Нетипичные ошибки: почему вместо дома А-класса получится просто дорогой коттедж?

Реклама
Дома А-класса – это коттеджи площадью от 500 кв. м, предполагающие высокую энергоэффективность, оригинальную архитектурную идею и максимальный уровень удобства для жильцов. За это отвечают множество деталей, которые необходимо учитывать на ранних стадиях проектирования: тактильные ощущения, визуальное восприятие, температурный и акустический комфорт, технологичность, индивидуальный эргономичный дизайн. Александра Гонта, руководитель архитектурного бюро, и Наталья Пахомова, специалист по технической поддержке и обучению компании ROCKWOOL Russia, составили топ-5 ошибок в проектировании, которые превращают дом А-класса в банальный неудобный коттедж.


Ошибка первая: спешка

Строительство 90% загородных домов начинается без полной готовности всех проектных чертежей, а именно: без архитектурного проекта, конструктивного проекта, проектов инженерных систем, дизайн-проекта и проекта ландшафта. На подготовку всей согласованной между собой документации обычно требуется до года. И большинство заказчиков просто не готовы ждать, поэтому начинают строительство теплового контура еще задолго до окончания разработки всех проектных разделов. Это всегда ведет к переделкам и нюансам, которые не учли – что недопустимо, если речь идет о доме А-класса.
zooming
Дом в Истре
Предоставлено ROCKWOOL

Яркий пример – когда заказчик на стадии архитектурного проекта говорит, что система приточно-вытяжной вентиляции ему не нужна, но во время разработки дизайна меняет свое решение. Сразу встает множество вопросов. Где размещать вентиляционные установки, если изначально специального помещения нет в проекте? Где пройдут вентиляционные короба в межэтажном перекрытии, ведь отверстия под них не предусмотрены? И так далее. При проектировании домов А-класса необходимо согласовать максимальное подробное техзадание перед началом всех работ и обязательно предупредить заказчика о последствиях изменения каждого из его решений. Лучше всего прописать эти детали в договоре.
“Например, заказчик должен понимать, что если он захочет добавить систему вентиляции в последний момент, задачу можно будет решить только за счет ухудшения изначальной идеи проекта. Придется снижать высоту потолков относительно желаемой, а отверстия под шахты прорезать по месту (это приводит к дополнительным затратам), наконец, потребуются изменения интерьерных решений”, – отмечает Александра Гонта.


Ошибка вторая: шумы

Многие считают, что с переездом в частный дом раздражающие шумы останутся в прошлом – и не задумываются о специальной изоляции. Но даже в элитных коттеджных поселках есть множество факторов, нарушающих акустический комфорт: от пролетающих самолетов до домочадцев. Решить проблему помогает правильно смонтированная звукоизоляция на основе плит из каменной ваты.
 
На одном из объектов бюро Александры Гонта заказчик изначально отказался от того, чтобы заложить лифтовую шахту, хотя дом достаточно высокий. Но уже на этапе чистовой отделки жильцы старшего возраста, чьи комнаты планировались на втором этаже, поняли, что лифт им необходим – а единственным возможным местом установки стала стена вдоль хозяйской спальни. Проблема в том, что вибрации от движения лифта хорошо передаются по перекрытию, стенам и потолку – поэтому в последний момент возникла потребность в дополнительной звукоизоляции стен.

“Снизить дискомфорт от лифта, котельного оборудования и других инженерных объектов, которые являются источником структурного шума, помогают плиты из каменной ваты, например, «ФЛОР БАТТС» от ROCKWOOL благодаря способности этого материала к упругой деформации изоляции и гашению вибрации. Решения из каменной ваты эффективно использовать и для «ограждения» от шумных домочадцев: заполнение пустот гипсокартонной каркасной перегородки материалом улучшает звукоизоляцию от воздушного шума до 60 дБ, а в случае с внутренними стенами из блоков или кирпича дополнительно даёт 22 дБ. То есть, от громкого разговора и музыки в соседней комнате будет доходить лишь звук, сопоставимый с шёпотом”, – комментирует Наталья Пахомова, ROCKWOOL.
 
Концепция домов А-класса – это суперкомфорт, забота о человеке и окружающей среде, неординарность, стиль и инновации. Именно такое жилье сегодня называют драйвером современной архитектуры. Ключевое правило, которым следует руководствоваться при проектировании подобных объектов – мелочей не бывает. Каждая деталь в домах А-класса крайне важна.


Ошибка третья: зонирование

В домах А-класса необходимо уделять пристальное внимание зонированию, чтобы исключить некомфортное соседство, например, жилой зоны для персонала и спальни хозяев (шумы могут раздражать), винной комнаты и сауны или прачечной (температура и вибрации могут оказывать негативное воздействие на качество вин).
zooming
Дом в Юматово
Предоставлено ROCKWOOL

Проблему легко решить, если функциональные помещения находятся за пределами основного дома. Но такая возможность есть не всегда: некоторые коттеджные поселки прописывают в договоре купли-продажи условия строительства, где указывают, что пятно застройки на участке может быть только одно. Это значит, что все помещения будут в едином здании: и гараж, и зона персонала, и СПА, и спальни. Причем ряд из них требуют специфических климатических настроек, тепло- и звукоизоляции, выделенную систему коммуникаций и даже строительных материалов с конкретным классом пожароопасности. В таких ситуациях необходимо детально продумывать планировку с учетом назначения каждого помещения.

