Вилла-BG_019
Фотография © Влад Феоктистов
Подъезд к дому – сверху, там же крытый двор-парковка обнесенный со всех сторон легкой конструкцией из вертикальных деревянных ламелей. Они защищают двор от перегрева и посторонних глаз, но не препятствуют обзору со стороны двора.
Вилла-BG_019
Фотография © Влад Феоктистов
На нижний этаж дома ведут сразу две лестницы: внутренняя и внешняя. Здесь мы найдем единую зону кухни столовой и гостиной в южной стороне и блок обслуживающих помещений в восточной. Терраса с бассейном расположена в том же уровне, что и гостиная, и отделена от нее всего лишь тонкой раздвижной светопрозрачной конструкцией. При желании весь нижний этаж дома превращается в единое пространство без деления на уличную и внутридомовую зоны, что удобно для проведения летних вечеринок. С восточной стороны к террасе присоединены полностью углубленная в склон баня и вписанная в рельеф лестница вдоль торцевой стены бассейна, которая ведет на озелененную придомовую территорию ниже по склону. Сверху терраса прикрыта консолью второго этажа, которая играет роль козырька и защищает от палящего солнца зону отдыха у бассейна.
Здесь есть все необходимое для южного отдыха: бассейн с видовой кромкой, деревянный пол террасы и массивный козырек консоли над ней, хорошо защищающий от полуденного солнца. Естественные материалы: камень, дерево, белая штукатурка. Витражи с видом на море. Но много важнее лаконизм современной формы, строгая геометрия, углы и контрасты. Это двойственное решение: с одной стороны, грамотное и современное, с другой – страшно представить, сколько еще подобных вилл уже построено в мире. Она как будто сошла со страниц журнала: пусть не буквально, но решение определенно не уникальное и уже лет девяносто как не новое. Оно как офисный костюм – белая рубашка, дизайнерский галстук, черный, а по нашим временам лучше того темно-синий цвет ткани. И такое же дорогое, взять хотя бы аккуратный архитектурный бетон нижнего этажа. В каком фильме было сказано: – Эту елку делал дизайнер? – Да. – Оно и видно.
Благородная, точная правильность. Но стерильная. Что отразилось и в номерном названии: 019, не просто девятнадцать, а с нулем в начале, как будто предполагается еще 980 «слотов», других похожих проектов. В принципе нумерация цифрами характерна для абстрактных картин, чем они отличаются, к слову, от более поздних сюрреализма и концептуализма. Такие виллы – аналог абстрактного искусства, уже в 1930-х годов – гламурного comme il faut.
Вилла-BG_019
Фотография © Влад Феоктистов
Однако. Если бы вилла появилась во Франции или, скажем, в Израиле, она была бы банальной. Но на сочинском склоне среди пестрой курортной застройки последних десятилетий, щипцов, арок и балкончиков, достроенных и недостроенных, всем этом плотном хаосе чистота форм, пожалуй, не вовсе не избыточна. Скорее она берет на себя роль агитатора и пропагандиста иных эстетических ценностей.