Кирпичная отделка, как идентификатор места или как сориентироваться в подземном пространстве метро, глядя на то, как и чем отделаны стены станций.
Консервативные англичане, построив первое в мире метро, не смогли воспринять кирпич, как отделочный материал, с которым можно работать под землей. Кирпичные стены остались привилегией наземных сооружений, и, как ни странно, служебных тоннелей. И самый яркий пример тому – станция City Road, построенная в 1901 и заброшенная в 1939. Достаточно взглянуть на ее сохранившиеся венткиоски и подходной пешеходный туннель, чтобы вспомнить о том, что краснокирпичная архитектура родилась именно здесь, на внеконтинентальной части Европы. Но пустить эстетику городского уличного пространства в подземку англичане все-таки не решились. Хотя, надо честно признать, что об эстетике на первых линиях лондонской подземки речи вообще не было.
«Zitadelle», Берлин
Иное дело немцы: они отлично понимали и понимают, что привнесение в подземку элементов улицы всегда правильно. И вопрос не только в том, как чувствует себя человек, спустившись меньше, чем за минуту, с залитого солнцем тротуара в пространство подземного города, лишенное естественного света, воздуха и тепла. Дело еще и в том, что совершив пространственно-временной прокол, то есть, переместившись за очень короткое время по городу под землей, не имея никаких ориентиров, кроме названий станций, человек волей-неволей испытывает чувство растерянности. Ему нужны идентификаторы пространства. А в кирпичных городах, и идентификаторы могут быть кирпичными. И одни из самых ярких примеров станции-идентификатора в немецкой практике – станция «Zitadelle» линии U7 берлинского метро.
Построенная по проекту Ранера Г. Рюммлера, она открылась 1 октября 1984 года. Ее дизайн абсолютно соответствует тому месту, куда приезжаешь – цитадели-крепости некогда независимого города Шпандау. Здесь вся отделка из красного лицевого кирпича: наземные павильоны, колонны, стены, карнизные тяги и даже межпутевые разделители.
Фрески, рассказывающие об истории Шпандау, и фотографии знаменитых горожан – просто дополнение к общей картине местного подземного и околоземного микромира станции. И еще один, дополнительный элемент идентификации, работающий в полной увязке с первым – с кирпичом. Но главную роль, все равно, играет кирпич. Стандартная кладка: ложковый ряд, ряд «тычок – ложок» на стенах и тычковый ряд, , ряд «тычок – ложок» на колоннах. Ничего особенного. Но именно эта обыкновенность и дает ощущение тепла и привычности. На ее фоне ярко работают любые детали: нестандартно окрашенные двери в стиле «граница на замке», потолочные светильники и вся необходимая инфографика.
«Боровицкая», Москва
Как ни странно, но краснокирпичные элементы встречаются и на одной из центральных станций московского метро. И хотя, казалось бы, кирпичу очень трудно найти место в архитектуре подземных дворцов, но кирпичные стены переходов, лестниц и внутренние поверхности арок приплатформенных аркад станции «Боровицкая», играют ту же роль, что и кирпичные стены в Шпандау: вот он Кремль, а это – его преддверие, его подземный пространственный идентификатор.
И керамическое панно «Древо народов» художника Николаева на торцевой стене перронного зала с рельефным изображением Кремля и стилизованной краснокирпичной кроной могучего дерева «народов, населяющих Россию» – тоже продолжение темы идентификации человека в подземелье гигантского города.
«Wandsbek-Gartenstadt, Гамбург
Точно так же работает клинкерная глазурованная плитка «Amazonas» 2DF компании Hagemeister в отделке лестниц станции Wandsbek-Gartenstadt гамбургского метро. Она была открыта 12 сентября 1918 года на выезде из города в Вальддорф – в Лесную деревню, то есть, за город. В этих местах даже электричества еще не было: станцию электрифицировали только в сентябре 1920. Она и сегодня больше напоминает пригородный вокзал, чем станцию городского метрополитена. И, тем не менее, это – пересадочный узел с линии U1 на линию U3, уходящую далеко за старую границу города, в те самые, некогда бывшие здесь, леса и деревни.
С начала 2014 года идут постоянные работы по модернизации и самой станции, и всех станционных построен, в том числе наземных вестибюлей и переходов. Именно там, на стенах лестниц и появляется продукция Hagemeister’а. Ровные ряды. Тип кладки – обычная однорядная цепная перевязка: чередующиеся ложковые ряды, положенные со сдвижкой в полкирпича. Точно подогнанные швы и тонко выверенные переходы цвета. И цвет облицовки, решенной в оттенках зелено-серого и серо-зеленого, играет роль того же самого идентификатора, напоминая о том, что здесь – то самое место, где когда-то город переходил в загород, менялся ритм жизни, ее цвет и свет. Архитектор попытался связать клинкер с этим контекстом, поэтому зеленая глазурованная плитка Hagemeister с нанесенным на ней рельефом листвы поддерживает замысел.
Ну, а если говорить о самой плитке, то она – клинкерная, а значит, в отличие от лицевого керамического кирпича или, например, фасадной штукатурки, имеет многократное преимущество в долговечности и надежности.
У немецкого метрополитена очень строгие требования к техническим свойствам используемых в строительсве материалов. Они болжны быть очень устойчивыми, поскольку среда, в которой они используются очень агрессивная – снег смешанный со средствами для борьбы со снегом. Поэтому немецкий метрополитен сам тестирует все строительные материалы. Клинкер Hagemeister все тесты прошел на отлично, и это было очень важно для заказчика.
***
В России заводы Hagemeister представляет компании Кирилл.
Представительство компаинии Кирилл на Архи.ру
|