Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе

Экспериментальный жилой комплекс «Лебедь» Андрея Меерсона на Ленинградском шоссе в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Михаила Князева, архитектора бюро «Хора» и сооснователя проекта «Совмод».

mainImg
Архитектор:
Андрей Меерсон
Мастерская:
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №22
Проект:
Жилой комплекс «Лебедь»
Россия, Москва, Ленинградское шоссе

– 1974


Дом-комплекс с обслуживанием / экспериментальный жилой комплекс «Лебедь»

Архитекторы: А. Меерсон (руководитель авторского коллектива), Е. Подольская, А. Репетий, И. Федоров (мастерская №2, «Моспроект-1»)
Инженеры: Б. Ляховский, А. Гордон, Д. Морозов, В. Самодов
Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, 29–35
Годы строительства: 1967–1973

Михаил Князев, архитектор бюро «Хора» и сооснователь проекта «Совмод»:

«В 1973 на Ленинградском шоссе в Москве завершилось строительство «дома-комплекса с обслуживанием». Другое его название, под которым он вошел в историю отечественной архитектуры – жилой комплекс «Лебедь».

Этот дом стал доминантой создававшегося в те годы на северо-западе столицы одноименного экспериментального микрорайона. Вот как описывала его одна из авторов проекта архитектор Елена Подольская: «В проекте детальной планировки микрорайона предусмотрено строительство 9-, 16- и 30-этажных жилых домов, а также большого торгового центра, школы и детских садов. Ансамбль микрорайона, силуэты зданий которого будут вырисовываться над соснами парка Покровское-Глебово, послужит композиционным началом огромного нового городского района Химки-Ховрино. Характерной особенностью «Лебедя» является известная его обособленность, замкнутость. Речь идет об отсутствии непосредственной связи с другими микрорайонами. Ведь остальной, точнее – основной район массива Химки-Ховрино расположен на противоположной стороне Ленинградского шоссе и несколько дальше от центра Москвы.» (Е. Подольская. Дом-комплекс с обслуживанием // Строительство и архитектура Москвы, №1/1968).

К проектированию были привлечены представители разных сфер – экономисты, статистики, социологи. Результатом совместной работы архитекторов под руководством Андрея Меерсона и приглашенных специалистов стало деление населения будущего микрорайона на группы, или, как их называли сами участники исследования – «коллективы». Авторы проекта считали, что подобное дифференцирование жителей на группы, которые планировалось селить в разных условиях, поможет сформировать оптимальную схему обслуживания населения и установить характеристики жилища нового формата. Архитекторы рассматривали комплекс «Лебедь», отведенный под проживание «коллективу №3», как самую важную часть большого эксперимента.

Объемно-пространственную композицию «Лебедя» составляют четыре 16-этажных дома, три из которых (корпуса № 4, 5 и 7) имеют две секции и стоят ближе к Химкинскому водохранилищу, а односекционная башня (корпус №6) – выдвинута на красную линию застройки шоссе. Важную роль в определении окончательного расположения корпусов сыграли индивидуально просчитанная для каждого дома инсоляция, противопожарные и санитарные требования.

Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Проект. Изображение из журнала «Строительство и архитектура Москвы», №1/1968
Предоставлено Михаилом Князевым



Все объемы стоят на стилобате блока обслуживания, где были запроектированы просторный вестибюль с гардеробом и торговыми автоматами, бюро заказов, химчистка и прачечная, пункт проката хозяйственно-бытовых приборов, медицинская комната, детский сад-ясли на 140 мест, конференц-зал, кружковые, мастерские, библиотека и многое другое. Этот набор функций должен был обеспечить жителей «Лебедя» если не автономным существованием в пределах комплекса, то как минимум создать высокий по тем временам уровень обслуживания и максимально комфортные условия для жизни.

Эксплуатируемая кровля стилобата имела рекреационную функцию: на ней жители могли проводить время на открытом воздухе и даже заниматься спортом. В подземной части комплекса архитекторами были предусмотрены кооперативный гараж-стоянка на 300 парковочных мест, кладовые комнаты для каждой квартиры и группа технических помещений.

Человек, заселявшийся в «Лебедь», получал квартиру улучшенной планировки, ряд технических характеристик которой отличал ее от любой другой советской квартиры. Высокие потолки (2,7 м в чистоте), большие кухни, просторные комнаты и подсобные помещения, система встроенных шкафов, лоджии внушительных размеров – все это соответствовало представлениям о жилище нового образца.

Фасады комплекса, несмотря на его качественное наполнение, немногим отличались от решений, применявшихся для массовой жилой застройки: для внешней отделки жилых объемов были выбраны привычные навесные керамзитобетонные панели с грубо заделанными швами. Простота внешней отделки жилых корпусов компенсируется удачным ритмом расположения лоджий, придающим фасадам необходимую пластику. Стены блока обслуживания выполнены из красного кирпича, эффектно сочетающегося с грубыми железобетонными поверхностями. Резкий контраст «Лебедя» с окружающим ландшафтом усиливает восприятие его архитектуры и добавляет острым формам ансамбля еще большую выразительность.

За проект «Лебедя» архитектор Меерсон, через несколько лет построивший знаменитый «Дом авиаторов» на Беговой, получил Гран-при в Париже. Вне зависимости от того, завершился ли амбициозный эксперимент абсолютным успехом, можно сказать, что архитекторами был грамотно решен ряд непростых задач, а «Лебедь», жемчужина одноименного экспериментального микрорайона, заслуживает уважения и достоин особого охранного статуса.»

Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе
Фотография © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе © Денис Есаков


Архитектор:
Андрей Меерсон
Мастерская:
«Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №22
Проект:
Жилой комплекс «Лебедь»
Россия, Москва, Ленинградское шоссе

– 1974

28 Января 2016

author pht

Авторы текста:

Михаил Князев, Денис Есаков
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Учреждение рая
Бюро BIG выиграло конкурс на мастерплан трех насыпных островов на 375 000 жителей у берега малазийского острова Пинанг в Малаккском проливе.