“В одном из проектов мы не учли колебания от котельного оборудования, так как на этапе проектирования у заказчика еще не было четкого понимания относительно назначения смежных комнат. В итоге техническое помещение оказалось близко к бильярдной комнате и вибрации передавались во время игры! Это для заказчика оказалось критичным, в результате пришлось делать звукоизоляцию, демонтировав чистовую отделку. На будущее мы добавили этот пункт в качестве обязательного в нашем техническом задании и теперь учитываем его на самых ранних этапах”, – говорит Александра.

В ROCKWOOL добавляют, что когда речь идет о специфических шумных помещениях (или наоборот, о таких, где принципиальна полная тишина – спальня, рабочий кабинет, бильярдная комната), необходима дополнительная звукоизоляция существующих конструкций по принципе “коробка в коробке”.
“По сути, внутри комнаты конструируется еще одна, но уже из звукопоглощающих плит, например, из каменной ваты. Для таких решений подходят плиты АКУСТИК БАТТС ПРО, разработанные специально для изоляции помещений с высоким уровнем шума: материал соответствует самому высокому классу звукопоглощения «А» для любых толщин. Изоляция будет поглощать шум и вибрации от различного оборудования, исключая дискомфорт в соседних помещениях”, – отмечает Наталья Пахомова.
 

Ошибка четвертая: лестницы

Для удобства ежедневной эксплуатации ступени лестниц как внутри дома, так и снаружи должны быть равной высоты, а на это сильно влияет финишное покрытие и его толщина. Поэтому заливать монолитные лестницы следует исключительно после полного согласования дизайн-проекта и утверждения комплектации.
zooming
Дом во Фламандии
Предоставлено ROCKWOOL

“На одном из наших проектов прораб убедил заказчика, что лестницы нужно заливать одновременно с фундаментом дома. Из-за этой ошибки все ступени в итоге пришлось подливать, причем на высоту больше допустимой. В итоге первая ступенька все же отличалась от остальных, а это значит, что при использовании жильцы постоянно оступаются. При проектировании лестниц нельзя забывать о том, что это потенциально опасное место: ошибка может обернуться не только дискомфортом, но и травмой. Поэтому нельзя забывать о перилах, а если в доме будут проживать пожилые люди – стоит избегать слишком крутого подъема. Кроме того, глубина ступеней лестницы должна обеспечивать комфортный шаг – то есть, нога должна полностью помещаться на проступи. Обычно для этого я рекомендую придерживаться принципа золотого сечения: глубина проступи в 300 мм, а высота подступенка – 150 мм”, – советует Александра Гонта.
 

Ошибка пятая: тактильность

Дома А-класса – это и звуковой комфорт, и климатический, и, конечно же, тактильный: материалы должны быть приятными на ощупь. Именно о последнем элементе при проектировании забывают чаще всего, что впоследствии существенно сказывается на общем ощущении от жилища.
 
“Один из наших заказчиков пришёл с интересной задачей: все материалы отделки в доме должны были быть не только натуральными, но и разнообразными и приятными на ощупь, с разными фактурами. Это касалось и мебели, и полов, и стен. Оказалось, что такой вариант нашим клиентам порекомендовал их психолог, мотивируя это тем, что натуральные фактурные поверхности хорошо помогают снимать стресс”, – рассказывает Александра Гонта.


 
 
О компании
Подразделение ROCKWOOL Russia входит в Группу компаний ROCKWOOL – одного из мировых лидеров в производстве решений из каменной ваты. Продукция применяется для утепления, звукоизоляции и огнезащиты и предназначена для всех видов зданий и сооружений, а также промышленного оборудования. ROCKWOOL оказывает консультационные услуги в области повышения энергоэффективности зданий, поставляет системные решения для утепления фасадов, кровель и огнезащиты, декоративные панели для фасадов, акустические подвесные потолки, звукоизолирующие барьеры для защиты от дорожного шума и антивибрационные панели для железных дорог, субстраты для растениеводства.

Компания ROCKWOOL основана в 1909 году, ее центральный офис находится в Дании. ROCKWOOL принадлежит 51 производственная площадка в Европе, Северной Америке и Азии. Штат насчитывает около 12 000 специалистов. Российские производственные предприятия ROCKWOOL находятся в г. Балашиха, мкрн. Железнодорожный Московской области, в г. Выборг Ленинградской области, в г. Троицк Челябинской области и в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан).

rockwool.ru

16 Августа 2022

Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.