Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © PortoNovo/Prefeitura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар. На заднем плане – Музей завтрашнего дня Сантьяго Калатравы © André Sanches
Преобразования начались со сноса в 2014 автомобильной эстакады, еще в 1960-е отделившей прибрежную полосу от центра. Дело в том, что набережная, обновление которой было приурочено к Олимпийским играм, – часть более крупного проекта реконструкции центрального района Рио – Порту-Маравилья. Сооружение нескольких тоннелей дало возможность убрать автомобили с прилегающих улиц под землю. Набережная строилась параллельно с сетью скоростного трамвая в центре города и включила в себя часть его линий и четыре остановки.
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © PortoNovo/Prefeitura
Променад длиной 3,5 км связывает ряд общественных пространств и культурных учреждений. Первой закончили площадь Мауа, от которой в залив выдается пирс с расположенным на нём Музеем завтрашнего дня Сантьяго Калатравы. На запад тянется знаменитый Олимпийский бульвар. На другом конце набережной – площадь XV, которой вернули исторический масштаб в память о существовавшем здесь рыбном рынке. Кроме того, город получил и несколько новых площадей. Одна из них расположена на месте первых улиц Рио-де-Жанейро и воссоздает его изначальный дух.
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Miguel Sa
В благоустройстве сделан акцент на использовании местных деревьев: это и ярко-желтая табебуйя, эндемичное пау-бразил, питанга с красными плодами, и многие другие. Применены несколько видов гранитного и бетонного мощения, деревянный настил из древесины кумару. Скамейки, урны, фонари – по авторскому проекту. Пешеходные пути продублированы велодорожками.
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © PortoNovo/Prefeitura
Две ранее разделенные половины набережной связаны вдоль берега прямо над водой пешеходным мостом, который «ныряет» под другой мост, соединяющий принадлежащие военным территории: монастырь Святого Бенедикта (Сан-Бенту) и Змеиный остров. Кроме того, на территории к западу от площади Мауа многие здания до сих пор имеют таможенный статус и ограниченный доступ, однако планируется их постепенное приспособление к новым функциям – в частности, жилым.
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Ignasi Riera
Строительство набережной Конджи общей площадью 250 тысяч кв. м – выдающийся пример использования механизмов государственно-частного партнёрства. Для обеспечения ревитализации района был учрежден специальный административный консорциум, который будет управлять территорией в течение 15 лет. Цель модернизации инфраструктуры – повышение привлекательности центра, население которого планируется таким образом увеличить более чем в три раза.
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Ignasi Riera
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Ignasi Riera
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Miguel Sa
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Miguel Sa
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © João Pedro Backheuser
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Ignasi Riera
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © Francis Figueiredo
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © André Sanches
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар в 2010 году, до начала реализации проекта © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар в 2010 году, до начала реализации проекта © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura
Набережная Луиса Паулу Конджи – Олимпийский бульвар в 2010 году, до начала реализации проекта © B + ABR – Backheuser and Riera Arquitetura