Борьба за авангард: итоги и перспективы
На прошлой неделе Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS) собрало в МУАРе пресс-конференцию, пригласив представителей разных охранных организаций, частных благотворительных фондов и общественности, чтобы поговорить о результатах совместной деятельности за последние два года, прошедших с момента проведения крупнейшей международной конференции «Heritage at Risk» (Наследие в опасности) в апреле 2006 года
Пресса: Особняк на Таганке спасают от его хозяйки. Осторожно, Москва!
Во вторник начался первый в истории Москвы судебный процесс по иску против владельца памятника архитектуры. Не арендатора, а именно собственника. Москомнаследие просит суд изъять у некой Анны Зарицкой дом конца XVIII - начала XIX века по адресу Таганская площадь, 88. "Известия" писали об искажении этого памятника 17 января 2008 года
Пресса: Мосгаз
В пяти минутах ходьбы от Садового кольца, за путями Курского вокзала расположен интереснейший памятник промышленной архитектуры 19 века – Московский газовый завод, бывший завод Общества освещения Москвы текучим газом. Это место обладает огромным реконструктивным потенциалом, несмотря на то, что его освоение будет весьма непростой задачей
  • 21 апреля 2008 / 18 апреля 2008
Пресса: Выбор по-московски.Социальные объекты или наследие?
Внимание! Внимание! На ваших экранах, в газетах, а главное на улицах разворачивается очередной эпизод многолетней эпопеи – борьба за сохранение исторической Москвы с параллельной линией – борьба против уплотнительной застройки. Место действия – Подколокольный переулок, д.11а, стр.1, Хитровка. Фабула проста – старый московский район, не особо затронутый новым строительством, сносимое здание ПТУ, на его месте собираются возводить крупный многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой, жители естественно против, подключилась, как водится и общественность. Задействованы все силы – прежде всего активные романтики из «Москвы, которой нет», а также пресса и блоги, начат сбор подписей в защиту Хитровки (и даже воссоздания Хитровской площади), власти и девелопер проекта сохраняют олимпийское спокойствие.
Пресса: Хитровку раздавят бизнес-центром
На месте Хитровской площади проектируется 8-этажный офис. Именно так: не на площади, а вместо площади. Литературная известность этого места такова, что можно не сомневаться: на защиту Хитровки поднимется вся Москва. Уже идет сбор подписей
Пресса: Дом Наркомфина. Жизненные коллизии
Дом Наркомфина – это словосочетание сразу вызывает ощущение тревоги и необходимости что-то предпринимать в защиту уникального памятника. Проблемами его защиты озабочены многие: профессионалы – историки и архитекторы, общественность и даже чиновники. Тем не менее, разрушающееся здание так и стоит в центре Москвы «немым укором».
Пресса: Дом Наркомфина: свет в конце туннеля?
Наследие московского конструктивизма после многолетнего небрежения попало под яркий свет юпитеров. Реставрируются эпохальные сооружения 1920-30-х годов – Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Дом культуры им. Горького (фабрики «Свобода») на Вятской улице, Дом культуры завода «Компрессор» на шоссе Энтузиастов и др. Пришёл черёд обратить внимание ещё на один шедевр конструктивистской архитектуры - дом-коммуну сотрудников Наркомфина на Новинском бульваре, построенный по проекту Моисея Гинзбурга совместно с Игнацием Милинисом.
Пресса: Символ эпохи
Образы сооружений в форме советских символов не давали покоя зодчим довоенной эпохи. Школа имени 10-летия Октябрьской революции в Ленинграде (арх. А. Никольский, А. Крестин, 1927), отдаленно напоминающая серп и молот, и театр Советской Армии в Москве в форме звезды (арх. К. Алабян, В. Симбирцев, 1934) стали яркими страницами истории отечественной архитектуры. В ряде известных конкурсных проектов сходная идея звучала не раз – например, во Дворце Труда в Иваново-Вознесенске академика В. Щуко и профессора В. Гельфрейха.
  • 31 марта 2008 / 29 марта 2008
Пресса: Советское не значит худшее. К сохранению архитектурного наследия подключились два новых проекта
«Москонструкт» и «Соварх» -- такие ностальгические названия носят два проекта, стартовавшие в этом году и посвященные советской архитектуре. Это, если пользоваться чиновничьим языком, инициативы снизу
Пресса: "Реставрация" Кавалерийских конюшен со сносом всех несущих стен
В минувшие выходные на Комсомольском проспекте, 24 возобновился снос Кавалерийских конюшен Хамовнических казарм. Возобновился после более чем годового перерыва (см. "Известия" от 23.01.07). Сторонники сноса выждали время и применили новую тактику
Пресса: Авангард, который потеряли и нашли. Беседа с Жаном-Луи Коэном
Истории известны креативные вспышки, когда зодчие одной культуры, увлеченные новыми идеями, создавали множество настоящих шедевров. Так было в античном Риме, средневековом Стамбуле или Флоренции времен Возрождения.
Пресса: Блеск и нищета столичного конструктивизма
Судьбы двух самых знаменитых московских творений архитектора Моисея Гинзбурга, расположенных в весьма престижных и дорогих местах - на Гоголевском и Новинском бульварах, разошлись, как жизни разлученных при рождении близнецов в бразильских сериалах: первый благополучен и богат, второй, несмотря на знатное происхождение, терпит унижения и носит лохмотья. Оба дома - признанные шедевры советского конструктивизма, здания-памятники, оба строились в конце 1920-х - начале 1930-х, когда было принято экономить на качестве стройматериалов.
Пресса: Спасение Наркомфина.
18 марта в Музее архитектуры имени Щусева откроется выставка, посвященная очередной попытке спасти дом Наркомфина Моисея Гинзбурга. Выставка представляет сам дом Наркомфина, проект его реконструкции, сделанный внуком архитектора Алексеем, а также графику Моисея Гинзбурга, которую раньше не показывали
Пресса: Весенние веяния. Самое важное в сфере наследия за последние месяцы
Десять месяцев прошло со дня выхода в свет Отчета «Московское архитектурное наследие: Точка невозврата». Десять месяцев назад у нас было чувство, что мы сделали большое дело, и – что скрывать – что мы сделали все, что могли. Отчет был встречен бурным обсуждением прессы и единодушной критикой официальной Москвы – Мосгордума, Москомархитектура и Москомнаследие хором заклеймили Отчет как ангажированный, коньюнктурный и очерняющий действительность.
  • 14 марта 2008 / 12 марта 2008
Пресса: Белый Царёв город. От концепции создания до реконструкции облика
Самая большая русская каменная крепость России прожила едва ли не самую короткую для подобных сооружений жизнь. К началу 19 века “за излишностию, ветхостию и неудобностию” были не только разобраны стены и башни, но и сама местность была выровнена и превращена в бульвары.
Руины в МУАРе
В Музее архитектуры на Воздвиженке проходят две выставки, посвященные, по сути дела, руинам – одна родным и близким, разрушающимся русским усадьбам, а другая очень далеким – городам провинций Древнего Рима. Обе экспозиции почти идеально «прижились» в музейном пространстве, но любопытно, что действуют они противоположным образом: малоизвестные даже для искусствоведов римские руины приближаются к зрителю и как будто становятся немного понятнее, а усадебные – отдаляются, вероятно стремясь туда, где античная архитектура пребывает уже давно, к вечности
Пресса: Осколок на горизонте
Это один из самых красивых городов мира. Но не будет ли облик Санкт-Петербурга искажен небоскребом, спроектированным британским бюро?
Пресса: Весь центр должен стать "заповедником"
С начала февраля в городской думе и за ее пределами обсуждается концепция нового московского закона "О памятниках истории и культуры". Документ предложен думской комиссией по перспективному развитию и градостроительству во главе с Михаилом Москвиным-Тархановым. Среди разработчиков специалисты Москомнаследия, НИиПИ Генплана, "Моспроекта-2"
Пресса: Город мастеров
Проходной двор на Пятницкой, 6 смело можно назвать красивейшим в Замосковречье и одним из лучших в старой Москве. Замечательный, почти хрестоматийный вид на колокольню Черниговской церкви и уникальные деревянные галереи – отличительная деталь доходного жилья 19 века, ныне исчисляющаяся пальцами одной руки. Хотя волшебный колорит двора уже был отчасти нарушен козырьком кафе и обустройством пластмассовых стеклопакетов в левой части галереи, всё остальное оставалось настоящим. 19 января правая, нетронутая ремонтами половина галереи была уничтожена. Через день во дворе появилась двухэтажная кирпичная пристройка. Никаких согласований на переустройство памятника у строителей не было, только справка МЧС о том, что в доме якобы произошло обрушение.
  • 3 марта 2008 / 1 марта 2008
Пресса: Концепция сохранения а также реконструкции и развития территорий жилой застройки 1920-1930 гг.
Несколько лет назад Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы была поставлена задача комплексного подхода к проблеме ревалоризации жилых поселков 1920-30-х гг. Это было вызвано рядом причин: - более полным осознанием ценности российского вклада в развитие мировой градостроительной культуры, всевозрастающим интересом архитектурной общественности к наследию 20-30 годов 20 века; - участившейся практикой замены отдельных зданий и сооружений в составе жилых комплексов 1920-30 гг., происходящей по мере их ветшания и нарушающей целостность и ансамблевые качества застройки; - исчерпанностью градостроительного ресурса центральной части Москвы, где практически не осталось свободных участков, в силу чего территории жилых поселков 1920-30-х гг.
Пресса: Вокзал отправления. В Петербурге приговорили Морской вокзал
Комментаторов лихорадит: «варвары!», «на что покусились!», «за барышом здания – лауреата госпремии не щадят!»... Выкладкам и расчётам веры нет – прекратить, запретить и отобрать, чтоб впредь неповадно! Карать по всей строгости за одно только поползновение!...
Пресса: Михаил Швыдкой предложил скульпторам дружить домами
В Замоскворечье, в 1-м Спасоналивковском переулке, 4, больше тридцати лет располагается Московский дом скульптора. 14 февраля шестеро скульпторов начали в нем голодовку, протестуя против передачи здания Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества стран - участниц СНГ, сопредседателем которого является Михаил Швыдкой. 18 февраля голодовка была приостановлена, а на следующий день прекращена.
Пресса: Частная экспедиция с государственным размахом. "Pax Romana" в Музее архитектуры имени Щусева
В Музее архитектуры (МУАР) открылась выставка "Pax Romana", отчет о путешествии по римской античности в Азии и Африке архитектора Максима Атаянца. На выставке побывал ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН
Пресса: Музей архитектуры свяжет античность с современностью
В московском Музее архитектуры 14 февраля открывается персональная выставка рисунков и фотографий архитектора Максима Атаянца «Римский мир». На сегодняшний день Атаянц – обладатель самого полного в мире собрания изображений античных памятников, сохранившихся до наших дней
  • 19 февраля 2008 / 13 февраля 2008
Пресса: Семь высоток - символ Москвы
Главные архитектурные символы послевоенной Москвы - сталинские высотки, не роняют престижа и в XXI веке. Статусная квартира в доме на Садово-Кудринской улице или на Котельнической набережной в цене не уступает апартаментам в элитных новостройках. Кое-что изменилось - теперь интерьеры и нежилые помещения в исторических зданиях всяк волен перекраивать на собственный манер
Пресса: Борьба культур
Площади Мясницких (бывших Кировских) ворот хронически не везёт. Ликвидация её исторического облика плавно продолжадась с 1930-х по 2000-е, но ничего достойного на этом месте так и не возникло. Есть несколько хороших старых домов, есть плохие и очень плохие монументальные строения 20 и 21 столетий, и есть невнятное пространство, которое является площадью в географическом, но совсем не в градостроительном смысле слова. Оставалась надежда на то, что ситуация может быть отчасти исправлена воссозданием снесённой церкви св. Флора и Лавра, до 1930-х годов украшавшей квартал на внутренней стороне площади. Но теперь эта идея, уже утверждённая общественным советом по градостроительству, вошла в острое противоречие с проектом строительства второй очереди театра “Et cetera” под руководством А.
  • 15 февраля 2008 / 14 февраля 2008
Пресса: Спасти запущенные коммуны
Архитекторы и искусствоведы озабочены судьбой двух столичных зданий. Экспериментальные дома-комунны, возведённые на заре советской власти и признанные памятниками конструктивизма, в наши дни оказались в запустении. Кто сможет спасти их от разрушения?
Пресса: Архитекторам нужен кодекс чести
Архитекторы, которые соглашаются участвовать в высотном строительстве в исторических городах, должны подвергаться профессиональному бойкоту. Такое мнение высказал «Новой» московский архитектор Никита Шангин
  • 12 февраля 2008 / 12 февраля 2008
Пресса: Тверской виадук встал на пути "Большой Ленинградки". Осторожно, Москва!
Спасение зданий и сооружений, не имеющих охранного статуса, выходит на первый план в деятельности защитников старины. Число заявок на охрану, накопившихся в картотеке Москомнаследия с 1970-х годов, приближается к тысяче и продолжает расти. Пропорционально росту списка выявленных памятников растет и давление на Москомнаследие со стороны заинтересованных инвесторов и чиновников.
Пресса: Сталинские высотные здания
Современная Москва с каждым годом стремительно меняет свой облик, и городская застройка начинает расти не только вширь, но и ввысь. В столице появляются новые здания высотой в 100, 200 и даже в 400 метров! И это еще не предел для Москвы.
Пресса: Пикирующая высотка. Небоскреб на Кудринской площади посылает властям сигнал бедствия
Жители дома N 1 на Кудринской площади (в прошлом - площади Восстания) отправили на имя Лужкова письмо с призывом к мэру лично и срочно разобраться с тем, что происходит сегодня с их легендарным зданием
Пресса: Княжескую усадьбу разбирают по кирпичику
Бесхозное имение в Мытищинском районе Подмосковья. Развалины княжеской усадьбы превратились в бесплатный источник стройматериалов для местных жителей. Между тем, памятник числится в реестре Роскультуры, но кто его должен восстанавливать, не знают даже инспекторы, которые следят за состоянием усадьбы
Пресса: Бульдозерный подход. Под вопросом судьба исторических памятников столицы Среднего Урала
Нешуточные страсти разгорелись после того, как стала достоянием гласности ксерокопия письма губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, адресованного руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому. К письму на двух страничках прилагался перечень 54-х объектов исторического и культурного наследия в Екатеринбурге, которые Россель предлагает снести.
Пресса: КГИОП и Россвязьохранкультура делят памятники
С нового года городской комитет по охране памятников получил право работать на федеральных памятниках. Проверять состояние, выдавать задания, согласовывать документацию на реставрационные работы, контролировать их ход. Однако глава Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленобласти Виталий Калинин считает, что Вере Дементьевой пока рано выходить «на работу» в Русский музей, Петергоф или Эрмитаж.
Пресса: Инициатива снизу
До совсем недавнего времени у этого дома не было истории, точнее говоря – она была никому неизвестна. Вы не найдете упоминаний о нём в путеводителях, тем более, что и разглядеть его не так просто. Несмотря на то, что дом находится на Тверском бульваре, рядом с памятником Есенину и церковью Иоанна Предтечи в Бронной, с улицы он совсем не виден. Но если войти в подворотню высокого дома №17, вы увидите неказистое двухэтажное строение, рядовой особняк со следами многократных переделок. Сверху деревянный мезонин, в интерьере второго этажа частично сохранилась отделка парадной анфилады первой половины 19 века (небольшой зал с 4 ионическими колоннами, дверной арочный проем, печи, потолочные карнизы и розетки). Окружающие особняк контрфорсы создают благородный, стародавний образ; кажется, что эти стены скрывают какие-то дремучие воспоминания.
Пресса: Кремль в тени небоскреба
Десятки ценных старинных зданий столицы своей очереди на ремонт ждут годами - и постепенно разрушаются. Внимание властей и инвесторов сейчас сосредоточено отнюдь не на их реставрации, а на возведении небоскрёбов. В недавно утверждённом плане высотной застройки города их десятки.
Пресса: Высочайшая низость. Историческую панораму Петербурга оставили без защиты: действующий высотный регламент отменен
Проект высотного регламента, принятый «путем опроса», поверг петербургскую общественность в ступор. Между тем в поспешности и засекреченности действий чиновников нет ничего удивительного. Новые документы призваны развязать застройщикам руки
Пресса: Москва классическая. Немножко «нео»
Можно ли оценить «сталинскую» архитектуру однозначно? Здания, доставшиеся нам в наследство от одной из самых ярких эпох российской истории XX века, до сих пор впечатляют своим величием, монументальностью, добротностью. Но в то же время нельзя не заметить их вычурности, помпезности и негуманистического оттенка, который пронизывал не только искусство, но и весь дух той поры.
Пресса: Дом Поливанова: спасен и вновь под угрозой
Подведя итоги 2007 года в рубрике "Осторожно, Москва!" (см. 19.12.07), впору задуматься о тревожных перспективах года наступившего. Повод - судьба особняка Поливановых в Денежном переулке, 9/6, где обостряется имущественный спор.
Пресса: “Пушкинъ” против Пушкина
К концу 2007 года полностью закончено так называемое “Строительство культурного центра русской старины” на Тверском бульваре. На самом деле под этой вывеской сооружена вторая очередь ресторана «Пушкинъ», отныне более известная как «Турандот». И теперь можно сравнить результат с тем, что было здесь ранее, а заодно вспомнить, как происходила самая варварская и претенциозная реконструкция последней пятилетки. Ибо пять лет назад здесь был никакой не «Турандот», а усадьба Ивана Римского-Корсакова, одного из фаворитов Екатерины Великой, о котором императрица говорила: «Его следовало бы брать как модель, всем скульпторам, живописцам; все поэты должны воспевать красоту Римского-Корсакова… Он светит как солнце и вокруг себя разливает сияние». Князь Щербатов в своем трактате «О повреждении нравов в России» обвинял Римского-Корсакова в том, что он «преумножил бесстыдство любострастия в женах». А еще новоявленный Аполлон обладал «умом обыкновенным», добросердечностью, благородством, хорошим голосом и играл на скрипке. Осталось занятное свидетельство о том, как он комплектовал свою библиотеку.
Пресса: В 2007-м не приговорили к сносу ни один из столичных памятников
Рубрика "Осторожно, Москва!", существующая пять лет, впервые подводит итоги года словами: вандализм пошел на убыль. Правительства Москвы и России в 2007 году не подписали к сносу ни один из статусных памятников столицы. Прежде столица недосчитывалась пяти-шести памятников ежегодно, а в 1990-е годы статистика была еще печальнее. При этом напомним, что воздержание от вандализма - не заслуга, а обязанность.
Пресса: Тверская застава
Причиной нашего обращения к теме реконструкции площади Белорусского вокзала стал готовящийся снос Тверского путепровода, замечательного технического сооружения эпохи модерна. Однако говорить об этой проблеме можно лишь как о составляющей всем известной «Большой Ленинградки». Повод для сноса старинного моста - строительство транспортной развязки и паркинга, но и они являются «обременением» для инвестора, строящего здесь крупнейший в центре торгово-развлекательный комплекс и гостиницу. Урбанизация исторического центра набирает обороты.
  • 10 декабря 2007 / 7 декабря 2007
Пресса: Город в свете ночи
За десять лет вечернее оформление стало гордостью столицы Впервые о подсветке столичных зданий задумались еще в 1953 году. Тогда были установлены прожекторы возле Кремля, Моссовета и ряда других правительственных объектов. При этом в качестве источников освещения были использованы обыкновенные, весьма неэкономичные лампы накаливания.
Пресса: Вокзалы "уплотняют" ради коммерческой застройки
О предложении главного архитектора Москвы Александра Кузьмина закрыть Рижский вокзал и превратить его в музей "Известия" написали 23 октября. Шесть лет назад аналогичная идея, озвученная префектом Северо-Восточного округа Ириной Рабер, касавшаяся двух вокзалов - Рижского и Савеловского, - натолкнулась на решительные возражения Московской железной дороги (МЖД), отвечающей за пригородное сообщение. Но теперь все изменилось.
Пресса: Марфа или Мария? Ускоренная реставрация обители на Большой Ордынке привела к нешуточному скандалу
Большая Ордынка - улица уникальная. Одновременно оживленная и уютная: по ней, к счастью, не прошлись катки генпланов. Еще сохранившиеся кое-где вековые липы, круглая ротонда казаковской церкви "Всех скорбящих радости". Дома (особенно со стороны Серпуховской площади) всё больше двух- и трехэтажные; попадаются даже ветшающие деревянные особнячки... Но есть на этой улице место, выделяющееся даже на ордынском заповедном фоне. Сказочное белое подворье с небольшой, как будто древней новгородской работы, церковью - сначала протрешь глаза, не веря себе, и только потом понимаешь, что это просто мастерская стилизация эпохи модерна. Еще там есть большой храм XIX века и маленькая ажурная галерейка между двумя корпусами.
Пресса: Высотка на Котельнической: юбилей с персональным лифтом
Ровно 55 лет назад первой из "великолепной семерки" сталинских небоскребов была заселена высотка на Котельнической набережной. Юбилей ознаменовался сооружением в доме первого частного лифта, а также первой в его истории демонстрацией жильцов: на прошлой неделе они вышли во двор с плакатами "Уберите с наших голов частный лифт" и "Прекратим разрушение исторических памятников".
Пресса: Возвращение русской усадьбы
"При слове "усадьба" нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или Александровского времени, темный сад, "храмы любви" и "дружбы", мебель карельской березы или красного дерева…" Барон Н.Н.Врангель. На рынке недвижимости ожидается очередной всплеск активности. Русская усадьба снова в моде. А значит скоро тысячи заброшенных дворянских гнезд с заросшими прудами и остатками великолепных парков обретут новых хозяев, готовых возродить их для себя и детей, а заодно оставить по себе память.