Нетипичные ошибки: почему вместо дома А-класса получится просто дорогой коттедж?

Реклама
Дома А-класса – это коттеджи площадью от 500 кв. м, предполагающие высокую энергоэффективность, оригинальную архитектурную идею и максимальный уровень удобства для жильцов. За это отвечают множество деталей, которые необходимо учитывать на ранних стадиях проектирования: тактильные ощущения, визуальное восприятие, температурный и акустический комфорт, технологичность, индивидуальный эргономичный дизайн. Александра Гонта, руководитель архитектурного бюро, и Наталья Пахомова, специалист по технической поддержке и обучению компании ROCKWOOL Russia, составили топ-5 ошибок в проектировании, которые превращают дом А-класса в банальный неудобный коттедж.


Ошибка первая: спешка

Строительство 90% загородных домов начинается без полной готовности всех проектных чертежей, а именно: без архитектурного проекта, конструктивного проекта, проектов инженерных систем, дизайн-проекта и проекта ландшафта. На подготовку всей согласованной между собой документации обычно требуется до года. И большинство заказчиков просто не готовы ждать, поэтому начинают строительство теплового контура еще задолго до окончания разработки всех проектных разделов. Это всегда ведет к переделкам и нюансам, которые не учли – что недопустимо, если речь идет о доме А-класса.
zooming
Дом в Истре
Предоставлено ROCKWOOL

Яркий пример – когда заказчик на стадии архитектурного проекта говорит, что система приточно-вытяжной вентиляции ему не нужна, но во время разработки дизайна меняет свое решение. Сразу встает множество вопросов. Где размещать вентиляционные установки, если изначально специального помещения нет в проекте? Где пройдут вентиляционные короба в межэтажном перекрытии, ведь отверстия под них не предусмотрены? И так далее. При проектировании домов А-класса необходимо согласовать максимальное подробное техзадание перед началом всех работ и обязательно предупредить заказчика о последствиях изменения каждого из его решений. Лучше всего прописать эти детали в договоре.
“Например, заказчик должен понимать, что если он захочет добавить систему вентиляции в последний момент, задачу можно будет решить только за счет ухудшения изначальной идеи проекта. Придется снижать высоту потолков относительно желаемой, а отверстия под шахты прорезать по месту (это приводит к дополнительным затратам), наконец, потребуются изменения интерьерных решений”, – отмечает Александра Гонта.


Ошибка вторая: шумы

Многие считают, что с переездом в частный дом раздражающие шумы останутся в прошлом – и не задумываются о специальной изоляции. Но даже в элитных коттеджных поселках есть множество факторов, нарушающих акустический комфорт: от пролетающих самолетов до домочадцев. Решить проблему помогает правильно смонтированная звукоизоляция на основе плит из каменной ваты.
 
На одном из объектов бюро Александры Гонта заказчик изначально отказался от того, чтобы заложить лифтовую шахту, хотя дом достаточно высокий. Но уже на этапе чистовой отделки жильцы старшего возраста, чьи комнаты планировались на втором этаже, поняли, что лифт им необходим – а единственным возможным местом установки стала стена вдоль хозяйской спальни. Проблема в том, что вибрации от движения лифта хорошо передаются по перекрытию, стенам и потолку – поэтому в последний момент возникла потребность в дополнительной звукоизоляции стен.

“Снизить дискомфорт от лифта, котельного оборудования и других инженерных объектов, которые являются источником структурного шума, помогают плиты из каменной ваты, например, «ФЛОР БАТТС» от ROCKWOOL благодаря способности этого материала к упругой деформации изоляции и гашению вибрации. Решения из каменной ваты эффективно использовать и для «ограждения» от шумных домочадцев: заполнение пустот гипсокартонной каркасной перегородки материалом улучшает звукоизоляцию от воздушного шума до 60 дБ, а в случае с внутренними стенами из блоков или кирпича дополнительно даёт 22 дБ. То есть, от громкого разговора и музыки в соседней комнате будет доходить лишь звук, сопоставимый с шёпотом”, – комментирует Наталья Пахомова, ROCKWOOL.
 
Концепция домов А-класса – это суперкомфорт, забота о человеке и окружающей среде, неординарность, стиль и инновации. Именно такое жилье сегодня называют драйвером современной архитектуры. Ключевое правило, которым следует руководствоваться при проектировании подобных объектов – мелочей не бывает. Каждая деталь в домах А-класса крайне важна.


Ошибка третья: зонирование

В домах А-класса необходимо уделять пристальное внимание зонированию, чтобы исключить некомфортное соседство, например, жилой зоны для персонала и спальни хозяев (шумы могут раздражать), винной комнаты и сауны или прачечной (температура и вибрации могут оказывать негативное воздействие на качество вин).
zooming
Дом в Юматово
Предоставлено ROCKWOOL

Проблему легко решить, если функциональные помещения находятся за пределами основного дома. Но такая возможность есть не всегда: некоторые коттеджные поселки прописывают в договоре купли-продажи условия строительства, где указывают, что пятно застройки на участке может быть только одно. Это значит, что все помещения будут в едином здании: и гараж, и зона персонала, и СПА, и спальни. Причем ряд из них требуют специфических климатических настроек, тепло- и звукоизоляции, выделенную систему коммуникаций и даже строительных материалов с конкретным классом пожароопасности. В таких ситуациях необходимо детально продумывать планировку с учетом назначения каждого помещения.

