлично, и это было очень важно для заказчика.
***
В России заводы Hagemeister представляет компании Кирилл.
Представительство компаинии Кирилл на Архи.ру
Партнерский материал
comments powered by HyperComments

новости

Другие статьи:

Сценография футбола как Звездные войны
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
Бруталистский трансформер
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!

Новости компаний: