Приручение модернизма

Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.

mainImg
Мастерская:
DROM
КБ «Стрелка»
Проект:
Площадь Азатлык
Россия, Набережные Челны, проспект Хасана Туфана, 18

Авторский коллектив:
Асаф Барнеа, Ага Баткиевич, Валентина Чиккотосто, Элиф Гозде-Озтопрак, Тимур Каримуллин, София Куценко, Роос Пулскенс, Тимур Шабаев, Пратуша Сурьюкант

2017 – 2020

В сотрудничестве с: КБ «Стрелка»
Местный архитектор: КМТ Pro
Инженер: КМТ Pro
Консультант по озеленению: NOVASCAPE

Заказчики: КБ «Стрелка», ДОМ.РФ
Архитекторы DROM так рассказывают о своей работе:

«Наш проект преобразования главной площади в Набережных Челнах, в советском городе, построенном в конце 1970-х вокруг знаменитого завода грузовиков КамАЗ – это свежий взгляд на роль общественного пространства в моногороде. Этот проект – ключевой этап «Пяти шагов развития» – программы по улучшению жизни в российских городах. Он выполнен нами совместными усилиями с KБ «Стрелка», ДОМ.РФ и KMT Pro при поддержке Фонда развития моногородов.
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов

Старая главная площадь, изначально задуманная как эспланада, соединяющая так и не построенный музей Ленина со зданием Горсовета, давно потеряла свое значение: формальный и лишенный каких-либо функций пережиток советского прошлого. Она заполнялась людьми лишь пару раз в год – во время городских праздников, оставаясь пустой в остальные дни.
  • zooming
    1 / 5
    Площадь Азатлык до начала реконструкции
    © DROM
  • zooming
    2 / 5
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    3 / 5
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    4 / 5
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    5 / 5
    Площадь Азатлык
    © DROM
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов

Мы стратегически переместили пешеходную ось от центра площади к ее краю, вдоль которого уже существовала линия плотно посаженных деревьев – лип, красных кленов, голубых елей. Таким образом, передвижение по площади потеряло былой идеологический пафос, стало защищенным от ветра и солнца и обрело связанность с окружающей застройкой. Получившийся Променад мы наполнили новыми функциями – киоски, обзорная и игровая площадки, подиум.

Мы сделали площадь увлекательным, динамичным общественным пространством с многофункциональной средой, учитывающей желания разных слоев и групп населения.

Освободившуюся от циркуляции центральную зону мы превратили в «Городской ковер» – анфиладу из трех площадей, каждая со своим характером: Площадь мероприятий – большое замощенное пространство для активной молодежи и устройства временных рынков; «Зеленая площадь» – место для отдыха на траве и большие цветовые композиции от Горзеленхоза (городского департамента по озеленению); Площадь культуры – пространство для выступления артистов под открытым небом вокруг трансформированного и расширенного старого фонтана, вход в кинотеатр в здании мэрии. Усиливая функциональную насыщенность пространства, мы расположили главные павильоны в местах, где Променад стыкуется с площадями.
  • zooming
    1 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    2 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Дмитрий Чебаненко
  • zooming
    3 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    4 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    5 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    6 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко

Узловые зоны формируют новые точки притяжения: треугольное кафе-амфитеатр и обзорная площадка «Спираль», окрашенные в оригинальный оранжевый цвет кабин КамАЗа, помимо своих функций, придают новое вертикальное измерение всей площади; гигантский круглый фонтан, превращающийся зимой в каток и место установки главной новогодней елки Челнов.
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко

Для каждой из площадей мы разработали уникальный паттерн мощения, создали зоны для отдыха, защищенные от ветра и солнца зелеными холмами и деревьями различных местных пород.

Вместе с павильонами нами были разработаны уникальные малые архитектурные формы и фонари, устанавливающие своими простыми геометрическими формами связь с эстетикой всего города. Они были выполнены местными промышленными предприятиями, специально перепрофилировавшими под наш проект часть своих мощностей, создав таким образом новую нишу городской экономики. Так, например, для площадки-спирали были использованы технологии производства газовых трубопроводов, скамейки сделаны на местном заводе железобетонных изделий, фонари сварены из типовых стальных профилей. Дополнительную ценность проекту придает тот факт, что он реализован совместно с местными специалистами, и многие решения в области благоустройства были отработаны в Набережных Челнах впервые.
  • zooming
    1 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    2 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    3 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    4 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    5 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
  • zooming
    6 / 6
    Площадь Азатлык
    Фото © Евгений Евграфов
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов

Применение местных материалов и трудовых ресурсов, внимательное отношение к переиспользованию позволили уменьшить негативное влияние на окружающую среду и сделать проект устойчивым, финансово реализуемым и связанным с контекстом. Мы с вниманием отнеслись к озеленению площади – увеличили площадь мягких поверхностей, сохранили практически все существующие деревья и добавили много новых.»
Площадь Азатлык
Фото © Дмитрий Чебаненко
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов
Площадь Азатлык
Фото © Евгений Евграфов
Площадь Азатлык
© DROM
  • zooming
    1 / 4
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    2 / 4
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    3 / 4
    Площадь Азатлык
    © DROM
  • zooming
    4 / 4
    Площадь Азатлык
    © DROM
Площадь Азатлык
© DROM
  • zooming
    1 / 3
    Площадь Азатлык. Лето
    © DROM
  • zooming
    2 / 3
    Площадь Азатлык. Осень
    © DROM
  • zooming
    3 / 3
    Площадь Азатлык. Зима
    © DROM
Площадь Азатлык
© DROM
Площадь Азатлык
© DROM
Площадь Азатлык
© DROM


Мастерская:
DROM
КБ «Стрелка»
Проект:
Площадь Азатлык
Россия, Набережные Челны, проспект Хасана Туфана, 18

Авторский коллектив:
Асаф Барнеа, Ага Баткиевич, Валентина Чиккотосто, Элиф Гозде-Озтопрак, Тимур Каримуллин, София Куценко, Роос Пулскенс, Тимур Шабаев, Пратуша Сурьюкант

2017 – 2020

В сотрудничестве с: КБ «Стрелка»
Местный архитектор: КМТ Pro
Инженер: КМТ Pro
Консультант по озеленению: NOVASCAPE

Заказчики: КБ «Стрелка», ДОМ.РФ

22 Июня 2020

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.