“В одном из проектов мы не учли колебания от котельного оборудования, так как на этапе проектирования у заказчика еще не было четкого понимания относительно назначения смежных комнат. В итоге техническое помещение оказалось близко к бильярдной комнате и вибрации передавались во время игры! Это для заказчика оказалось критичным, в результате пришлось делать звукоизоляцию, демонтировав чистовую отделку. На будущее мы добавили этот пункт в качестве обязательного в нашем техническом задании и теперь учитываем его на самых ранних этапах”, – говорит Александра.

В ROCKWOOL добавляют, что когда речь идет о специфических шумных помещениях (или наоборот, о таких, где принципиальна полная тишина – спальня, рабочий кабинет, бильярдная комната), необходима дополнительная звукоизоляция существующих конструкций по принципе “коробка в коробке”.
“По сути, внутри комнаты конструируется еще одна, но уже из звукопоглощающих плит, например, из каменной ваты. Для таких решений подходят плиты АКУСТИК БАТТС ПРО, разработанные специально для изоляции помещений с высоким уровнем шума: материал соответствует самому высокому классу звукопоглощения «А» для любых толщин. Изоляция будет поглощать шум и вибрации от различного оборудования, исключая дискомфорт в соседних помещениях”, – отмечает Наталья Пахомова.
 

Ошибка четвертая: лестницы

Для удобства ежедневной эксплуатации ступени лестниц как внутри дома, так и снаружи должны быть равной высоты, а на это сильно влияет финишное покрытие и его толщина. Поэтому заливать монолитные лестницы следует исключительно после полного согласования дизайн-проекта и утверждения комплектации.
zooming
Дом во Фламандии
Предоставлено ROCKWOOL

“На одном из наших проектов прораб убедил заказчика, что лестницы нужно заливать одновременно с фундаментом дома. Из-за этой ошибки все ступени в итоге пришлось подливать, причем на высоту больше допустимой. В итоге первая ступенька все же отличалась от остальных, а это значит, что при использовании жильцы постоянно оступаются. При проектировании лестниц нельзя забывать о том, что это потенциально опасное место: ошибка может обернуться не только дискомфортом, но и травмой. Поэтому нельзя забывать о перилах, а если в доме будут проживать пожилые люди – стоит избегать слишком крутого подъема. Кроме того, глубина ступеней лестницы должна обеспечивать комфортный шаг – то есть, нога должна полностью помещаться на проступи. Обычно для этого я рекомендую придерживаться принципа золотого сечения: глубина проступи в 300 мм, а высота подступенка – 150 мм”, – советует Александра Гонта.
 

Ошибка пятая: тактильность

Дома А-класса – это и звуковой комфорт, и климатический, и, конечно же, тактильный: материалы должны быть приятными на ощупь. Именно о последнем элементе при проектировании забывают чаще всего, что впоследствии существенно сказывается на общем ощущении от жилища.
 
“Один из наших заказчиков пришёл с интересной задачей: все материалы отделки в доме должны были быть не только натуральными, но и разнообразными и приятными на ощупь, с разными фактурами. Это касалось и мебели, и полов, и стен. Оказалось, что такой вариант нашим клиентам порекомендовал их психолог, мотивируя это тем, что натуральные фактурные поверхности хорошо помогают снимать стресс”, – рассказывает Александра Гонта.


 
 
О компании
Подразделение ROCKWOOL Russia входит в Группу компаний ROCKWOOL – одного из мировых лидеров в производстве решений из каменной ваты. Продукция применяется для утепления, звукоизоляции и огнезащиты и предназначена для всех видов зданий и сооружений, а также промышленного оборудования. ROCKWOOL оказывает консультационные услуги в области повышения энергоэффективности зданий, поставляет системные решения для утепления фасадов, кровель и огнезащиты, декоративные панели для фасадов, акустические подвесные потолки, звукоизолирующие барьеры для защиты от дорожного шума и антивибрационные панели для железных дорог, субстраты для растениеводства.

Компания ROCKWOOL основана в 1909 году, ее центральный офис находится в Дании. ROCKWOOL принадлежит 51 производственная площадка в Европе, Северной Америке и Азии. Штат насчитывает около 12 000 специалистов. Российские производственные предприятия ROCKWOOL находятся в г. Балашиха, мкрн. Железнодорожный Московской области, в г. Выборг Ленинградской области, в г. Троицк Челябинской области и в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан).

rockwool.ru

16 Августа 2022

Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.